«Перед Украиной вырисовывается безвыходность из-за перспективы потери всей энергетики…»
Алексей Анпилогов


Киев оставляет Донбасс, Украина не вступает в НАТО, но вступает в ЕС в 2027 году, — такую очередную версию мирного плана Трампа публикуют со ссылкой на украинские СМИ политик, общественный деятель Олег Царев.
В принципе, расхождения с предыдущими версиями незначительные, но обращает внимание пункт о ЕС: США обязуются поддержать вступление Украины в ЕС к 1 января 2027 года и предоставить преференциальный доступ к рынку ЕС на переходный период.
А при чем тут США? Они что ли решают, кому быть в ЕС, а кому нет?
Надо все же отметить, что в ЕС Украине вряд ли будут рады, ибо никогда не стремились видеть у себя страну со столь большой территорией и населением. С одной стороны, сейчас и территории, и населения стало меньше, с другой — все это в разрушенном состоянии.
Пакетом «встречных условий» Трамп был послан Киевом куда подальше
Президент США понял, что ему морочат голову и Зеленский, и его европейские союзники — ждем реакции
Но допускать украинскую продукцию на Рынки ЕС точно никто не захочет, чему Брюссель препятствовал все эти годы, в рамках «евроинтеграции» предоставляя своим производителям односторонние преференции. И опять же, причем тут США?
— Вступление в ЕС — давний украинский фетиш, так что скорее всего придумали это в Киеве, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Возможно, там это рассматривают как способ подсластить пилюлю за сдачу территорий.
«СП»: Что значит «США обязуются поддержать вступление Украины в ЕС»? А от США что-то тут зависит?
— «Поддержать» — ни к чему не обязывающая формулировка. Вашингтон может поддерживать на словах что угодно. Конечно, последнее слово в этом вопросе за Брюсселем, а там явно не горят желанием принимать Украину, особенно в 2027 году.
«СП»: А что значит «предоставить преференциальный доступ к рынку ЕС»? Разве ЕС все эти годы не играл с Украиной в одни ворота, пользуясь ее рынком, но не пуская на свой? С какой стати сейчас пустит? Вон, в Польше и Румынии фермеры постоянно бунтуют против даже провоза по их территории украинской сельхозпродукции. А теперь перестанут?
— Украине, по большому счету, и нечего предложить Европе, кроме сырья и сельхозпродукции.
Зато ЕС может неплохо заработать на так называемом «восстановлении Украины» и полностью привязать ее к своему рынку и продукции. Правда, формальное членство для этого совсем не обязательно.
«СП»: А вообще кто-то в ЕС реально хочет видеть в своих рядах Украину? Ведь придется полностью брать ее на содержание!
— Украина даже в нынешнем виде — довольно крупное государство по меркам Европы, к тому же, с разрушенной и истощенной боевыми действиями экономикой. Взваливать это себе на плечи никто не хочет.
Для бюджетных доноров ЕС это очередное финансовое бремя, а для дотационных стран — очень серьезный и опасный конкурент за субсидии. ЕС все никак не может решиться на расширение за счёт малых балканских стран, а тут Украина.
«СП»: Юридически Украина может в нынешнем виде вступить в ЕС? Как быть с нерешенными территориальными спорами? Какие еще проблемы могут возникнуть?
— Закон что дышло, как известно, особенно так называемое «международное право». Будет политическая воля — примут и подгонят под это законодательную базу. Но особой воли как раз не наблюдается.
«СП»: Нужно ли это России и стоит ли этому препятствовать? Путин ранее говорил — мы не против, чтобы Украина вступила в ЕС. Но так ли это на самом деле?
— Такое благодушное отношение к ЕС мне совершенно непонятно. Евросоюз уже неоднократно доказал свой враждебный характер в отношении России. Единая Европа, нависающая над российскими рубежами, причем сильно сдвинутыми на восток после распада СССР — это очень плохая комбинация.
Членство в ЕС лишь закрепит враждебный и антироссийский характер Украины, как это, собственно, произошло с Польшей или Прибалтикой. Другой вопрос, что ЕС рыхл и внутренне слаб — и чем больше он расширяется, тем более очевидна эта внутренняя слабость.
Так что Украина для ЕС может оказаться таким троянским конем, который окончательно отправит это объединение на дно. Однако я бы не играл в такую рискованную игру, на мой взгляд, членство Украины в ЕС недопустимо.
— Я думаю, что это предложение возникло для снижения градуса недовольства украинских обывателей условиями перемирия, — говорит председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Очередная морковка перед носом осла для того, чтобы осел не оглядывался по сторонам.
«СП»: Звучит как-то слишком нереалистично. И при чем тут США?
— Поскольку этот предложение носит пропагандистский характер, естественно, совершенно необязательно, чтобы его реализация была осуществима.
Понятно, что для приема Украины в ЕС необходимо заручиться поддержкой всех членов, а США не имеет возможности повлиять на действия европейских правительств и парламентов.
Но кого это озаботит, если на кону геополитические цели и задачи США?
Слив плана про «демилитаризованную зону в Донбассе» взбесил и Зеленского, и его евро-подпевал
Крыс на киевском корабле уже тошнит от предчувствий — и они разбегаются
«СП»: А как насчет доступа к «европейским рынкам»?
— Эта фраза только подтверждает пропагандистский характер всего пункта. На самом деле Украине уготована роль сырьевого придатка в Европе, где ей разрешено производить только ту продукцию, которая не будет конкурировать с местной, и ни о каких «преференциях» речь вообще не идет.
Сегодня Украина — беднейшая страна не только в Европе. По ВВП на душу населения она находится в ряду бедных латиноамериканских и даже африканских стран.
Этот показатель на Украине в три раза ниже турецкого, в полтора — Экваториальной Гвинеи, Ливии и Ботсваны. И это соотношение было до 2022 года.
Я уверена, что населению стран Евросоюза в страшном сне не приснится дотягивать до уровня европейской страны нищую Украину, которая по уровню ВВП на душу стоит ниже Габона и Гватемалы, а при этом население вполне сопоставимо с населением средней европейской страны.
«СП»: А нам есть дело, вступит Украина в ЕС или нет? Это как-то повлияет на нашу безопасность?
— Членство Украины в ЕС вообще никак не связано с планами России и ее безопасностью, однако, в свое время Украину пытались привлечь в Таможенный союз, поскольку до «Евромайдана» в России считали, что экономика Украины может усилить экономику стран ЕАЭС.
Кроме того, учитывая наличие тогда больших таможенных льгот для Украины, России совсем не хотелось видеть в Украине огромную дыру для неучтенного проникновения европейских товаров в Россию.
Но это время давно ушло, и сейчас в России совсем другой взгляд на то, чем должна стать Украина в геополитической зоне влияния России.
«СП»: Что будет с собственностью тех украинцев, что перебрались в Россию? А с ними самими? Их лишат гражданства? И там еще куча вопросов возникает. Какие еще проблемы вы бы выделили?
— Вопрос собственности украинских граждан, которые стали гражданами России — не слишком существенный для европейской бюрократии, поскольку и там реально не видят Украину членом ЕС.
В украинском законодательстве появилась норма, позволяющая лишать украинского гражданства тех, кто принял гражданство России, однако, учитывая непростую юридическую процедуру, пока это затронуло несколько десятков людей из нескольких миллионов жителей присоединенных территорий.
Я думаю, что европейские чиновники больше боятся неконтролируемой миграции из большой и бедной страны, и предоставление права на европейские социальные льготы десятку миллионов украинских пенсионеров, у которых пенсия составляет меньше сотни евро.
Этот вопрос также является существенным барьером на пути Украины в Евросоюз.
Последние новости и все самое важное о мирных переговорах по Украине, — в теме «Свободной Прессы».