Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Нефть и газ
17 сентября 21:59

Давайте вместе русских топить: Европа подбивает Трампа на войну в Северном море и на Балтике

В Польше хотят втянуть НАТО и США в борьбу с «теневым флотом» России

6505
Давайте вместе русских топить: Европа подбивает Трампа на войну в Северном море и на Балтике
Фото: Пресс-служба Балтийского флота/ТАСС
Материал комментируют:

Запад продолжает вынашивать планы по борьбе с так называемым теневым флотом России. Очередную идею родил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Он считает, что Германия или НАТО могли бы создать специальную морскую зону в Северном море для контроля над проходом старых судов.

По его словам, для этого можно воспользоваться Копенгагенским соглашением. Оно якобы дает право Дании проверять техническое состояние и страховку судов.

Идея не совсем нова. Еще в феврале Датское морское управление заявило об ужесточении контроля за танкерами, стоящими у порта Скаген, для усиления безопасности на море и охраны окружающей среды.

Как отмечается в заявлении ведомства, танкеры относятся к судам высокого риска, поэтому контролируются в большей степени, чем другие типы судов.

Нетрудно догадаться, какими именно судами вдруг озаботились в Дании.

Читайте также
Настоящий самурай всегда готов сделать харакири. Только не в вопросе с русским СПГ Настоящий самурай всегда готов сделать харакири. Только не в вопросе с русским СПГ Что скрывается за заявлениями МИД Японии по потолку цен на нефть

Обсуждаются очередные меры по борьбе с «теневым флотом» и в рамках застопорившегося 19-го пакета антироссийский рестрикций.

При этом еще в мае на заседании Совета Безопасности (СБ) ООН по теме укрепления морской безопасности российский постпред Василий Небензя заявил, что именно действия Запада, предпринимающего попытки задержания судов в нейтральных водах, являются посягательством на свободу судоходства.

О последствиях удара по «теневому флоту» говорил на Петербургском международном экономическом форуме и президент России Владимир Путин.

«Попытки нанести нам какой-то ущерб и урон, в том числе по так называемому теневому флоту, они тоже приведут к общим проблемам. И прежде всего для тех, кто пытается нам, извините, нагадить.

Потому что это скажется в конечном итоге на мировых ценах и отразится на тех странах, повторяю, которые пытаются это сделать, потому что они потребители основные", — предупредил он.

Впрочем, за попыткой удара по российским нефтеперевозкам на Балтике явно стоит и желание закрыть это море для России. Западные политики уже не раз называли его натовским, а после вхождения в альянс Финляндии и Швеции постоянно обсуждают, как вытеснить из него Россию.

Как заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, предложение господина Сикорского — это очередная попытка введения антироссийские санкций. Россию пытаются заставить соблюдать установленный Евросоюзом потолок цены для нашей нефти.

— С 2024 года они готовятся перекрыть нам Балтийское море. Видят, что потолок цены не работает. Россия использует «теневой флот», это позволяет продавать нефть по любым ценам.

Я думаю, что европейцы разрабатывают идею не пускать в Балтийское море танкеры «теневого флота». Раньше они говорили, что эти танкеры очень старые и это представляет угрозу экологии Балтийского моря.

Но на практике оказалось, что зачастую эти танкеры гораздо моложе танкеров, которые заходят в Балтийское море для самих стран Европы. Например, в Польшу приходят танкеры, возраст которых гораздо больше, чем у судов российского флота. То есть критерий возраста не подошел.

Что дальше начали делать европейцы? Стали массово записывать танкеры «теневого флота» в пакеты санкций. Думаю, дальше они готовятся к тому, что танкеры, попавшие под санкции, не должны проходить через Датские проливы, т.е. выходить и заходить в Балтийское море.

Они скажут, что не запрещают возить нефть, но этот флот не пропустят, и поставят таким образом перед Россией вопрос о том, что надо обратиться к какому-то другому флоту. А это те, кто исполняет потолок цены, причем европейский.

Таким образом они будут давить на российскую экономику чтобы, с одной стороны, мы продолжали вывозить объемы и не создавали дефицит на мировом рынке, который приведет к росту цен, а с другой — чтобы меньше заработали на экспорте.

«СП»: Поэтому Сикорский и вспомнил о НАТО, которое фактически и есть США?

— Без существенной и безоговорочной поддержки США, думаю, они на это не решатся, поэтому все время говорят, что Штаты должны синхронизироваться с ними, больше давить на Россию.

Эту идею они активно пропихивают американцам, потому что сами боятся. Считают, что у них не хватит сил. Что будут, например, делать, если Россия начнет сопровождать караваны судов военными кораблями? Они попробуют их на абордаж брать? И что тогда? Спровоцируют большой конфликт? Большой вопрос.

Потому хотят, чтобы американцы их поддержали. А американцы этого не делают, потому что не хотят обострять ситуацию.

Но план заблокировать, думаю, есть. Не зря же они арестовывали танкеры с российской нефть и 2024, и в 2025 году. Да, потом отпускали, но все равно смотрели на реакцию России.

«СП»: Видимо, в этом и состоит хитрость — господин Сикорский предлагает НАТО или Германии создать некую морскую зону. То есть как-то втянуть американцев и немцев. Но получается, что эта зона в международных водах. Так на каком основании там кого-то будут проверять?

— Речь об участии крупного игрока — США вроде как не участвуют, потому пытаются подтянуть НАТО или Германию, хотя сложно сказать, почему именно ее выделяют.

Читайте также
Дисконт будет увеличен: Индийские НПЗ послали тревожный сигнал русской «нефтянке» Дисконт будет увеличен: Индийские НПЗ послали тревожный сигнал русской «нефтянке» За сколько в итоге российские компании будут продавать Urals?

Риски в том, что это незаконно. Даже через Датские проливы на каком основании они хотят остановить проход? Есть международная конвенция, где указана свобода судоходства. Они могут не оказывать услуги — лоцманские, например.

Но запретить проход, тем более гражданских судов, не имеют права. И тем более задерживать суда в Северном море. Могут запретить заходить в их порты, но не проходить в Северном море.

Сейчас они скажут, что будут просто мониторить проход, потом, что теперь у них разрешение надо взять на проход и т. д. Это незаконно с точки зрения международного права. Они в своих территориальных водах могут кого-то задержать, хотя и там тоже есть определенные правила.

Сейчас, как мне кажется, европейцы хотят все риски переложить на многих участников, потому что каждая отдельно взятая страна боится брать это на себя.

«СП»: Ожидать ли новых провокаций? И что мы реально можем предпринять, кроме военного сопровождения караванов?

— Пока мы видим, что провокации нарастают. Особенно в отношениях России и Европы. С США, как раз, мы определенный шаг назад сделали — прошла встреча на Аляске, говорят о возможности заморозки каких-то санкций, что будет выгодно самим США. По крайней мере, есть диалог.

С европейцами такого нет, наоборот, они выступают как партия войны, которая хочет сорвать переговорный процесс по Украине. Европейцев не устраивает их нынешняя роль в переговорном процессе. Они считают, что если сорвать нынешний процесс, то США уйдут в сторону и тогда Евросоюз будет единственным посредником в переговорах с Украиной. Такой сценарий их не устраивает и потому они занимают полностью деструктивную позицию.


Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Юрий Афонин

Заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы

Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня