
Тверской суд Москвы арестовал на два месяца бывшего члена правительства РФ Михаила Абызова по новому уголовному делу о мошенничестве. Сообщений о коррупционных делах против высших чиновников стало так много, что возникает вопрос: наверху стали чаще красть или их стали чаще ловить? И почему раньше им сходило с рук?
По данным СМИ, Абызов обвиняется в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4. ст. 159 УК РФ). По этой статье экс-министру грозит до 10 лет лишения свободы. Речь идёт о хищении денежных средств «Российской венчурной компании» (РВК) под видом инвестирования в американский бизнес.
Детали этой истории обществу ещё предстоит узнать, но сам факт вложения в США средств государственного «фонда фондов», как называют РВК, выглядит как минимум подозрительно. Примерно, как хранение за рубежом золотовалютных резервов РФ, арестованных затем врагами нашей страны и служащих теперь для финансирования ВСУ.
Абызов вину отрицает, но защититься ему будет трудно. Во-первых, потому что по этому делу уже вынесен приговор другим фигурантам, а значит, может быть использован принцип преюдиции — факты, раннее установленные судом, не требуют доказательств, достаточно будет установить причастность к ним экс-министра.
А во-вторых, против Абызова играет его репутация чиновника-коррупционера, уже осужденного на 12 лет по той же ч. 4 ст. 159 (преступный почерк?), за легализацию денежных средств, полученных преступным путем и коммерческий подкуп, да ещё и в составе ОПС — организованного преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) — редкая особо тяжкая статья.
Причём преступная деятельность Абызова по прошлому уголовному делу относилась к периоду с 2011 по 2014 год. Именно тогда — в 2012 году, он был назначен главой кабмина Дмитрием Медведевым министром по делам Открытого правительства (даже название должности мутное!) и прослужил в Белом доме несколько лет.
По странному совпадению, спустя немного времени после назначения (2015 год) Абызов был признан самым богатым министром с доходом в 455 млн рублей. Вырисовываются этапы большого пути: сомнительные делишки — министерский пост — личное обогащение. Совпадение? Неизвестно. Так или иначе, фигурант пошёл по этапу.
Абызов не прислушался к совету Дмитрия Медведева, который рекомендовал школьным учителям, если что-то не нравится на госслужбе, идти в бизнес. Выпускник математической школы, студент мехмата МГУ — талантливый, судя по всему, парень, сначала стал коммерсантом и лишь потом попал во власть. И вот горький финал.
Министр пытался соблюсти некоторую дистанцию, позиционировал себя как «технократа», либерального реформатора — сторонника цифровизации государства, а не обычного послушного и безличного чиновника со всеми необходимыми тому атрибутами, вроде членства в «Единой России». «Технокрад», пишут теперь в Сети остряки.
Можно, конечно, отрицать вину Абызова, многозначительно восклицать «ну, вы же понимаете?!», намекая на то, что речь идёт о неких «разборках» во власти. Но тот факт, что всесильный Медведев никак не вмешался в судьбу своего бывшего министра (например, не хлопотал в суде о смягчении наказания), весьма красноречив.
Вероятнее всего, экс-премьер был недоволен Абызовым за то, что тот фактически подставил его.
Ведь тому вменяют преступления в период, когда он служил в правительстве Медведева. А значит, тень моральной ответственности косвенно может пасть и на экс-премьера. Приютили, мол, коррупционера, обвинят политические соперники.
С правительства же подозрение может перекинуться и на правящую партию. Ведь Медведев ещё и глава «Единой России», структуры, олицетворяющей вертикаль власти. И пусть все знают, что это не так — реальная власть у нас исполнительная, а «ЕдРо» в немалой степени координируется извне, имиджевый ущерб может получиться не слабый.
Хотя так испортить репутацию «Единой России», как это делают сами члены этой партии, пожалуй, трудно. Как только они попадают в поле зрения правоохранителей — их членство в «ЕдРо» сразу приостанавливается. Причем обычно достаточно возбуждения уголовного дела — приговора не ждут. Знают, что неспроста?
Среди последних громких дел чиновников из «Единой России» — история с губернатором Курской области Смирновым, нагревшем руки на строительстве оборонительных укреплений. И он, и его предшественник — сведший счеты с жизнью после известия об уголовном преследовании Старовойт, нанесли своей партии удар под дых.
Подставил «ЕдРо» и бывший, уже осужденный за коррупцию мэр Владивостока Игорь Пушкарев. Недавно суд обратил в доход государства его активы на сумму 80 млрд рублей. Даже если прямой связи между мэрством и миллиардами нет, люди, конечно, будут уверены, что политика была частью бизнеса бывшего градоначальника. Или наоборот.
Спустя час после новости о задержании бывшего вице-губернатора Свердловской области Олега Чемезова его страница исчезла с сайта правящей партии. На момент удаления его партийная должность — член президиума регионального политсовета «Единой России». Был ли Чемезов окончательно исключён из партии, до сих пор неизвестно. Сам он в СИЗО.
Если в сталинские времена, лица партийных функционеров, потерпевших поражение во фракционной борьбе, расстрелянных, посаженных или отстранённых от работы стирали, ретушировали на групповых фотографиях хотя бы по политическим (условно высоким!) мотивам, то в «Единой России» их удаляют за мздоимство и казнокрадство. Просто позор.
А сколько начальников пойманных за руку, не успели оформить членство в «ЕдРо» или приостановили его в связи со службой в силовых структурах?
Весьма вероятно, что Тимур Иванов или арестованный генерал Росгвардии Стригунов формально единороссами не были. Как и судьи-миллиардеры, которых теперь берут за жабры пачками. Но что это меняет?
В глазах россиян понятия «начальник» и «единоросс» практически слились воедино. К такому положению привела жадность правящей партии, стремившейся занять все посты, какие только возможно, выдавив всех своих конкурентов и слева, и справа. Но если среди единороссов много мздоимцев, то получается, их много и среди начальства вообще.
А это удар уже по репутации чиновничества в целом. Если народ смотрит на управляющий класс скептически, не доверяет ему, подозревает в тёмных делишках, то как он будет уважать его решения? А значит, жди беды. Репутация правящей страты и безопасность государства — категории взаимосвязанные.
Поскольку единороссы умудрились так сильно испортить себе репутацию, что выправить её не могут даже сажающие их регулярно силовики (эффект, скорее, обратный — народ лишний раз убеждается, что наверху много воров), единственный путь — разбавить управляющий класс политиками из оппозиции, насытить власть честными людьми.
Так что в интересах страны лучше перестать закручивать гайки в избирательном процессе и политической системе в целом, искусственно снижая конкуренцию между участниками. На место падших в борьбе за денежные знаки абызовых, ивановых и смирновых должны прийти новые лица, чья репутация и авторитет сомнений не вызывают.
Кто-то вроде Коновалова из Хакасии…