Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Послать «Боинг» подальше — это красиво и приятно, но пока рано

В перспективе нам надо иметь и собственные самолеты, но авиастроение сегодня завязано на международное сотрудничество

5983
Послать «Боинг» подальше – это красиво и приятно, но пока рано
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Материал комментируют:

Американская компания Boeing планирует возвращение на российский рынок. Компания собирается вновь разрешить нашим авиакомпаниям закупать самолёты и наладить поставки запчастей на отечественный рынок. Взамен Boeing хочет получить титан из России.

Планируется, что «Боинги» снова начнут поступать в Россию в два этапа. Первый — компания разрешит поставки нашим авиакомпаниям старых самолётов, которые продают другие перевозчики, в основном из дружественных стран. На втором этапе планируется снятие всех ограничений и возможность нашим компаниям оформлять заказы напрямую у производителя.

С поставками запчастей всё проще: их Boeing может возобновить сразу после отмены санкций. Лизингодатели уже начали переговоры с российскими компаниями на предмет того, какие именно самолёты готовы приобрести перевозчики. В приоритете — Boeing 737, который используется в большинстве авиакомпаний РФ. Также есть интерес к широкофюзеляжному Boeing 777, который способен летать на дальние расстояния.

Взамен американскому производителю могут снова открыть доступ к российскому титану, от которого компания сама отказалась в 2022 году.

Читайте также
Возвращение блудных брендов: Кого к сердцу прижмем, кого к черту пошлем Возвращение блудных брендов: Кого к сердцу прижмем, кого к черту пошлем Суверенная экономика — вот чего мы должны добиваться, а не отмены санкций

Авиаэксперты, с которыми удалось переговорить «СП», утверждают, что возвращение в Россию выгодно и нам, и самому «Боингу»: сейчас деньги за те же запчасти получают компании, которые занимаются их поставкой в Россию по схемам параллельного импорта. После снятия санкций доход пойдёт напрямую в казну Boeing.

А вот европейские Airbus на наш рынок возвращаться не собираются. ЕС продолжает работать на ужесточение санкций против России, поэтому ждать новеньких «эрбасов» не стоит.

Казалось бы, возвращение «Боинга» в Россию сразу решит многие проблемы гражданской авиации. Однако это не совсем так. Достаточно вспомнить хронику авиакатастроф Boeing. По данным из открытых источников, за время эксплуатации этих самолетов с 1967 года в катастрофах было потеряно 198 самолетов Boeing 737, в результате чего погибли более 4 700 человек. Кроме того, эти самолеты 112 раз захватывали преступники, в результате чего погибли 325 человек. Только начиная с 2008 года Боинг претерпел 15 аварий.

Да что далеко ходить — только за прошлую неделю в России произошло два заметных авиапроисшествия с самолетами этой корпорации. В среду 19 февраля сразу у двух пассажирских лайнеров Boeing 737 российских авиакомпаний произошли поломки в воздухе. У обоих самолетов вышли из строя элементы системы управления механизацией крыла. Лайнер компании S7, следовавший в Новосибирск, и борт Red Wings, летевший в Новокузнецк, были вынуждены уйти на запасные аэродромы.

Стоит еще иметь в виду, что Boeing — это гигантская мультинациональная корпорация. И тут недостаточно снятия только американских санкций. Возникает и второй закономерный вопрос: не остановит ли возвращение Boeing на российский рынок развитие отечественного авиапрома?

Ведь Россия уже который год собирается производить самолёты, авиадвигатели, авионику и все остальные компоненты для десятков моделей самолетов самостоятельно. Причем практически полную линейку авиалайнеров и транспортных самолётов — МС-21 с двигателем ПД-14, SJ-100 с двигателем ПД-8, Ту-214М, Ил-96−400М, Ил-76МД-90А, Ил-114−300 с двигателем ТВРС-44, затем на очереди Ил-112М с двигателем ПД-8 и другие. Плюс будет целая линейка новых боевых самолетов.

Что будет дальше с отечественным авиапромом в связи с потенциальным возвращением «Боинга»? С таким вопросом мы обратились к авиаэксперту, основателю сервиса безопасности полетов RUN AVIA Андрею Патракову.

— С самолетами Boeing не все так просто. Допустим, США снимут санкции, но двигатели для среднемагистральных самолётов Boeing производит французско-американская CFM International. На многих дальнемагистральных Boeing устанавливали двигатели британско-немецкой Rolls-Royce. То есть для доступа на российский рынок самолетов Boeing необходимо снятие не только американских, но и ряда европейских санкций.

