Муаммар Каддафи болен, и готов при выполнении определенных условий покинуть страну, передав власть министру юстиции Мохаммеду аль-Камоде. Об этом сообщает медиасеть Albawaba.com со ссылкой на источник в вооруженных силах Ливии. Высказывание источника в ливийской армии, цитируемое Albawaba.com, звучит следующим образом: «Условия полковника Каддафи — непосредственное перемирие и вывод войск сил НАТО. В этом случае он и его семья предпримут отъезд из Ливии».
По данным издания, накануне в международном аэропорту Триполи приземлились два самолета Airbus из Южной Африки. На одном из них в Ливию прибыла делегация одной из южноафриканских стран, в то время как во втором пассажиров не было. Источник не исключил, что самолет мог быть подан для того, чтобы переправить полковника Муаммара Каддафи, членов его семьи и ближайшее окружение в Венесуэлу.
Ранее сообщалось, что Муаммар Каддафи болен и нуждается в срочном лечении вне Ливии. Ливийский лидер якобы послал своего ближайшего помощника Башира Салеха в Мали и Тунис на встречу с британскими и французскими представителями для поиска способа вывезти Каддафи и его семью из Ливии. Также сообщалось, что с представителям режима Каддафи на острове Джерба в Тунисе встречался посланник Уго Чавеса, и их переговоры достигли «значительных успехов», о чем могут свидетельствовать процитированные выше заявления ливийских чиновников.
Означает ли это конец Каддафи, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
«СП»: — Евгений Янович, недавно бывший посол РФ в Ливии Подцероб привел такие данные. Армия Каддафи составляет всего 30 тысяч человек. За 5 месяцев войны авиация НАТО совершила против нее 19 тысяч самолетовылетов. Тем не менее, армия успешно воюет. Как это стыкуется с информацией, что Каддафи сбежит?
— Давайте различать источники. О возможном бегстве сообщает какой-то неизвестный ливийский военный. А о состоянии армии Каддафи говорит Алексей Потцероб — один из лучших специалистов по Ливии в мире. Недавно, например, он совершил экспедицию в глубинку ливийской Сахары за наскальными рисунками.
Ну, зачем Каддафи убегать? Его, кстати, уже и хоронили, и в Белоруссию он, по данным прессы, уезжал, и пропадал из страны навсегда, и улетал в Венесуэлу… В начале операции вообще прошла информация, что у Каддафи в Триполи войск не осталось — даже окраины заняли повстанцы. Я на это сказал, что раз положение такое, шансов у Каддафи не больше, чем у Гитлера в бункере весной 1945-го. Оказалось, вся эта информация была враньем.
«СП»: — А что мы достоверно знаем сегодня?
— Всего несколько фактов. Мы знаем, что бывший министр внутренних дел Ливии, командующий войсками повстанцев Абдель Юнис застрелен. Причем, не людьми Каддафи, а какой-то группировкой, которая с ним чего-то не поделила. Мы знаем, что исполком в Бенгази разогнан. Западные наблюдатели отмечают, что теперь им говорить не с кем — всюду анархия и коллапс. Мы знаем от тех же западных инспекторов, что с военной точки зрения бенгазийцы представляют меньше, чем ноль — неспособны ни на что.
С другой стороны, мы знаем, что Каддафи сохранил все свои ракетные арсеналы. С его стороны была выпущена единственная баллистическая ракета «Скад». Это может означать, что угодно. Например, тренировку личного состава по применению остающихся в загашнике современных ракетных систем. Ими, кстати, можно обстрелять даже натовские корабли. Наконец, мы знаем, что у Каддафи осталась часть химического оружия — иприта и зарина, — вместе с носителями.
«СП»: — А факты о положении сил НАТО?
— Они тоже есть. У англичан и французов в Ливии заканчиваются боеприпасы. Высокоточное оружие они одалживают у Германии, которая в войне не участвует. Французский авианосец отогнан к берегам Франции, поскольку держать его дальше возле Ливии разорительно в ситуации, когда у Саркози на носу едва ли не дефолт.
А теперь скажите, за каким дьяволом Каддафи куда-то бежать?! Для него ситуация сегодня куда лучше, чем два-три месяца назад — на дворе Рамадан.
«СП»: — И что с того?
— Сухопутная операция против Каддафи в Рамадан (священный для мусульман месяц всеобщего прощения, примирения и очищения, — «СП») — это самоубийство. Это означает превращение Ливии в Ирак. Пострелять белых людей в этом случае туда съедутся все — и враги Каддафи, и его друзья. Да и кто будет проводить эту сухопутную операцию, без которой, как уже понятно. Каддафи не уничтожить?! Ее некому проводить.
Возможно, конечно, что Каддафи получит замечательные условия ухода на заслуженный отдых, и плюнет со словами: «Да горите вы огнем!» Но почему в этом случае он должен выбрать Венесуэлу? Положение у него прочное, связи с профессиональными военными замечательные. Кроме того. У него есть вполне прозрачные границы с Нигером, Сомали, Чадом, Суданом и Тунисом. Нет границы с Египтом, где бенгазийцы — ну и черт с ним, с Египтом.
Словом, с бегством Каддафи не складывается.
«СП»: — Но нам говорят, два самолета стоят под парами…
— Если бы бегство действительно планировалось, никто не сказал бы о самолетах. Зачем говорить, если их нужно разбомбить?! Везде над Ливией бесполетная зона, а для этих двух самолетов, получается, сделали полетную?! Очень не складывается.
«СП»: — Чем все закончится?
— Если Каддафи будет побеждать, Ливия останется на карте. А проиграет — страна расколется на Киренаику, Триполитанию и Феззан. В этом случае главной силой будет «Аль-Каида» Магриба, которая, разграбив склады военного оборудования в глубинке, уже получила в свое распоряжение и ПЗРК, и противотанковые комплексы. Она уже сегодня минирует подступы к своим лагерям и передвигается подразделениями в 150 человек на джипах (раньше в подразделении было не больше 50 человек).
Наконец, Ливия может расколоться по сомалийскому варианту. Правда, в Ливии ситуация гораздо лучше, чем в Сирии — там нет шиитов и христиан. Есть немного представителей племени тубу на границе с Мали, немножко туарегов, есть берберы в глубинке. Но, в основном, Ливию населяют арабы. Поэтому будет так: одни арабские племена станут резать другие.
Мы знаем, например, как это происходит в Сомали. Сомалийцы тоже мусульмане, входят в Лигу арабских государств, и представляют собой один этнос, хотя и состоят из племен. Отношения сомалийцев друг к другу хорошо иллюстрирует народная сомалийская пословица, которая для Ливии тоже верна. Цитирую ее дословно:
«Я и моя страна против всего мира — я и мой народ против своей страны — я и мое племя против моего народа — я и мой клан против моего племени — я и моя семья против моего клана — я и мой брат против моей семьи — я против моего брата». Когда я впервые прочел эту замечательную пословицу, я был в шоке. Однако представители арабских народов относятся к таким нравам спокойно: Ну да, так они и живут, и что?..
Представьте, как это будет выглядеть в Ливии. Раздел пойдет даже не по линиям племен, а внутри — и по кланам, и по семьям. Это означает конец Ливии как государства: резня будет страшная.
Бывший посол РФ в Ливии Александр Подцероб: Режим Каддафи — законный
«На мой взгляд, существуют следующие варианты: в конечном счете благодаря массированной поддержке с воздуха мятежники смогут одержать победу и занять Триполи. Победа мятежников означала бы скорее всего „сомализацию“ Ливии. Поскольку началась бы борьба всех против всех: жителей Киренаики против жителей Триполитании и Феззана, одних племен с другими, арабов с берберами, фундаменталистов со сторонниками Каддафи. Другой вариант: раздел страны по линиям прекращения огня, как это произошло в свое время в Китае, Корее, Вьетнаме и на Кипре. Третий вариант, наиболее предпочтительный, — выход на политическое урегулирование и создание коалиционного правительства, с возвратом к федеративному устройству страны».
«В Киренаике действуют в настоящее время Ливийская исламская боевая группа, Организация „Аль-Каида“ в странах исламского Магриба и собственно „Аль-Каида“. По данным СМИ, боевики этих организаций составляют 15% численности вооруженных формирований повстанцев. Между прочим, и сам председатель ПНС Абд аль-Джалиль придерживается исламистских взглядов».
«Ливийская армия в течение вот уже 5 месяцев сражается против мятежников, сражается в условиях полного господства противника в воздухе, сражается мужественно и при этом искусно. Эта армия насчитывает всего 30 тыс. человек, и она продолжает сопротивляться, несмотря на то что авиация НАТО совершила уже почти 19 тысяч самолетовылетов. И при этом мятежники не могут добиться решающего успеха. Это свидетельствует о том, что они не в состоянии мобилизовать достаточное количество бойцов. Что касается ливийской армии, то она ведь не повернула свои штыки против правительства, как это сделала в феврале 1917 г. российская армия. И не разбежалась, как это сделала в 2003 г. иракская армия. В этой связи встает закономерный вопрос: если большая часть населения Ливии поддерживает Каддафи, то какой режим, его или ПНС, является законным?»
Из стенограммы онлайн-конференции в редакции «МК»