События в Южной Осетии развиваются по сценарию, который никак не может устраивать Кремль. И Москва, и официальный Цхинвал, ставившие в ходе президентских выборов на Анатолия Бибилова, похоже, пребывают в растерянности. И есть от чего. В среду утром кандидат от оппозиции Алла Джиоева, обошедшая своего оппонента в ходе второго тура голосования, провозгласила себя президентом, несмотря на решение Верховного суда республики о признании выборов недействительными. Алла Джиоева заявила о формировании Госсовета, в который вошли десять человек. В их числе генерал Анатолий Баранкевич, руководивший обороной Цхинвала в 2008 году, Алан Плиев, Сергей Засеев, Сергей Битиев, Джемал Джигаев, Владимир Келехсаев. По словам Джиоевой, полномочия Госсовета будут действовать вплоть до формирования исполнительных органов власти. Непризнанный официально президент призвала руководство республики прислушаться к волеизъявлению народа.
В ответ и.о. генерального прокурора Южной Осетии Эльдар Кокоев выступил с предупреждением в адрес Аллы Джиоевой и ее сторонников. «Джиоева действует не в рамках правового поля, с альтернативным правительством мы уже знакомы, нам это напоминает «цветную революцию», — заявил Кокоев в «Интерфаксу».
30 ноября МИД России, реагируя на события в Южной Осетии, распространил заявление в поддержку решений Верховного суда республики, а в российской проправительственной прессе появились сообщения, что действиями оппозиции руководят грузинские спецслужбы.
Сама Алла Джиоева обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву. В своем обращении она, в частности, сказала: «Признав независимость Республики Южная Осетия, Вы, безусловно, были уверены в том, что наша страна придерживается демократических ценностей, и именно ими будет руководствоваться в процессе своего становления. Государственное строительство в нашей стране действительно предполагалось проводить по образцу тех демократических завоеваний, которые произошли в Российской Федерации. Но, к сожалению, сегодня наша страна оказалась в глубоком политическом кризисе, в которую ее ввергло руководство Республики во главе с Президентом Кокойты Э. Д…
Как законно избранный Президент РЮО, я хочу довести до Вашего сведения, что Республика Южная Осетия находится на грани гражданской войны. Президент Кокойты Э.Д. со своим окружением при попустительстве ответственных представителей Российской Федерации нарушили Конституционный порядок и ввергли страну в хаос и глубокий политический кризис. Происходящее в Республике имеет тенденции негативного развития и может выплеснуться за пределы страны, спровоцировав напряженность во всем Кавказском регионе.
Я обращаюсь к Вам с просьбой в кратчайшие сроки отреагировать на происходящие в Южной Осетии события с целью установления Конституционного порядка и стабильности".
Корреспондент «СП» связался с Цхинвалом, попросив дать оценку последних событий представителей конфликтующих сторон.
Сармат Джусоев, представитель предвыборного штаба Аллы Джиоевой.
«СП»: — Какова сейчас ситуация в республике? Чем занимается созданный Аллой Джиоевой Госсовет?
— Госсовет будет помогать передаче власти от уходящего президента к избранному. Точную оценку обстановки никто не даст. Какие действия будет предпринимать уходящая власть в этой агонии… Для всех очевиден факт, что вчерашнее решение суда было предвзятым. Все ожидали, что это решение будет именно таким. Но народ будет отстаивать свой выбор. С одиннадцати часов начали собираться наши сторонники вокруг предвыборного штаба. К нам приезжают из сёл, из Северной Осетии. Звонили осетины из Москвы, готовы вылететь. Все понимают, что это единственный шанс сейчас — отстоять свой выбор. Пока на улицах достаточно спокойно.
Дина Гасиева, представитель предвыборного штаба Анатолия Бибилова.
«СП»: — Что в данный момент происходит в республике?
— Бибилов подчиняется решению Верховного Суда. Раз выборы признаны недействительными, всё на этом заканчивается, предвыборный штаб распускается. Сторонники Аллы Джиоевой объявляли о начале митинга, но на данный момент никакого движения нет. Силовые структуры работают в усиленном режиме. Но это не связано с какими-то беспорядками.
«СП»: — Какова реакция населения на решение Верховного Суда?
