«В основе претензий общества к власти их упорный необъяснимый антикоммунизм...»
Сергей Аксенов

На Украине коррупционный скандал после обыска НАБУ в компании «Энергоатом», у экс-министра энергетики и нынешнего министра юстиции Германа Галущенко, а также Тимура Миндича грозит перерасти в политический коллапс власти. Суть аферы была — взять под влияние стратегические предприятия страны. Итог — обвинение в отмывании порядка $100 миллионов. И — мелькание в деле имени Владимира Зеленского, которому коррупционный скандал грозит потерей власти.
Своё мнение о ситуации высказал «Свободной Прессе» бывший премьер-министр Украины Николай Азаров.
«СП»: Николай Янович, почему на Западе решили опубликовать «пленки Миндича» именно сейчас? Это ведь явно не стабилизирует Украину, которая и так находится в очень тяжелом положении…
— После государственного переворота территория, которую контролирует киевский режим, не выходила из кризиса никогда. Что такое кризис? Это условия, которые не позволяют стране развиваться, увеличивать свой валовый внутренний продукт, повышать доходы населения, развивать инфраструктуру, проводить выборы с соблюдением всех конституционных норм, иметь оппозиционные средства массовой информации.
Василий Мельниченко: «Духовное возрождение России начнется не в городе, а на селе»
Фермеров душат постепенно: за последние годы закрылось больше 2 миллионов личных подсобных хозяйств
Все предыдущие годы ничего этого не было, поэтому я и говорю о постоянном кризисе. Он приводил к тому, что Украине все время не хватало финансовых ресурсов, экономика Украины не обеспечивала военные действия. Но это всех устраивало, потому что позволяло сохранять режим, подавлять все оппозиционные движения, получать огромную помощь от Европы и Соединенных Штатов.
Но в последний год, с приходом новой администрации в США, ситуация изменилась, что привело к усугублению кризиса. Было принято решение не финансировать Украину, прекратить бездумные траты Байдена, не поставлять оружие напрямую. А еще администрация Трампа с самого начала приняла решение о том, что нужно менять режим.
Никакая дискредитация этого режима путем публикаций «пленок Миндича», равно как и выдвижение обвинений окружению Зеленского, не были бы возможны, если бы американцы не дали команду своему подведомственному органу, который называется Национальное антикоррупционное бюро Украины, НАБУ. А я бы назвал его Американским антикоррупционным бюро.
Почему именно сейчас? Потому что Трамп пришел в январе, а расследование требовало времени, сбора доказательств, документов, аргументов. Те же материалы прослушки насчитывали тысячи часов записи. Что такое тысяча часов? Даже чтобы их просто прослушать, детективам потребовалось бы полгода.
А ведь необходимо было еще все задокументировать, установить аутентичность, установить тех, кто говорил, о чем они говорили, документально подтвердить. Вся эта вся работа заняла определенное время.
«СП»: В каком формате может существовать режим после ожидаемой отставки Ермака, разрушения выстроенной им властной вертикали?
— Под переформатированием режима я прежде всего понимаю не замену одних фамилий на другие. Может, например, подать в отставку Зеленский. Это не исключено, потому что на «пленках Миндича», скорее всего, есть записи, которые напрямую уличают и самого Зеленского. Под угрозой публикаций таких материалов ему придется уходить.
Я не представляю себе, как может руководить страной человек, отдающий противоречащие закону приказы. А он их точно отдавал, взять хоть тот же эпизод с арестом детективов НАБУ. Но ведь и генпрокурор, и председатель СБУ, которые были на совещании у Ермака, прекрасно понимали, что отданная команда преступна.
Есть закон о НАБУ, и они его нарушили, превысив свои служебные полномочия. Этот состав преступления и обвинение вполне может быть выдвинуто самому Зеленскому, ведь у него нет полномочий отдавать приказ об аресте сотрудников НАБУ.
Если такой момент настанет, то руководство страны будут менять, а каким образом — это решение примут американцы. Если через Верховную Раду и выборы, это приведет просто к появлению кого-то вместо Зеленского и мало что изменит.
Смена режима означает не смену фамилий, а восстановление в стране конституционных норм. То есть восстановление деятельности реальных, а не картонных оппозиционных партий, восстановление оппозиционных средств массовой информации, политическая амнистия. Надо выпускать из тюрем людей, которые сидят по глупым и нелепым обвинениям. Вот какая работа предстоит.
И эта работа является одним из условий заключения мирного договора и предметом переговоров между основными участниками этого процесса — Соединёнными Штатами Америки и Российской Федерацией. Потому что дело не в том, какая фамилия будет стоять на бумаге мирного договора, а в том, насколько легитимен этот режим, насколько он будет представлять население страны и реально настроен на реализацию мирного договора.
«СП»: Вы считаете, что антикоррупционное дело было затеяно, чтобы в конечном итоге выйти на мирные переговоры?
— Ясно же, что Миндич начал свои махинации не вчера. Коррупционная система, которую Зеленский и Ермак унаследовали от Порошенко функционировала с самого начала, однако НАБУ до нынешнего прихода Трампа никакого внимания на это все не обращало.
Все всех устраивало и Запад устраивало, что разворовывают его же деньги.
Но сейчас администрацию Трампа не устраивает Зеленский, не устраивает этот режим. Почему? Потому что он неэффективен. В этом главная причина.
Если бы он был эффективен, если бы дела на фронте шли хорошо, если бы в стране был бы полный порядок, то на коррупцию никто бы не обратил внимания.
А так как этот режим неэффективен, да еще вдобавок разворовывает американские деньги, встал вопрос о его замене.
Катастрофа Украины всё ближе, плана обороны у Киева нет
Прорывы на всех фронтах: российские войска решительно наступают в Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областях
«СП»: Зачем сейчас американцам нужен мирный договор?
— Я думаю, что администрация Трампа более реалистично смотрит на ситуацию. В Америке сейчас очень много своих проблем, связанных в первую очередь с тем, что американцы уступили промышленное первенство Китаю.
Причем Китай промышленной продукции производит в два раза больше, чем США. Экономика — это основа военно-промышленного комплекса, нет экономики — нет серьезного ВПК.
Если американцы хотят сохранить свою гегемонию, в том числе в военном деле, им надо заняться своими проблемами, а не Украины.
Трамп прекратил прямое финансирование конфликта не из большой любви к России, а из выбора приоритетов. Он решил не тратить огромные деньги на чужие проблемы, а сосредоточить ресурсы на развитии самой Америки. Это долгосрочная перспектива.
Китая догонял США 40 лет. Чтобы восстановить гегемонию, американцам может понадобиться минимум лет 10−15 при условии проведения грамотной экономической политики.
Мне кажется, что администрация Трампа именно из этих соображений решила, что конфликт на Украине продолжать нецелесообразно, ведь он рано или поздно может привести к чему-то более серьезному. Его нужно остановить.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».