Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Абордаж так абордаж: Эстонских пиратов пришлось учить хорошим манерам

Прибалтийский гном получил ответ от России за попытку атаки на «теневой» танкер Jaguar

24571
Абордаж так абордаж: Эстонских пиратов пришлось учить хорошим манерам
Фото: Imago-images.de / Global Look Press
Материал комментируют:

В территориальных водах России на Балтике в воскресенье, 18 мая, был задержан танкер Green Admire, вышедший из эстонского порта Силламяэ. Об этом со ссылкой на Департамент транспорта Эстонии сообщает Bloomberg

Судно под флагом Либерии, принадлежащее греческой компании Aegean Shipping, направлялось в нидерландский Роттердам с грузом сланцевого масла. Но было остановлено в российской акватории кораблем береговой охраны «Аметист», формально для проверки документов, пишет тг-канал WarGonzo.

В Департаменте транспорта Эстонии, между тем, утверждают, что танкер следовал по ранее согласованному с Россией и Финляндией пути.

«При выходе из порта Силламяэ суда движутся по территориальному морю Российской Федерации, так как этот маршрут безопаснее для крупных судов, чем плавание между мелями в морской акватории Эстонии», — заявили в эстонском ведомстве.

Читайте также
Под прикрытием учений: Эстония пыталась захватить танкер, шедший в Россию. Помешал наш Су-35 Под прикрытием учений: Эстония пыталась захватить танкер, шедший в Россию. Помешал наш Су-35 Гражданское судно было атаковано в тот момент, когда в прибалтийской республике проходили масштабные маневры Siil 2025

В департаменте также отметили, что это первый такой случай. И дали понять, что теперь они будут направлять суда через свои территориальные воды, чтобы избежать подобных ситуаций.

Согласно данным портала эстонского национального телерадиовещания (ERR), в настоящее время Green Admire стоит на якоре у российского острова Гогланд в Финском заливе. Однако официальных заявлений российской стороны по данному поводу пока не поступало.

Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна, в свою очередь, уже обвинил Россию в «непредсказуемости», но призвал «реагировать спокойно и последовательно».

«Танкер подчинился, применения силы не было — но, конечно, мы внимательно следим за тем, сможет ли судно продолжить движение», — приводит его слова ERR.

Необходимость переговоров с Москвой в данный момент Цахкна отверг. При этом союзников о задержании танкера, как он утверждает, проинформировал.

Инцидент с Green Admire произошел на фоне ужесточения мер против так называемого «теневого флота» России, задействованного для обхода санкций при транспортировке углеводородов.

Эстония с начала года как минимум дважды уже пыталась задержать суда, якобы связанные с перевозкой российской нефти и газа. Последний раз это случилось 14 мая, когда ВМС Эстонии при поддержке авиации НАТО попытались задержать в международных водах танкер Jaguar под флагом Габона, вышедший из индийского порта Сикка и направлявшийся в российский Приморск, недалеко от Санкт-Петербурга.

Попытка принудить судно войти в эстонскую акваторию сопровождалась угрозами тарана и неудачной высадкой десанта с вертолета. После чего Россия направила истребитель Су-35 для сопровождения танкера.

Впрочем, прибалты, видимо, серьезно закусили удила в стремлении ограничить импорт российской нефти.

По словам главы эстонского правительства Кристена Михала, недавний инцидент с участием Су-35 ВКС России «ничего не меняет», поскольку Эстония «полна решимости» продолжать проверку подозрительных танкеров.

«Я бы сказал, что все — эстонцы, финны — будут следить за такими судами, и если будет что-то подозрительное, мы спросим об этом. Все будут это делать», — заявил премьер.

Разработать «правила» для обращения с «теневым флотом» России пообещал и глава МИД Литвы Кястутис Будрис.

«Международное морское право в этой ситуации не совсем понятно, но очевидно, что, когда есть суда без флага, пространство для действий прибрежных государств шире», — сказал Будрис.

И призвал запретить всем судам российского «теневого флота» входить в воды исключительной экономической зоны Евросоюза. Его слова приводит агентство Delfi.

— Европейский союз давно рассматривает идею блокады России на Балтийском море, — комментирует ситуацию доцент кафедры международной безопасности Факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук Алексей Фененко. — Главная цель — перекрыть выход в Финский залив и отрезать наше морское сообщение с Калининградом.

Отсюда момент второй. Для этого НАТО использует систему ползучей эскалации — т.е. приучает нас серией инцидентов к тому, что это возможно. Сначала, напомню, это было усиленное патрулирование, взрывы «Северных потоков», теперь задержка судов. Иначе говоря, нас приучают к мысли, что, в принципе, против наших кораблей могут быть предприняты силовые действия.

Но российские суда атаковать напрямую они, конечно, боятся пока. Сначала надо попробовать на «теневых» судах, на судах нейтральных стран — создать, так сказать, прецедент.

Англосаксонское право, как известно, право прецедентное. Если сегодня можно задержать «теневой» танкер, то почему завтра нельзя задержать российский? А там недалеко и до ввода флотов НАТО в Финский залив с попыткой его блокады.

«СП»: Совсем страх потеряли?

— Страх они потеряли после событий в Курской области. Потому что всю прошлую осень НАТО шумело, что, оказывается, на территории ядерной державы — России, воевать можно обычными вооружениями. Россия не то что не применила ядерное оружие, а даже Киев не разбомбила.

Читайте также
«Альфа» на Балтике: Таллин так и не догадался о боевых пловцах, прилетевших из Москвы «Альфа» на Балтике: Таллин так и не догадался о боевых пловцах, прилетевших из Москвы Прямо перед стартом Олимпиады-80 наши спецслужбы в кустах нашли желтый акваланг

Так почему бы не опробовать сценарий попытки блокады Калининградской области на Балтике? Вот нехитрая логика, которая лежит в основе действий НАТО.

«СП»: С нашей стороны какие в таком случае могут быть предприняты действия?

— Я пока не вижу, что могут быть допущены какие-то радикальные шаги. Но, в общем, нам, конечно, надо устанавливать военный конвой судов в Балтийском море. С жестким предупреждением странам НАТО, что мы будем топить любой корабль, который покушается на наши суда.

И создать подобный прецедент. Тут уже, если мы идем к силовому столкновению, будет не до морского права.

По мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, задержанием танкера Green Admire Россия ответила на недавнюю попытку захвата эстонскими ВМС судна Jaguar. Тем самым, дав понять, что впредь будет жестко реагировать на подобные вещи:

— Собственно, я давно говорил, что элиты, которые пришли к власти в Прибалтике в конце 80-х, пришли для того, чтобы продавать Западу свое негативное отношение к России.

И тот факт, что до сих пор значительная часть населения Эстонии и Латвии не получила там гражданство, наглядно об этом свидетельствует. Мы же долгие годы пытались этого не замечать.

Теперь выросли уже следующие поколения политиков в этих странах, которые считают продажу русофобии на Запад своим главным бизнесом. При этом они считают, что у них есть натовский зонтик, поэтому Россия то ли испугается, то ли не захочет еще раз накалять обстановку. А они будут говорить, что находятся «на переднем крае борьбы с русской опасностью» и демонстрировать, что ничего не боятся.

Но если прибалты хотят мирно жить с Россией (а у нашей страны там нет каких-то особо важных интересов, кроме оставшегося русского населения), они должны понимать, что поведение имеет свои нормы и свои границы. В противном случае, как говорится, не обессудьте.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Иван Мезюхо

Политолог

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня