
Пекин в сфере энергетической безопасности будет действовать разумно, исходя из собственных национальных интересов, сказал представитель МИД КНР Го Цзякунь.
«В тарифной войне нет победителей, а принуждение и давление не решат проблем», — подчеркнул дипломат.
Так Пекин отреагировал на угрозу Дональда Трампа ввести 100% пошлины (для импорта в США) против стран, которые закупают российские энергоносители, в случае отсутствия прогресса в мирном урегулировании. Глава Белого дома обещает не только драконовские тарифы, но и санкции либо «что-то другое». Но при этом сам уже 30 июля признал, что не уверен в эффективности ограничений.
Россия остается крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай. В январе-июне её экспорт в КНР составил 49,1 млн т на $25 млрд. Это примерно 17% от всего китайского импорта нефти.
Эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с «СП» указал, что любой сценарий Трампа со вторичными пошлинами будет негативным для самих США.
— Если Вашингтон введет 100% тарифы в отношении Пекина, который продолжит закупать российскую нефть, то китайские товары, как минимум, подорожают в самих США.
Из-за раскручивания инфляции и глобального дефицита ФРС будет поднимать ставку. Кредиты станут заметно дороже, американская экономика в итоге скатится в рецессию. То есть произойдет ровно то, с чем сейчас борется Трамп.
Если Китай откажется от закупки российской нефти по требованию американской администрации, то нам просто некуда будет продать такие объемы. Придется сокращать добычу на несколько миллионов баррелей в сутки.
Выпадение таких объемов из мировой торговли приведет к росту цен на нефть до трехзначных чисел. В условиях ее резкого удорожания американская экономика опять же столкнется с серьезной инфляцией и ростом ставки ФРС.
Китай понимает, что на США вполне можно давить в ответ, причем успешно. Пекин этой весной вводил ответные тарифы на американские товары, в том числе на СПГ, и добился того, что США отыграли многие пошлины назад. Зачем Китаю отказываться от российской нефти, если при ее отсутствии цена на данный ресурс от других экспортеров вырастет до $150 за баррель?
К тому же не факт, что США даже после отказа от закупок нефти из России не поставят высокие импортные пошлины на китайские товары. К примеру, Токио согласился на американские требования, и Вашингтон все равно ввел значительные 15% пошлины на японские товары.
Поэтому Пекин будет сопротивляться. Но если вдруг испугается американских санкций и перестанет закупать российскую нефть, то другие государства поступят таким же образом.
«СП»: Американцам сложнее отследить экспорт российской трубопроводной нефти в Китай, чем поставки по морю?
— Это не самый первоочередный вопрос. Американцы все равно видят, сколько китайцы импортируют нефти от каждого поставщика, работают трубы или нет, сколько добывает Россия. Все это можно посчитать.
С другой стороны, США не контролируют моря с точки зрения ареста и досмотра танкеров. Всегда можно сказать, что нефть в танкере не из России, а из Саудовской Аравии.
Здесь вопрос, скорее, принципиальный: соглашается Пекин на официальный отказ от импорта российской нефти или нет. Согласиться, но продолжить закупать нефть, — не в стиле Китая.
«СП»: По данным главного таможенного управления (ГТУ) КНР, в июне китайский импорт американской нефти впервые почти за 3 года оказался нулевым. Может это быть частью торговой войны?
— Вероятно, это определенный сигнал, хотя Китай и раньше не особенно много закупал нефти у США. Обнуление импорта нефти, как и СПГ, может вполне быть давлением на Вашингтон.
«СП»: Могут другие поставщики закрыть выпавший российский экспорт нефти, если от него откажутся под давлением Вашингтона?
— Россия экспортирует примерно 4−4,5 млн баррелей сырой нефти ежесуточно. Если добавить нефтепродукты, то речь идет уже о 7 млн баррелей. Потери для России составят чуть ли не 20% бюджетных доходов.
Но никто в мире не сможет заменить российские поставки, и это приведет к мировому дефициту нефти, от чего пострадают как США, так и Европа, и Индия. К тому же у Трампа нет уверенности, что Россия из-за сокращения доходов бюджета поменяет свою внешнюю политику.
Урегулирование украинского конфликта такой высокой ценой, включая рецессию в США, явно не входит в планы американского президента.
«СП»: Есть вероятность появления новых объемов нефти на мировом рынке в долгосрочной перспективе?
— США и Канада добывают ровно столько, сколько выгодно на текущий момент. Если бы они могли добывать больше и это было рентабельно, то уже это делали бы. У них почти нет государственных компаний, и все зависит от состояния мирового рынка.
При росте цен на нефть ряд месторождений становится рентабельными, но как только цены снижаются, то убыточные месторождения останавливают добычу. У США и Канады нет секретных запасов, которые они могут запустить политическим решением.
У стран ОПЕК+ есть дополнительные мощности, но попытка заместить Россию на рынках будет означать развал сделки ОПЕК+. И у этих государств нет возможностей наращивания добычи на 4 млн баррелей в сутки, максимум на 2 млн.
К тому же арабские монархии не производят насколько масштабно нефтепродукты, как это делает Россия. Российские компании являются ведущими поставщиками дизеля, мазута и прочих видов топлива.
«СП»: Примет ли Индия, которая также является ведущим импортером российской нефти, ультиматум Трампа?
— Министр энергетики Индии Сингх Пури недавно заявлял о том, что страна сможет наладить импорт нефти без российских поставок. Но в его высказывании нужно смотреть на контекст. Его буквально спросили в интервью, будет ли индийский рынок обеспечен топливом, если его нельзя брать из России.
Министр своим ответом просто успокоил как внутренних потребителей, так и американцев. Нет никакого смысла говорить о том, что Индия будет нарушать санкции США. Пока страны находятся в условиях торга по сделке, индийцам лучше не давать американцам повода лишний раз возмущаться.
Разница между Индией и Китаем еще в том, что Пекин закупает российскую нефть для внутреннего потребления, а индийские компании перерабатывают ее на своих НПЗ и продают нефтепродукты на европейский рынок, фактически заменив Россию как поставщика переработанного топлива в Европу.
Частично индийские нефтепродукты из нашей нефти идут и на американский рынок. То есть даже если от российского экспорта откажется только Индия, то это создаст большую проблему для европейских государств.
Им придется искать других поставщиков и, возможно, больше загружать свои НПЗ. Но импортировать из Индии дешевле, поэтому цены на нефтепродукты в Европе из-за этого точно вырастут.
От ограничений на закупку российской нефти пострадают все. Именно поэтому до сих пор не введен прямой запрет, как это было сделано США против Венесуэлы и Ирана.
Американцы придумали хитрый законопроект о вводе пошлин явно для того, чтобы давить на страны вроде Китая и Индии, а не на Россию, для получения дополнительного рычага на торговых переговорах.