
После возвращения Зеленского из Рима в Киев на Банковой резко активизировался глава его офиса Ермак. Он, как сообщает украинский Telegram-канал «Резидент», ссылаясь на источник в администрации «просроченного», дал указание командующему ВСУ Александру Сырскому и руководителям спецслужб готовиться к введению режима прекращения огня.
По информации инсайдера канала, Ермак провел совещание с участием командования ВСУ, СБУ и ГУР, на котором обсуждалась подготовка к перемирию в случае соответствующей команды из Вашингтона. Отдельно потом встретился с лидерами фракций в Верховной раде, поставив задачу обеспечить «правильное» голосование по инициативе снятия запрета на переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным.
Ранее «Резидент» сообщал, что беседа Зеленского и Трампа «на двух стульях» в базилике Святого Петра на похоронах папы Франциска 26 апреля завершилась тем, что «пересидент» Украины дал согласие на временное перемирие со следующей недели и на проведение переговоров с Россией под руководством Ермака. А также признал, что мирный план президента США должен стать основой для урегулирования конфликта.
Эти сведения каналу якобы предоставил один из членов украинской делегации в Риме. Но официально ни Белый дом, ни Банковая их пока не подтвердили.
Хотя, действительно, риторика Трампа в отношении киевского главаря после разговора тет-а-тет в Ватикане стала значительно более дружелюбной. Встречу с Зеленским он назвал «прекрасной», отметив, что его визави «хочет сделать что-то хорошее для своей страны» и «тяжело работает».
Понятно, у Трампа 30 апреля дедлайн — сто дней президентства. И он очень хочет достичь соглашения между Москвой и Киевом к этой дате, чтобы заявить о выполнении своей миротворческой миссии.
Собственно, российский президент на недавней встрече со Стивом Уиткоффом подтвердил готовность к переговорам с Киевом без предварительных условий. Но успеет ли Рада снять запрет на диалог с Путиным, который самому себе ранее установил Зеленский, а потом парламентарии это решение поддержали?
Кремль даже готов продолжать трек с перемирием, но с учетом требований, которые ранее озвучил Путин — прекращение мобилизации и поставок оружия Украине.
Об этом в интервью телеканалу CBS News напомнил глава МИД РФ Сергей Лавров.
«Мы хотим гарантий, что прекращение огня не будет снова использовано для укрепления украинской армии и что поставки оружия должны прекратиться», — сказал министр, отвечая на вопрос, почему Москва отказывается от перемирия, хотя Киев на него уже согласился.
По его словам, Россия «не будет повторять ошибки последних десяти лет, когда были подписаны соглашения, а затем Украина нарушила их при поддержке и поощрении со стороны администрации Байдена и европейских стран».
«Это уроки, извлеченные из по крайней мере трех сделок, подобных той, которую мы сейчас обсуждаем», — отметил Лавров, подчеркнув, что подобная сделка не означает установку предварительных условий со стороны Москвы.
Тот же «Резидент» считает, что Зеленскому и его окружению доверять нельзя:
— Когда говорят о «30-дневном перемирии», суть в том, чтобы украинцы расслабились, вышли из домов, начали чувствовать себя в безопасности.
Именно в этот момент активизируются ТЦКашники. Под прикрытием временного затишья пойдут массовые задержания и вылавливание «резервов».
Это не попытка приостановить боевые действия, а лишь тактический манёвр, чтобы восполнить потери в ВСУ и продолжить воевать с новым ресурсом. И это хорошо видно по действиям власти, которая под разговоры о мире всё активнее закручивает гайки так называемой Земобилизации.
При этом Зеленский на публику уверяет, что насильственная мобилизация — это якобы единичные исключения, а нарушители из числа военкомов несут за это ответственность (конец цитаты), — пишет ТГ-канал.
По мнению автора канала, 30-дневное перемирие — это лишь инструмент загнать на фронт еще больше мужчин, это перерыв на донабор в ВСУ.
Есть ли основание доверять благим намерениям Зеленского и его клики?
Оценить ситуацию «СП» попросила политолога, главу Фонда «Основание» Алексея Анпилогова:
— Доверять стоит, прежде всего, нашему президенту Владимиру Путину, который сказал, что перемирию быть, но на российских условиях. Оно объявлено к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. И Россия в словах нашего Верховного главнокомандующего уже четко определила, каким образом ближайшее перемирие будет осуществляться и проходить.