— Она очень разная. Кто-то недоволен. Даже среди тех, кто голосовал за Бибилова, некоторые не считают решение справедливым. Но в большинстве люди против протестов и беспорядков и готовы ждать новых выборов в марте.
Бывшее доверенное лицо Анатолия Бибилова Олег Кудухов:
— Ситуация в республике напряжённая. Штаб Анатолия Бибилова распускается. Он собрался перед своими сторонниками, объявил, что принимает решение Верховного Суда Южной Осетии. Поэтому смысла в продолжении работы штаба уже нет.
Сторонники Аллы Джиоевой создали по сути параллельные структуры власти. Это несомненно всем знакомые «оранжевые» технологии. Иначе их воспринимать нельзя. Есть большая надежда на то, что народ за ней не пойдёт. Люди видят, что деятельность её команды носит очевидно деструктивный характер.
«СП»: — Как вы относитесь к версии, что действия Джиоевой поддерживаются режимом Саакашвили?
— Никого не хочу обвинять прямо. Но ситуация действительно очень странная, потому что решение Верховного Суда основано на конкретных доказательствах. Были массовые случаи подкупа избирателей. В особенности это было распространено в Северной Осетии, где живёт много граждан нашей республики. Возникает вопрос: откуда деньги? Этот вопрос волнует не только членов нашей команды, но и многих жителей Южной Осетии. У меня нет конкретных данных о происхождении этих денег. Однозначно можно сказать, что победа Анатолия Бибилова была невыгодна грузинской стороне. Грузинские власти на сопредельных территориях вели очень серьёзную агитацию в пользу Аллы Джиоевой. Выборы эти показали, что грузины, живущие в Южной Осетии практически поголовно проголосовали за Джиоеву. За неё вёл агитацию глава коллаборцианисткого правительства Дмитрий Санакоев.
Ситуация серьёзно накалилась не вчера, не сегодня, а именно в тот момент, когда сторонники Джиоевой почувствовали, что одерживают победу на выборах. Не честным путём, но одерживают. И таких случае всё больше. Бибилов в своей предвыборной компании не раз делал упор на то, что сторонники Аллы Джиоевой реваншисты и они идут к власти, чтобы сводить счёты. А для нашего маленького народа это очень чревато. Напротив, нам очень нужно единство.
«СП»: — До какой степени готовы обострять конфликт сторонники Джиоевой?
— Они публично говорят о том, что может пролиться кровь. И даже обещают это. Я цитирую одно из высказываний: «Прольётся кровь, мы это обещаем».
«СП»: — Как на ваш взгляд, в данной ситуации вести себя российской стороне?
— Нельзя ни в коем случае допускать кровопролития. Россия является главным гарантом безопасности Южной Осетии. Она должна принимать самое активное участие, чтобы ситуация стабилизировалась. В случае массовых беспорядков Россия может и должна применить какие-то полицейские меры.
В 12:50 «Интерфакс» сообщил, что около 500 (по другим данным — более 1000) сторонников кандидата в президенты Южной Осетии Аллы Джиоевой с плакатами выдвинулись на центральную площадь столицы РЮО. Участники шествия остановились у посольства России в Южной Осетии. Джиоева постучалась в офис посольства, однако к ней пока никто не вышел.
Позже РИА «Новости» передало, что сотрудник дипмиссии вышел к участникам акции и пригласил пройти в посольство Джиоеву и бывшего министра обороны республики генерала Анатолия Баранкевича.
Ближе к 14:00 информагентства сообщили, что сторонники Аллы Джиоевой предприняли попытку прорваться в здание правительства республики, где располагается Центризбирком. Сотрудники службы госохраны из нескольких автоматов открыли предупредительный огонь в воздух. Сведений о пострадавших пока не поступало. Эдуард Кокойты в этот момент давал пресс-конференцию. Митингующие остаются на площади, ситуация, по оценке администрации президента, остается напряженной. В то же время, по информации «Газеты.Ru» с места событий, люди Джиоевой ворвались в ЦИК. На центральной площади Цхинвали собрались порядка трех тысяч человек. Они скандируют «Алла!»
Корреспондент «СП» вновь связался с Цхинвалом.
Вячеслав Седов, руководитель пресс-службы Президента и Правительства Южной Осетии.
