«Стимулирование массового доносительства никогда не давало позитивного результата...»
Владислав Егоров



Канцлер Германии Фридрих Мерц обосновал рост расходов на милитаризацию стран НАТО страхом перед восстановлением СССР и якобы имеющимися у России намерениями «напасть на одну из стран альянса».
В ходе общения с гражданами в эфире телепередачи ARD-Arena, одна из жительниц Дрездена предложила главе правительства направить предназначенные на военные расходы средства на решение внутренних проблем и развитие ФРГ.
«Путин хочет вернуть старый Советский Союз, и это касается не только Украины, и мы должны защищаться от этого», — ответил Мерц, добавив, что Россия якобы готовится напасть на страны НАТО.
Интересно, в эту чушь реально кто-то верит? Особенно в восточной Германии, которая активно демонстрирует свою позицию на выборах, голосуя за АдГ? Может, Мерц боится не восстановления СССР, а восстановления ГДР? Ведь это выглядит куда более реалистично.
А судьи кто? Российское правосудие накануне грандиозной чистки
Экс-генпрокурору Краснову предстоит наказать подпольных миллиардеров, окоротить любителей привилегий и защитить «обездолиных»
Но ведь и в целом Европа поддерживает эту мифологию о России. Интересно, если закончится украинский конфликт, все вернется в то положение, что было до 2014-го, или нет? У нас снова будет «единая Европа от Владивостока до Лиссабона» или европейцы продолжат пугать друг друга «Единой Россией от Владивостока до Лиссабона»?
— В данном случае, я думаю, можно сослаться на недавние слова нашего президента о том, что восстановление СССР невозможно, и такая задача в принципе не стоит, — говорит заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Евгений Семибратов.
— И эта позиция нашего президента не меняется уже на протяжении десятилетий. Он ранее также заявлял, что развал СССР является крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, но восстанавливать его в нынешних геополитических условиях, это, как минимум, нецелесообразно.
Поэтому данный нарратив — это кликбейтинг, который понятен среднестатистическому западному обывателю, который существует в своей парадигме, который существует в системе координат нарративов, которые формируются западными СМИ о страшной угрозе с востока.
Естественно, простые граждане уже начинают верить в эту историю, точно так же, как верили немцы в 1941 году в сказку об угрозе с Востока, точно так же, как вся Европа боялась России в 18−19 веках.
То есть здесь мы видим некие исторические корни данного лже-страха, который не имеет ровным счетом никаких оснований. Цивилизационно, естественно, у нас есть определенные отличия с Европой, несмотря на общий и культурный, и религиозный корень. Но так уж сложилось, что именно Европа является, наверное, самым агрессивным регионом в мире, самой агрессивной цивилизацией, поэтому мы как непосредственные соседи периодически, примерно каждые 100 лет, подвергались нападению.
Рассуждая о европейских элитах, я бы отметил следующее. Конечно, хочется думать, что они, произнося подобные нарративы, сами в это не верят. Просто банально преследуют задачу повышения объемов выпуска ВПК, разрабатывая коррупционные схемы на уже неизбежной милитаризации Европейского Союза и так далее. Потому что, обладая элементарным критическим мышлением, в это поверить достаточно сложно.
И, судя по всему, что уже даже американцы эту схему поняли, раскусили — и от нее отошли. Но нужно в то же время понимать, что нынешние европейские элиты, по крайней мере те, которых мы привыкли видеть по телевизору и которые занимают посты — это, как правило, «говорящие головы», не сильно отличающиеся интеллектом.
Поэтому заявление условных Мерца, Макрона, наших прибалтийских соседей может быть вполне искренним и отвечающим системе координат этих людей.
«СП»: А может, Мерц боится не столько СССР, сколько ГДР?
— Я не думаю, что сейчас они реально боятся разделения Германии, хотя электоральные процессы в стране указывают на так и непреодоленный за более чем 30 лет раскол между Западом и Востоком. Восток до сих пор думает по-другому, голосует по-другому и в целом придерживается более консервативных взглядов, но, учитывая, что он сильно меньше, то в общей структуре представительства ФРГ оказывается явно в проигрыше.
Но еще раз подчеркну, Мерц, с моей точки зрения, может искренне верить во все то, что он говорит, но это не от великого ума. Поэтому, рассуждая о болезни европейских элит, я бы сказал, что она имеет глубокие исторические корни, как минимум, со времен Ивана Грозного, а то и тевтонцев и шведов, которые пришли на Русь при Александре Невском.
Завязано это на особенности европейской цивилизации, как самой агрессивной в мире, постоянно проводящей экспансионистские военные кампании в различных точках мира. И плюс, понимая, что под боком есть сильная Россия, они, скажем так, меряя по себе, естественно, видят угрозу.
К сожалению, при таком подходе «единая Европа от Лиссабона до Владивостока» является лишь мифом, который возможно реализовать только в условиях глобального геополитического поражения России, в чем, естественно, мы не заинтересованы.
Но будем стараться их перевоспитывать.
— На самом деле эта страшилка про Россию, собирающуюся вторгаться в Европу — главное обоснование, почему европейцам приходится вопреки своим интересам сжигать экономику в пекле войны на Украине, — уверен доцент Финансового университета при Правительстве России Владимир Блинов.
— Иного объяснения тому, что европейские государства отказались от дешевых российских энергоресурсов и тратят баснословные деньги на поддержку украинских нацистов, не найти.
Politico: «Бабло-тур» Зеленского в Лондон закончился пустыми обещаниями «союзничков»
США потребовали от Зеленского признать Крым и Донбасс российскими
Безопасность стран НАТО сталкивается с главным вызовом — угрозой США выйти из военного блока, что действительно европейцев сделает беззащитными.
Германия в этом отношении окажется, не в пример Франции или Великобритании, в очень уязвимом положении, потому что самостоятельных вооруженных сил, способных выполнять задачи без содействия других стран, у нее нет. Оставшаяся один на один с Россией Европа — страшный сон для европейских государств, особенно, для тех, у кого нет ядерного оружия.
«СП»: По-вашему, к идее единой Европы от Владивостока до Лиссабона мы еще вернемся в случае смены элит в Европе? Или это была кратковременная иллюзия, о которой давно пора забыть?
— Нет, Россия — не Европа и никогда ей не была, это всего лишь образ времен, когда Россия тешила себя такими иллюзиями. Сейчас о подобном вспоминать смысла нет
— Собрать разъединенное в результате геополитической катастрофы государство — вполне естественная цель, — полагает экс-боец ополчения ЛНР Александр Аверин.
— Полагаю, многие европейские лидеры на месте Путина думали бы об этом. Сама Германия, напомню, была объединена только во второй половине XIX века.
Одновременно «угроза с Востока» европейским элитам политически выгодна. Она позволяет списать неудачи в экономике и миграционной политике ради требования быть едиными против «русской угрозы». Кроме того, не будем забывать о выгоде военных заказов для экономики.
В то же время германские политики, с их разговорами о неминуемой к 2029 году большой европейской войне и озвученными немецкими генералами планами по захвату Калининградской области — делают эту войну реальной возможностью. Угар милитаризма может захватывать.