Что касается каких-то встречных инициатив, то они сформулированы таким образом, что фактически были торпедированы еще на стадии предложения. Потому что ни украинская сторона, ни американская не рассматривали эти инициативы как реальные, а видели в них исключительно политическую риторику.
В этом отношении позиция России гораздо больше заслуживает уважения. Потому что все, что Россия ранее декларировала — мораторий на удары по энергообъектам, пасхальное перемирие, — она тут же делала. И делала с соблюдением всех обязательств, которые на себя брала, причем часто даже в одностороннем порядке.
То есть, если Трамп или Зеленский действительно обладают политическим капиталом и готовы проявлять политическую волю, то они просто могут сделать то же самое.
«СП»: Поясните.
— Никто не мешает Зеленскому отдать приказ о прекращении огня на линии соприкосновения сторон. С точки зрения Конституции Украины это сделать предельно просто. Но мы видим, что Зеленский такой приказ не отдает.
Либо его никто не исполнит, как это часто говорится. Хотя, мне кажется, он просто не хочет такого рода приказ отдавать, потому что на Украине сформировалась огромная прослойка элитных индивидуумов, которые фактически живут исключительно за счет военных действий. Для них прекращение конфликта, это однозначно погружение в политическое безвременье. А для кое-кого даже угроза жизни, потому что за военные преступления и преступления против собственного народа их просто могут убить.
«СП»: Чего, по-вашему, добивается Трамп на Украине?
— Трамп, на самом деле, не хочет мира как такового — для него это не цель, а средство. Средство вывести США из конфликта.
Я напомню слова Байдена, который сказал, что «Америка никогда не будет проигравшей». И это действительно альфа и омега американской позиции при участии в любых мировых конфликтах. Они всегда будут в коалиции победителей, а вот быть проигравшими им никогда не улыбалось. Ни в Корейской войне, когда стало понятно, что война не может быть выиграна. Ни во Вьетнамской, где они просто тихонечко ушли. Ни в Ираке, ни в Афганистане.
Раз за разом американцы уходили из конфликта, который, скажем так, вместо дивидендов начинал приносить для США экономические и политические убытки. Вот и сейчас никаких преференций от горячей стадии украинского конфликта Вашингтон не получает. Поэтому есть намерение перевести его в максимально управляемую, уже «замороженную» фазу. По корейскому сценарию, где Штаты, тем не менее, до сих пор сохраняют полное влияние и контроль на Южную Корею.
Я думаю, подобный сценарий вполне просматривается и для Украины. Подразумевается, что послевоенная Украина станет управляемой извне американской колонией с минимальным политическим суверенитетом. Для этого Штаты так активно обкладывают ее различными, в первую очередь экономическими, договорами. Для этого требуют подписать соглашение по редкоземельным металлам.
«СП»: Но пока Зеленский умело лавирует, можно даже сказать, водит Трампа за нос…
— Пока… В Корейской войне, напомню, была ровно такая же ситуация. Тогдашний руководитель Южной Кореи Ли Сын Ман, абсолютный антикоммунист, хотел воевать до последнего. Поэтому командующий американскими войсками на полуострове генерал Марк Кларк пошел на прямые переговоры с Ким Ир Сеном и от своего имени подписал перемирие.
Не исключаю, что американцы сейчас будут действовать сходным образом, и в какой-то момент просто выйдут на прямые договоренности с Россией о прекращении огня. Чтобы потом различными — экономическими и политическими — методами стараться контролировать Украину в исполнении такого рода перемирия.
Надо же понимать, что сейчас на Украине существует фактическая система власти, которая полностью замкнута на Зеленского. И в этом плане его диктатура мало чем отличается от диктатуры Южной Кореи образца 50-х годов. Несмотря на всю ее внутреннюю якобы сплоченность вокруг идеи войны, она же использует не украинские ресурсы, за исключением «пушечного мяса».
Все остальное для выживания государства и для ведения военных действий предоставляется той самой коалицией западных стран. До этого мы ее называли «коалиция Рамштайн». Сейчас — это «коалиция желающих», потому что американцы из конфликта уже де-факто выходят. И как только этот поток станет полностью недостаточным для проведения военных действий, Украина неизбежно встанет перед вопросом о переходе к мирному урегулированию. Но условия будут уже не украинскими.