«СП»: — Прошла информация, что в Южной Осетии прозвучали выстрелы…
— Люди пытались подойти к входу. Было сделано несколько предупредительных очередей.
«СП»: — По вашей оценке какое количество людей находится у здания правительства?
— Около восьмисот. До тысячи. Стоят напротив здания правительства. Мне из окна их хорошо видно. Настроены они довольно агрессивно. Напирают.
«СП»: — Джиоева утром встретилась с российским послом в республике. Переговоры продолжаются?
— Нет, в данную минуту Джиоева находится здесь, на центральной площади.
Что касается президента Кокойты, то он собрал аккредитованную на выборы прессу, ответил на все вопросы. И как раз в ходе этой встречи прозвучали выстрелы. Президент заверил журналистов, что он ещё раньше дал строгое указание сотрудникам МВД не применять оружие против народа. Это были просто предупредительные меры.
Елена Гоглаева, руководитель медиа-центра предвыборного штаба Аллы Джигоевой:
— Народ собрался на площади перед зданием правительства. Может произойти всё, что угодно. Все власть предержащие спрятались, никто не хочет выходить к народу, ни депутаты, ни члены правительства.
«СП»: — Чем закончились переговоры в российском посольстве?
— Их итоги мне неизвестны. Была попытка со стороны штаба Аллы Джигоевой донести правдивую, объективную информацию до российского МИДа, поскольку с его стороны последовало непонятное заявление о поддержке решения Верховного Суда Южной Осетии.
«СП»: — Где сейчас Алла Джигоева?
— Она находится около здания Правительства Южной Осетии, и пытается встретиться с кем-то из официальных лиц республики.
«СП»: — Имеет ли какое-то отношение к происходящему грузинская сторона?
— Нам на хрен не нужен никакой Саакашвили, и вся Грузия вместе с ним.
Тем временем, как передал «Интерфакс», Центризбирком Южной Осетии в среду принял решение предоставить СМИ итоговый протокол по выборам президента республики, однако председатель ЦИК Белла Плиева считает, что этот документ утратил силу.
«Эта бумага не имеет силы после решения Верховного суда, и публиковать ее не имеет смысла», — заявила она.
Юлия Латынина, ведущая передачи «Код доступа» на «Эхо Москвы».
«СП»: — Юлия Владимировна, почему ситуация в Южной Осетии вышла из-под контроля Кремля?
— Я не вижу, чтобы что-то вышло из-под контроля. Я не понимаю, почему российские СМИ решили, что Анатолий Бибилов — это выбор России. Бибилов — выбор и ставленник бывшего президента республики Эдуарда Кокойты. А Кокойты явно не пользовался безоговорочной поддержкой Кремля.
Это видно из того, что Москва не позволила господину Кокойты остаться на третий срок. Более того, в июне 2011 года был трогательный эпизод. После того, как Москва не позволила, вооруженные сторонники Кокойты заняли парламент, и потребовали проведения референдума — чтобы горячо любимый лидер и спаситель нации мог баллотироваться на третий срок. Ничего из этого выступления не получилось…
Итак, Кокойты не пользовался поддержкой Кремля. В Кремле была масса людей, которых удивляло то, что творилось в республике — начиная с отставки Анатолия Баранкевича и этнических чисток за спиной русской армии, и кончая безграничным воровством, которое компрометирует Россию на Кавказе. Россия выделила Южной Осетии, где живет всего 30 тысяч жителей, один миллиард долларов к 2010 году. Эту цифру — 26 млрд рублей — озвучил в мае 2010 года премьер Владимир Путин. Как вы понимаете, этих денег жители республики не увидели. Этот факт объясняет отношения России к Кокойты и, соответственно, к господину Бибилову.
Что касается Аллы Джиоевой, хочу напомнить, что ее доверенным лицом является Анатолий Баранкевич — бывший секретарь республиканского Совета Безопасности. По сути, то, что происходит сейчас внутри республики — это разборка кланов, каждый из которых стремиться заручиться поддержкой России.
«СП»: — То есть, обе стороны — пророссийские?
— К началу выборов ситуация была, грубо говоря, такая. Было некоторое количество российских чиновников, которые воровали в Южной Осетии, и которые были заинтересованы, чтобы победил ставленник Кокойты. И было не меньшее количество российских силовиков, в том числе эфэсбешников и военных, которым было за державу обидно, и которых отлучили от кормушки. Они сплотились вокруг фигуры Джамбулата Тедеева.
