«Последняя осень» официально — форум гражданских активистов. Но формулировка «гражданские активисты» — не совсем верная. Те, кто собрались в минувшие выходные в пансионате «Профсоюзные курсы» в нескольких километрах от подмосковного Зеленограда, скорее, политики — только недопущенные до официальной регистрации в качестве таковых, и, следовательно, до избирателя.
Событие по-своему уникальное — люди приехали обсуждать выборы, в которых они не участвуют. Организаторы форума считают, что Россия движется к «белорусскому сценарию»: Путин окончательно станет «батькой» всех россиян, и будет занимать место лидера страны пожизненно.
Первый день форума поначалу разочаровывал — по полупустому зданию пансионата бродили несколько десятков странных персонажей. Один из них долго рассказывал в холле, что все беды страны — от сговора Ротшильда и Ленина, «и нам не следует забывать об этом». Но ближе к вечеру — с прибытием лидеров несистемной оппозиции, ситуация начала меняться, по крайней мере, уже было что послушать.
Ключевым событием «Последней осени» стали дебаты между Гарри Каспаровым, Алексеем Навальным и Борисом Немцовым о стратегии поведения «несистемных» на предстоящих выборах. Во время этого мероприятия зал забился под завязку.
Позиции лидеров, в общем-то, известны, они их сформулировали не вчера, и достаточно давно и активно пропагандируют. Вкратце они выглядят так.
Гарри Каспаров:
Полный бойкот выборов. Он считает, что бойкот — это не пассивная форма протеста. «К нам выборы в декабре и в марте отношения не имеют, но сейчас мы ничего изменить не можем». Нужно строить альтернативную систему — выписываться из списков избирателей, или же брать открепительные удостоверения, чтобы в официальных списках стало меньше участников выборов. «Любое участие в фарсовых процедурах сильно вредит».
Одновременно — формировать свои собственные списки избирателей. Потом — формировать свои органы власти. «Очень важно выйти из системы. Они это очень быстро почувствуют. Даже если будет 10 тысяч, 20 тысяч — с такими цифрами власть ещё не сталкивалась. Вся политическая жизнь страны не наберёт 100 тысяч человек, включая оперативников управления «Э».
Власть в стране сменит не большинство, а динамичное меньшинство, которое рано или поздно выйдет на улицы. «Пусть они будут называться виртуальными. Но из потешных полков Петра выросла российская регулярная армия. Главное для нас — предлагать альтернативу».
Борис Немцов:
«Голосуй против всех» — идти на выборы, но испортить бюллетень таким образом, чтобы протестное голосование было очевидным. Поставить галочки во всех квадратах, перечеркнуть лист крест-накрест, написать обидные лозунги.
Немцов много рассказывал о своих последних попытка участия в выборах: в Сочи, в Москве в городскую думу, в Санкт-Петербурге в кампании, в которой «победила» Валентина Матвиенко. «В Москве было вброшено — в Москве, не в Чечне и не в Дагестане — миллион бюллетеней». То есть «Единая Россия» получит нужный результат, независимо от реального голосования.
«Никаких выборов нет, надо с этого начинать». Но бойкот — это пассивная форма, надо протестовать активно. Нужно не только портить бюллетени, но и идти в наблюдатели. «И если выясниться, что миллионы людей так себя повели, то это — Триумфальная площадь. Но на которую выйдет не сто человек, а сто тысяч».
Алексей Навальный:
Голосуй за любую партию, кроме «Единой России». Навальный добивается честных выборов, хочет в них участвовать, но сейчас не имеет такой возможности. «При этом мы должны понимать, что честные, свободные выборы вполне вероятно мы проиграем».
Несистемная оппозиция — «это не самые крутые люди на свете», и у неё нет монополии на истину. В других партиях, которые воспринимаются как «подконтрольные Кремлю», есть много людей, которые занимаются своей борьбой.
«Неправильно говорить — вы все кремлёвские марионетки, а мы — нет. Да, все партии так или иначе находятся под влиянием Кремля. Они не в состоянии мощно выступить против тех, кто узурпировал власть. Но мы должны помочь им это сделать».
Таким образом, не только радикальная оппозиция будет использовать лозунг «Голосуй за любую партию, кроме…», но и десятки тысяч активистов и миллионы сторонников системных партий. Несистемные перестанут быть сектой, которая «шарахается» от варианта к варианту — то партию создаёт, то выборы бойкотирует, то ещё что-то. Одна стратегия, приемлемая для большинства — «Мы все против банды жуликов и воров».
И Каспаров, и Немцов признали, что их позиции близки. В итоге они вдвоём выступали против Навального и его варианта. Серьёзной дискуссии не получилось — ну разве что Немцову постоянно намекали, что он частенько врёт и ведёт себя непоследовательно, а Навальный «своим вариантом работает на «Единую Россию». Впрочем, обвинений в «игре в пользу власти» не избежали все трое — действительно, все варианты потенциально могут быть использованы для укрепления режима.
В начале мероприятия собравшимся в зале раздали разноцветные листочки — ими предполагалось голосовать за один из трёх вариантов. Листочков на всех не хватило.
В итоге считали по рукам. Результат, честно говоря, не удивительный: Каспарова поддержали 67 человек, за «вариант Навального» высказались 159 присутствующих, Немцова взял третье место, у него 52 голоса.
Стоит отметить, что многие голосовали не за варианты как таковые, а за симпатичных им лидеров, поэтому нельзя точно сказать, какую стратегию поддержала бы массовая аудитория и в каком соотношении.
Итогов у этих дебатов, хочется верить, не будет никаких — все стороны всё равно останутся при своём мнении, никто из «лидеров» до сих пор не высказался о том, что откажется от своих амбиций.
Во время дебатов много говорилось о несменяемости лидеров системной оппозиции — Геннадий Зюганов возглавляет КПРФ дольше, чем Путин занимает пост президента. А политическая карьера Владимира Жириновского началась раньше, чем приняли российскую конституцию. (А вот Сергея Миронова и «Справедливую Россию», кажется, не упомянул никто из спикеров. Странное умолчание). Но и сами «несистемные» — не менее застойны. Новые лидеры в этой тусовке, секте — назовите как угодно — явление редкое, и старички с большой ревностью воспринимают их успехи.
Что примечательно: по некоторой информации, деньги на этот съезд дали Каспаров и Немцов. И они же — за свои средства — его проиграли, поделив на конкурсе «политических неудачников» второе и третье места. Учитывая историю взаимоотношений внутри оппозиции, «победителю» наверняка будут мстить — вряд ли дело дойдёт до прямой конфронтации, но есть масса других способов навредить Алексею Навальному или любому другому новому лидеру.