
Вечером 1 августа перепалка в соцсетях между бывшим президентом России Дмитрием Медведевым и действующим президентом США Дональдом Трампом неожиданно для многих переместилась из виртуального пространства в реальное. Точнее, в подводное.
Глава Белого дома в своей соцсети Truth Social, объявил, что приказал разместить две атомные подлодки «в соответствующих регионах». Сделал он это в ответ на «крайне провокационные заявления Медведева — на случай, если его высказывания «окажутся не просто словами».
«Он говорил о ядерном оружии. А когда речь заходит о ядерном оружии, мы должны быть готовы — и мы полностью готовы», — сказал президент США журналистам, отметив, что Медведев не только экс-президент, но и заместитель председателя Совбеза РФ. При этом Трамп не стал сообщать, куда именно направлены субмарины, отметив только, что «они находятся ближе к России».
Давать приказ на передислокацию двух АПЛ с крылатыми ракетами на борту, которые могут нести ядерные боеголовки — это уже не шутки. Понятно, что начался переполох — как в России, так и на Западе.
Трамп сделал «первый шаг по лестнице ядерной эскалации», написала британская газета The Daily Telegraph. Издание назвало это решение эпохальным и вселяющим ужас моментом и «балансированием на грани ядерной войны».
В статье говорится, что даже во времена холодной войны «ни один президент США публично не направлял атомные подводные лодки в сторону российских вод».
История вопроса
Все началось с того, что в минувший четверг, когда Дональд Трамп неожиданно изменил сроки своего ультиматума к России по немедленному прекращению огня на Украине.
Сначала он говорил, что дает на урегулирование вооруженного конфликта 50 дней, а 28 июля объявил, что меняет собственное решение и отпускает обеим сторонам на установление перемирия 10−12 дней. Позже постпред США при ООН Джон Келли конкретизировал и этот срок: 10 дней и ни днем больше. То есть, до 8 августа.
В Кремле на грозные заявления Трампа — и по поводу первого ультиматума, и по поводу второго отреагировали более, чем сдержанно, стараясь не переводить столь сложную тему в публичное пространство. Это очень задело Трампа, и он стал грозить ужесточением санкций против России.
В ответ на это Дмитрий Медведев, известный резкими оценками западных политиков, разместил пост в соцсети Х, в котором раскритиковал ультиматум американского лидера в адрес России. «Во-первых, Россия не Израиль и даже не Иран.
Во-вторых, каждый новый ультиматум — это угроза и шаг к войне. Причем не между Россией и Украиной, а со своей собственной страной. Не идите по пути Сонного Джо!", — порекомендовал Медведев.
После этого Трамп завелся. «Передайте Медведеву, несостоявшемуся бывшему президенту России, который все еще считает себя главой государства, следить за своими словами. Он заходит на очень опасную территорию!», — написал он в соцсети Truth Social.
Медведев в долгу не остался. «Если какие-то слова бывшего президента России вызывают столь нервную реакцию у целого столь грозного президента США, значит, Россия во всём права и продолжит идти своей дорогой» — написал он на своей странице в Telegram-канале и посоветовал Трампу вспомнить свои любимые фильмы про «ходячих мертвецов», а также то, как может быть опасна несуществующая в природе «мёртвая рука».
Стоит напомнить, что «Мертвой рукой» в странах Запада называют российскую систему управления ядерными ударами «Периметр».
Вряд ли кто-то мог подумать, что Трамп отреагирует вновь. Но он отреагировал, и теперь мир гадает, в какие именно регионы президент США направил подлодки.
«От Норвежского моря до Камчатки»
Американская газета The New York Times отмечает, что перемещения атомных подводных лодок является одним из наиболее засекреченных тактических маневров Пентагона (и не только Пентагона — «СП».) «Скорее всего, будет невозможно узнать, действительно ли г-н Трамп перемещает подводные лодки или просто пытается оказать политическое давление. Но во время внезапной и обостряющейся конфронтации Трампа с Россией из-за Украины он впервые ссылается на американский ядерный арсенал, не говоря уже о том, чтобы угрожать его применением…
Такая публичная игра ядерными мускулами встречается редко даже у Трампа, который в последний раз делал явные ядерные угрозы Ким Чен Ыну из Северной Кореи в начале своего первого срока, в 2018 году. В то время он сказал, что его «ядерная кнопка» была «намного мощнее», чем у г-на Кима".
Главред журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов заметил: «Трамп ведет свой канал сам и реагирует, так сказать, эмоционально-человечески и спонтанно. Думаю, Вооруженные силы, Военно-морские силы Соединенных Штатов с большим удивлением это прочитали. Если этот обмен мнениями продолжится, и Трамп будет дальше в него втягиваться, так или иначе, ему, наверное, придется принимать какие-то уже действия».
Отреагировали и в Госдуме. Первый зампред комитета по международным делам Светлана Журова призналась, что «удивляется Трампу каждый раз». Депутаты Борис Чернышов и Ярослав Нилов напомнили о готовности России реагировать, а Михаил Матвеев призвал все-таки беречь возможность перезагрузки отношений, появившуюся с приходом Трампа к власти в США.
Тем временем Пентагон отказался раскрывать детали после заявления Трампа о подлодках: «Мы полагаемся в этом плане на Белый дом и заявление президента».
Большинство же политических экспертов напоминают: в Мировом океане и в разных морях одновременно действует много атомных подлодок шести стран. В этих условиях слова Трампа про две подлодки могут ровным счетом ничего не означать.
В то же время военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин высказал предположение, где именно стоит ожидать появления подлодок США: «Это может быть только Арктика и Тихий океан, где-то в районе Камчатки или Командорских островов, о которых говорили, что хотят купить. Могут отправить и в Средиземное море с учетом типа Крыма и всего остального. „Томагавки“ летят на 2500 километров».
Канал «Военный обозреватель» со своей стороны предположил: «Возможно, речь идёт о районах Атлантики и Тихого океана».
А канал «Мэйдэй. Хроника пикирования» выдвинул гипотезу, что приказ Трампа может означать «приближение к позиционным районам», откуда возможен запуск ракет: «С высокой вероятностью речь идёт об «Огайо» с баллистическими ракетами Trident II D5 или с крылатыми ракетами Tomahawk). Основные вероятные зоны — Норвежское море, где США любят демонстрировать силу.
Баренцево или Балтийское море — более рискованные акватории, они ближе к критически важным целям на севере России".
Военный эксперт Алексей Анпилогов дал более детальный расклад: «Из десяти оставшихся у США атомных подводных лодок класса «Огайо» несколько постоянно находятся на боевом дежурстве у Атлантического и Тихоокеанского побережий.
У России, как минимум, по одной подлодке Северного и Тихоокеанского флотов также несут дежурство в соответствующих районах Мирового океана, что обеспечивает возможность быстрого запуска межконтинентальных баллистических ракет".
Эксперт добавил: все «соответствующие районы» патрулирования атомных подводных лодок России и США «хорошо известны обеим сторонам» и используются для «максимального противодействия активности подводных ракетоносцев вероятного противника».
Упомянутые две подлодки, скорее всего, направлены в те же стандартные районы боевого патрулирования.
Своя точка зрения у председателя совета ПИР-Центра, профессора НИУ «Высшая школа экономики», генерал-лейтенанта запаса ВС РФ Евгения Бужинского: «Это очередной трамповский треп. Так он развлекается. Сомневаюсь, что он в реальности что-то куда-то отправит.
У американских атомных подлодок есть свои районы боевого патрулирования, обычно это Атлантика и Тихий Океан.
В Индийском океане они, по-моему, не так часто бывают. Из 14 подводных лодок, которые у них сейчас имеются, как правило, четыре находятся на боевом патрулировании. Добавлять еще нет смысла…
Подо льдами они стараются не ходить, насколько я знаю, это, так сказать, наша привилегия и забава. Так что я думаю, что это просто треп".
В ООН тем временем сообщили ТАСС, что у них нет комментария в связи с заявлением Трампа о размещении атомных подлодок.