Тедеев — это тоже пророссийская фигура, главный тренер сборной России по вольной борьбе. Это человек, который вместе со своим братом Ибрагимом в свое время, в 2001 году, привел Кокойты к власти, и у которого Кокойты был водителем. После чего господин Кокойты «перебил крышу» и поменял братьев Тедеевых на российских силовиков.
Сейчас на выборах победила близкая родственница Тедеева — Алла Джиоева. Самого Тедеева с выборов сняли — не зарегистрировали. И это — хорошее доказательство, что клановая вооруженная демократия несовместима с тотальным азиатским воровством. Вот, собственно, что произошло в Южной Осетии.
«СП»: — А что теперь там будет происходить? Насколько далеко могут зайти стороны?
— Понятно, что в Южной Осетии народ может выбрать Аллу Джиоеву, но народ вряд ли задумается, что при этом не изменится парадигма его жизни. Эта парадигма - сидеть в окопах и оборонять родину от грузин под руководством очередного мудрого вождя, причем существовать исключительно на российскую помощь. Народ никогда не проголосует против этой парадигмы. Поэтому в Южной Осетии случилось, образно говоря, что победил не Арафат, а ХАМАС, потому что Арафат слишком много воровал.
В любом случае, жители Южной Осетии не помирятся с Грузией. Поэтому России — даже с точки зрения шкурной политики, продиктованной ненавистью к Саакашвили — безразлично, кто станет президентом республики. Госпожа Джиоева, у которой советник — герой войны 2008 года Баранкевич, или господин Бибилов — ставленник Кокойты. Это не все равно только конкретным людям, которые воровали в республике. И которые, кстати, сделали Россию притчей во языцех на Кавказе, в том числе в самой Южной Осетии.
Южные осетины знают, что грузины — враги, что Саакашвили тиран. Но одновременно они не могут не обращать внимания, что бабки — пардон — сперли. Что деньги, которые давала Россия, испарились, как будто это не Южная Осетия, а Бермудский треугольник.
И вот люди, которые сперли бабки, объясняют нам: обязательно Бибилов, ни в коем случае не Джиоева. Что на это сказать? Это даже не абсурд. Это случай, когда одно безумное решение влечет за собой другие — еще более безумные.
«СП»: — Вы говорите, Бибилова поддерживают люди, которые сперли деньги. Но Бибилова поддерживал и президент Медведев. Когда Медведев, за пару дней до второго тура, ездил в 58-ю армию во Владикавказ, он встречался именно с Бибиловым, не с Джиоевой… Получается, Кремль все же поддерживал Бибилова?
— А Путин с Бибиловым встречался? Вот и ответ на вопрос.
«СП»: — Что все-таки будет в республике? Там уже возник осетинский Майдан. Ситуация пойдет по пути обострения?
— Ситуация, в значительной степени, зависит от позиции России. От того, чья партия внутри России возобладает. Если возобладают люди, которые скажут, что им нужен человек, уволивший Баранкевича, благодаря чему деньги, посланные в республику, не доходили до республики — выборы будут отменены, и с большой вероятностью и.о. президента Южной Осетии останется сам господин Кокойты. Наверное, он на этот сценарий и рассчитывает.
«СП»: — Если и.о. останется Кокойты, куда денется Джиоева при таком раскладе?
— Не Джиоева — Джамбулат Тедеев. Его, Баранкевича и тех эфэсбешников, которые их поддерживают, вызовут в Москву. И скажут: ребята, сливайтесь. И они, очевидно, вынуждены будут слиться.
После этого Россия на Кавказе будет не просто скомпрометирована. Я понимаю, когда Кремль пляшет под дудку Кадырова. Кадыров, действительно, сильный лидер, но он находится в симбиозе с Кремлем и понятно, какие дивиденды он приносит. Но когда выяснится, что Кремль пляшет под дудку Кокойты, и происходит это потому, что деньги, выделенные на восстановление Южной Осетии, исчезают в никуда… Это уже полный конец…
«СП»: — Как быстро будет принято решение в Москве — поддерживать Бибилова или Джиоеву?
— Сложно сказать. Думаю, к концу недели.