«СП»: Что мы планируем получать в перспективе от Boeing — сами машины или запчасти для обновления уже имеющегося авиапарка?

— Думаю, и то, и другое. Все начнется с поставок запчастей, потом начнется поставка новых лайнеров. Начнут с поставок старых машин, потом, не исключаю, появятся и новые. Boeing очень заинтересован в возвращении в Россию, он потерял при уходе очень доходный бизнес.

«СП»: Не поставит ли возвращение «Боинга» крест на отечественном авиастроении?

— Бюджет у нас дефицитный, сроки производства отечественных самолетов все время сдвигаются вправо. Если думать о безопасности полетов и расширении парка самолетов, быстрее и проще их купить.

Производство собственных самолетов — в долгосрочной перспективе. И здесь можно взять пример с Китая, который и производит, и закупает самолеты. Там тоже работали над созданием собственного авиапарка около 30 лет, но начали выпускать дальнемагистральные самолеты только за последние 10 лет.

«СП»: Сертификация отечественного самолета MC-21, с которым мы связываем самые большие надежды, должна была состояться в конце прошлого года, но этого не случилось. Разработчики самолета «Байкал» заявили, что для взлета самолета нужны американские двигатели. Пока новости отечественного самолетостроения не радуют…

— Действительно, на Уральском заводе гражданской авиации готовы отложить проект самолета «Байкал» до возвращения поставщиков моторов General Electric или их аналогов. При этом первый полет «Байкала» состоялся в январе 2022 года как раз на моторе General Electric.

Затем из-за санкций и импортозамещения пришлось создавать самолет на отечественных двигателях, но попытка не увенчалась успехом. Что касается МС-21, мы до сих пор не можем выпустить его импортозамещенную версию, — резюмирует авиаэксперт Андрей Патраков.

Чего больше в возвращении Boeing в Россию — плюсов или минусов? С таким вопросом мы обратились к эксперту в области безопасности полетов, бывшему командиру воздушного судна Александру Романову.

— Возвращение американской компании Boeing в Россию увеличит число рейсов, для летчиков это однозначно хорошо. Сейчас, в связи с сокращением авиапарка в России, происходит отток профессиональных пилотов в другие страны, в основном в Китай.

Читайте также
США и НАТО в ярости: Остановить российские Су-57, летящие в Алжир, оказалось невозможно США и НАТО в ярости: Остановить российские Су-57, летящие в Алжир, оказалось невозможно Российский истребитель пятого поколения бьет конкурента на глобальном рынке и качеством, и ценой, и репутацией

Если «Боинг» вернется в Россию, это прежде всего позволит сохранить рабочие места в российской авиации. Для того, чтобы пилот поддерживал свое профессиональное мастерство, нужны регулярные полеты. Кроме того, самолеты Boeing довольно комфортабельные, современные и экономичные. Для людей польза в их возвращении будет в том, что удастся увеличить число рейсов.

Если отменят санкции, интенсивность полетов также увеличится. Вырастет и количество маршрутов, будет меньше «каннибализма» самолетов.

«СП»: Но у самолетов Boeing немало аварий, значит машина тоже не идеальная?

— Авиастроение — вообще сложная отрасль. Что касается Boeing 737, бывали случаи, когда автоматика вмешивалась в управление самолетом, но так или иначе все находится под контролем мощной корпорации. В любом случае это надежнее, чем летать на еще не опробованной машине. Я летал на Boeing MD-11 (McDonnell Douglas и Boeing объявили о слиянии в 1997 году — «СП»), это уникальная современная машина. Все неполадки в корпорации Boeing рассматривают и стараются устранить как можно быстрее.

«СП»: Не остановит ли возвращение «Боинга» в Россию отечественные разработки?

— Не думаю. Нам нужно по моим расчетам еще 2−3 года, чтобы закончить импортозамещение в авиации. Мы сможем спокойно этим заняться, имея запас в виде «Боингов». В перспективе, конечно, нам надо иметь и собственные самолеты, но авиастроение сегодня — это результат международного сотрудничества.

Последние новости
Цитаты
Иван Мезюхо

Политолог

Константин Затулин

Депутат Госдумы, руководитель Института стран СНГ

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня