Культ личности в России никуда не делся, и сегодня это — культ личности Путина. Так считают 25% россиян, если верить опросу «Левада-центра». Еще 30% сограждан полагают, что пока культа личности нет, но есть предпосылки к его появлению. Как отмечают исследователи, с 2006 года число тех, кто заметил существование культа Путина, выросло в 2,5 раза. Лишь 33% респондентов считают, что культа личности Владимира Путина не существует (в 2006 году — 57%).
На этот малоприятный результат опроса пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков ответил так: «какие-то проблемы культа личности есть во всех странах мира — от США до Японии, в семье не без урода, иногда такие проявления бывают и в России. Но это никогда не исходит от самого Путина, он относится к такому явлению крайне негативно — скорее, это издержки его личной популярности. И объективно вряд ли можно говорить о каком-то культе личности Путина в России».
Установится ли в России полноценный культ личности Путина, рассуждает замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин.
«СП»: — Алексей Иванович, можно ли сказать, что в обществе нарастает ощущение присутствия культа личности Владимира Путина?
— Что год тому назад, что сейчас, примерно одинаковое количество людей считают, что налицо культ личности Путина, либо предпосылки для его возникновения. Но в принципе мы, действительно, видим, что год от году число таких людей увеличивается. Причем, отношение к понятию «культ личности» довольно противоречивое. Я бы не сказал, что это — положительная оценка деятельности Владимира Владимировича.
Культ личности — это факт общественного сознания, связанный с тем, что в течение многих лет мы наблюдали на экранах ТВ активную деятельность Путина по решению всех проблем. За что бы ни взялся этот золотой человек, все ему удавалось, все получалось, везде он наводил порядок — единственный в стране человек, который что-то мог сделать. Потом к таким сюжетам присоединились славословия в адрес нынешнего премьера со стороны рабочих, колхозников и творческой интеллигенции. Получалось, Путин не только все решает, но его еще поддерживает вся страна.
Это и называется культом личности — когда в обществе формируется (причем целенаправленно, пропагандистскими средствами) представление о том, что у нас есть единый отец нации, спаситель Отечества.
В 2007-м мы уже могли наблюдать, как вся страна, представители всех слоев населения плакали и кричали: «На кого ж ты нас покидаешь, нет тебе замены! Оставайся на третий срок — Бог с ней, с какой-то там Конституцией. Мы академий не кончали, нам конституции не нужны. Нам нужно, чтобы отец нации, вождь российского народа, поднявший Россию с колен, оставался на месте…»
Такого рода высказывания — немного утрированные, но близкие по смыслу — мы слышали с тех пор довольно часто. Они продолжают звучать и сейчас, и демонстрируют, что в сознании людей отсутствует рациональная оценка менеджера, которого мы выбираем для управления страной и решением стоящих перед ней проблем. Эта оценка заменяется почитанием. В результате, Путин выделяется из прочих политиков. На выборах 2007 года только он мог быть во главе партийного списка «Единой России», потому что не нашлось никого, кого можно поставить с ним вровень.
Все это — компоненты культа личности. И создан он пропагандистской машиной, которая у нас функционирует и обеспечивает деятельность власти.
«СП»: — Вы как считаете, у нас — объективный культ личности Путина, или, как говорит Дмитрий Песков, издержки его личной популярности?
— Культ личности объективно есть. Если бы Путин пошел на третий срок, культ совершенно бы кристаллизовался. Правда, с 2008 года эти настроения несколько пошли на спад — возможно, оттого, что экономическая конъюнктура ухудшилась из-за кризиса. А в 2007-м восхищение Путиным подбиралась к 10%. Еще немного — и впору было восторженным гражданам собираться у администрации президента или Белого дома.
Действия политика можно одобрять, он может вызывать симпатию. Но восхищение им говорит, скорее, об издержках работы пропагандистской машины. Это свидетельствует о таком сильном изменении в общественном сознании, что политик начинает отрываться в этом сознании от внешнего мира, и начинает формироваться его культ — лидера нации.
«СП»: — Нам предстоят, вероятно, еще 12 лет вместе с Путиным. Культ его личности будет прогрессировать, и насколько быстро?
— Я отношусь к людям, которые говорят, что не все признаки культа личности налицо, но предпосылок становится больше и больше. Если ничего существенного в нашей стране не изменится — а с чего бы ей меняться? — мы можем столкнуться с развитием этой тенденции во все более ярких формах.
«СП»: — Если брать за абсолют культ личности Сталина, какую долю от него занимает культ личности Путина?
— Это невозможно рассчитать в рамках социологического исследования. Кстати, когда культ личности Путина будет оформлен и вполне сформирован, его так уже никто называть не будет. А те, кто будет пытаться назвать культ личности — культом личности, — будут серьезно биты по головам. За попытку опорочить человека святого, и для критики совершенно запрещенного. В высказываниях о культе личности Путина существует критическое, рациональное отношение к тому, что происходит сейчас. Если культ будет нарастать, уровень критичности сознания начнет падать.
Поэтому Владимиру Владимировичу предстоит еще долгий путь до Иосифа Виссарионовича образца 1953 года. Сталин стоял у руля страны 30 лет, и его культ вызревал долго. Ожидать сталинских степеней от культа личности Путина в течение ближайших 5−6 лет довольно сложно. А вот в конце 12-летнего срока все будет зависеть от того, каким образом будет работать государственная машина. Будет ли она работать на создание имиджа вождя и все более превращать страну в восточную деспотию, либо будут приняты более здравые решения, будет реальная политика, появятся реальные политики, и можно будет говорить о справедливых выборах.
Потому что конечный итог развития культа личности — вывод, что никаких выборов не надо. Когда культ Путина будет в полной мере сформирован, в обществе возникнет представление: зачем нам какие-то выборы, когда у нас все есть?!
«СП»: — Песков говорит, в любой стране возможен культ личности. Но, может, предпосылки скрыты в народе?
— Нет, не в народе — только в политической системе. Если у нас возможно создание единой партии, если возможно, что эта партия имеет в Госдуме конституционное большинство, если возможно выстраивание вертикали власти, которая подминает под себя все другие ветви власти (законодательную, судебную) — при таком государственном устройстве возможен культ личности.
Там же, где политики находятся в состязательных отношениях, возникновение культа личности практически невозможно. Даже после больших потрясений в обществе, даже при появлении политика с огромной популярностью — как, например, Шарля де Голля в послевоенной Франции. Через какое-то время политическая фигура исчерпывает возможности для данного этапа, обществу требуется что-то другое, люди начинают искать альтернативы — и находят их.
«СП»: — Сейчас модно говорить, что мы находимся — по ощущениям — в конце 1970-х годов. Это советское время, застой, но уже на кухнях безбоязненно рассказывают политические анекдоты, а легитимность власти вызывает сомнения. А если посмотреть на нынешнюю ситуацию с точки зрения формирования культа личности, мы в каком времени сейчас?
— Советская пропагандистская машина в 1970—1980-е годы не работала на формирование культа личности. У нас была КПСС и ее ЦК, но генеральный секретарь ЦК был все-таки одним из многих. Приходя в госучреждение, советские люди видели целый иконостас портретов руководителей. А сейчас мы видим одну фигуру — Владимира Путина.
Причем, эта единоличность начинает воспроизводиться на нижних уровнях власти. Раньше мы видели по третьему каналу ТВ, как Лужков со своей командой объезжает хозяйственные объекты. Сейчас хозяйственные объекты объезжает один человек — Сергей Собянин, и никого вокруг него нет. Это — не 1970-е годы.
«СП»: — А с 1930-ми зарождение культа Путина можно сравнить?
— Это не похоже и на 1930-е. Первые лица государства у нас сейчас не тасуют элиты, чтобы сосредоточить в своих руках все рычаги управления, все рычаги власти. Условия формирования нынешней власти совсем другие, чем те, которые были в начале сталинской эпохи.
Сталин пришел к власти одним из равных, и сам пост него — секретаря партии — в то время не оценивался как особо важный. В начале 1920-х была партийная демократия, хотя она и распространялась на довольно узкий круг большевиков. Культ личности начал формироваться по мере уничтожения этой демократии, уничтожения каких-то элит.
Сейчас система другая. Есть пирамида власти, в которой выстроены элиты. Нет необходимости репрессий — все готовы к принятию такого рода системы отношений, которая сформировалась достаточно кровавым путем в сталинские времена. Сейчас без какой-либо крови культ личности может реинкарнироваться. Поэтому сказать, на каком этапе по шкале биографии Сталина мы находимся, невозможно. Мы идем у культу личности совершенно из другой точки, и в совершенно другом направлении.
Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.
Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека.
Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна. В новейшей истории в этом качестве представали Леонид Брежнев (СССР), Саддам Хусейн (Ирак), Сапармурат Ниязов (Туркменистан), Ким Чен Ир (Северная Корея).
Леонид Брежнев
Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград и публичное провозглашение его великим ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей. Во время демонстраций люди носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. В последние годы жизни под авторством Брежнева была опубликована трилогия — «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», которую изучали в школах и вузах, обсуждали в трудовых коллективах.
Саддам Хусейн
За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал на нем фразу «Аллах Акбар».
По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке.
Сапармурат Ниязов
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое. После смерти Туркменбаши. в стране сохранилось много памятников Ниязову, часть из которых покрыта золотом. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан позолоченной статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лицо Ниязова было обращено к солнцу (в мае 2008 года руководством Туркмении принято решение о переносе монумента на окраину столицы). Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. Сапармурат Ниязов объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной, и обязательной к преподаванию в учебных заведениях всех уровней. Утверждалось, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай. В каждой армейской казарме была открыта комната «Рухнамы». Подобно Брежневу, Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью «Алтын Ай» («Золотой полумесяц»).
Ким Чен Ир
Культ личности Ким Чен Ира в Северной Корее является полурелигиозным. Власть он получил от своего отца Ким Ир Сена. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он Герой КНДР, три раза был награждён Орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почётного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды «Об идеях чучхе», «О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе», «О киноискусстве», «О литературе, основанной на принципе чучхе» считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причём шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план «Башни Чучхе» в Пхеньяне.
(По материалам Википедии)