
Глава «Газпром нефти» Александр Дюков и замминистра энергетики РФ Павел Сорокин планируют в понедельник, 13 октября, встретиться с президентом Сербии Александром Вучичем, чтобы обсудить план дальнейших поставок топлива эту страну.
А накануне Вучич выразил недовольство позицией российских партнёров:
— Нам предложили договор по поставкам газа до Нового года. Нас эта новость сильно разочаровывает, — сказал Вучич. По его словам, Сербия хотела заключить долгосрочный договор еще в мае этого года.
Проблемы в газовых отношениях между Россией и Сербией возникли после того, как США потребовали полного вывода российского капитала из сербской энергокомпании NIS, а до тех пор включили её в санкционный список. Белград ведёт переговоры с Министерством финансов США и был бы, возможно, готов пойти на уступки Вашингтону в обмен на снятие санкций, но от него мало что зависит.
Властям Сербии принадлежат лишь 29,87% акций компании NIS, в то время, как «Газпром нефть» владеет пакетом из 44,85%, а другая «дочка» российского газового гиганта держит ещё 11,3% акций.
О том, чем могут закончиться для Сербии газовые разногласия с Россией, «Свободной Прессе» рассказал директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс», член экспертного совета при Российском газовом обществе Павел Марышев:
— Есть ощущение, что разногласия не особенно связаны с санкционной петлёй, которая затягивается на европейском направлении, а вызваны тем, что у «Газпрома» теперь приоритетным является путь на Восток. Западные амбиции наших экспортёров постепенно сходят на нет.
В Восточной Европе нашими партнёрами остаются Сербия, Молдова, Венгрия. Но Сербия покупает настолько незначительное количество газа у России, что оно не стоит нашего беспокойства, и эти поставки обеспечиваются, в основном, не ради прибыли, а в политических интересах.
Прошлые поставки в Сербию были основаны на долгосрочных контрактах, в которых, в первую очередь, учитывались интересы дружественной страны. Потому что «Газпрому» обеспечивать инфраструктурное сопровождение, чтобы продать за копейки мизерные объёмы, было не особенно интересно.
В сравнении с «Силой Сибири» (38 млрд м³ газа в год, — «СП») и «Силой Сибири-2» (от 50 млрд, — «СП») поставки в Сербию ничтожны. Добавим к этому наши быстро растущие возможности по сжижению газа для стран АТР.
Поставки в Восточную Европу нам не приносят никаких экономических вистов, а политические висты со стороны наших сербских партнёров уменьшаются. Они привыкли получать дешевый газ, постоянно срывать сроки платежей и погашать свои контрактные обязательства не до конца.
Поэтому Россия предложила Белграду сотрудничество на паритетной основе, с равным учётом интереса двух стран. А они, избалованные постоянными уступками, надули губки и заявили: «Нет, вы нам должны».
«СП»: Компания NIS — фактически российская. Не накажем ли мы сами себя, если ограничим прокачку (и добычу, ведь она является и единственной добывающей в Сербии)?
— Наше участие — это, в первую очередь, обслуживание инфраструктуры. «Дочки» «Газпрома» несут нагрузку, не получая должной прибыли в Сербии.
Если отбросить политическую компоненту: нашу заинтересованность в их лояльности, то это не будет потерей. (Тем более, что власти Хорватии уже заявили: они готовы купить российскую долю в NIS, — «СП»).
Я думаю, что Россия занимает выжидательную позицию: до конца года будем поставлять, а дальше, как говорится, посмотрим на поведение.
Краткосрочное соглашение не исключает его пролонгации. У Вучича сейчас неспокойно в Сербии, посмотрим, как будут развиваться события. Докажет ли он приверженность к общим с Россией ценностям.
А мы, с учётом того, какими темпами развивается газификация в России, совершенно спокойно может оставить этот газ для внутреннего пользования, или для производства СПГ. Тем более, что Европа у нас покупает СПГ несмотря ни на что, и совсем за другие деньги.
А газопроводы в Европу, как мы уже убеждались, постоянно находятся в зоне опасности, и для «Газпрома» обеспечивать их сохранность — постоянная головная боль. Овчинка не стоит выделки. К тому же мы вообще живём в то время, когда нет взаимного доверия, и долгосрочные контракты на рынке постепенно уступают своё место спотовым (немедленным) сделкам. Проще решать коммерческие вопросы здесь и сейчас, продавая топливо тому, кто больше платит, чем связывать себя долгосрочными обязательствами.
«СП»: В какой готовности «Сила Сибири-2»?
— Первая «Сила Сибири» качает на пределе своих мощностей, и вторая, скорее всего, будет реализована в полной мере. Там не до конца понятно соотношение инвестиций, но в любом случае для России этот проект даже выгоднее, чем для Китая. Ведь «Сила Сибири-2» решает вопрос не только экспорта, а и газификации нашей собственной страны.
Этот проект позволит газифицировать Бурятию, еще несколько российских регионов, по которым пройдёт магистральный газопровод, даст возможности на полную мощность задействовать Ямало-Гыданские месторождения, которые сейчас недозагружены. А недогрузка отрицательно сказывается на техническом состоянии хозяйства.
Тем самым, мы решим сразу две наши внутренние задачи, ну и продать в Китай лишние 50 миллиардов тон в год (даже если с дисконтом) — всё равно очень положительно скажется на доходах в бюджет.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля, — в теме «Свободной Прессы».