Неожиданно массовый митинг оппозиции на Чистых прудах, похоже, не на шутку напугал власти. Такое впечатление, что сейчас в Москву вводят войска. «По данным очевидцев, грузовики с военнослужащими внутренних войск едут по Бутырскому Валу, Волгоградскому проспекту, Ленинградскому и Ярославскому шоссе и шоссе Энтузиастов. Также колонну грузовиков с военными видели на МКАДе. По данным слушателей, колонны грузовиков едут в центр Москвы», — сообщила утром «Русская служба новостей». Кроме того, многочисленные фотографии колонн военных грузовиков появились в блогах и социальных сетях.
В МВД сперва комментировать ситуацию отказывались. Потом признали, что грузовики с солдатами внутренних войск все-таки курсируют по Москве. «Ранее было официально объявлено, что на период выборов, вплоть до окончательного подсчета голосов, вводится усиленный вариант несения службы», — сообщила пресс-службу МВД. «Таким образом, перемещения связаны с заменой личного состава в местах несения службы».
Похоже, Москву наводняют войсками. Этот процесс начался еще перед выборами в Госдуму, когда в столицу согнали 51 тысячу полицейских и солдат внутренних войск. Для справки: во время Афганской войны численность 40-й армии никогда не превышала 40 тысяч человек. «Свободная пресса» уже писала, что Москва в ночь на 4 декабря выглядела, как декорация к фильму о надвигающейся революции: на темных улицах и площадях стояли тысячи военных, ощетинившихся дубинками.
То, что без работы вэвэшники не останутся, стало ясно той же ночью. Наши корреспонденты нашли тогда кучку из 20 ребят, которые выкрикивали «Россия будет свободна!». Крикнуть они успели три раза, потом их «свинтил» ОМОН и затащил в автозак.
А 5 декабря ОМОН развернулся уже по полной программе, разогнав шествие оппозиции на Чистых прудах. Митинг был запланирован движением «Солидарность» еще неделю назад и санкционирован властями. Предполагалось, что в нем примут участие 300−500 человек. Но недовольство фальсификациями на выборах в Госдуму вывело на Чистые пруды от 5 до 10 тысяч протестующих. Те, кто не смог пройти внутрь оцепления, поддерживали единомышленников из-за заграждений, выстроившись вдоль Чистопрудного бульвара. Граждане держали в руках самодельные плакаты: «Эти выборы — фарс», «Вернем стране выбор», «За Россию без «ЕдРа» и скандировали «Позор!» Многие свистели в свистки — с тех пор, как Путина освистали на ринге, это стало новой формой выражения политического протеста. Очевидец, главред радиостанции «Коммерсант FM» Дмитрий Солопов сказал, что «такого я в Москве не видел года с 93-го, видно, что никто не ожидал такого развития событий»…
После митинга толпа двинулась по Мясницкой в сторону Лубянки, где располагается Центризбирком, но им преградил дорогу ОМОН. Начались столкновения с полицией и массовые задержания. Сотрудники ОМОНа в шлемах наполнили центр города, улицы были перекрыты. Митингующим удалось прорвать оцепление и пройти маршем по Лубянке, скандируя «Путин — зло». Шествие возглавляли Алексей Навальный и Илья Яшин. Участников акции удалось остановить у гостиницы «Метрополь». Всего были задержаны не менее 300 человек, в том числе и Навальный с Яшиным. Сегодня обоих судят.
Видимо, власти ожидают новых столкновений. «Единая Россия» заявила, что намерена провести ответный 10-тысячный митинг на Пушкинской площади, в то время как по социальным сетям граждан приглашают собраться на митинг на Театральной площади. Итог таких ожиданий — войска в столицах. Как только что стало известно, грузовики с военными замечены и на подъезде к Питеру. Об этом со ссылкой на очевидцев сообщила радиостанция «Эхо Петербурга». Пять грузовиков с бойцами внутренних войск МВД дежурят около Ладожского моста через Неву в Ленинградской области. Мост располагается на 40-м километре федеральной трассы, грузовики стоят в сторону Петербурга, рядом с Музеем прорыва блокады.
Лидер «Яблока» Сергей Митрохин уже резко осудил введение в Москву подразделений внутренних войск. «Это неадекватное поведение власти, нагнетание нервозности и проявление слабости высшего руководства страны, которое понимает, что сфальсифицировало выборы в Госдуму и опасается ответной реакции общества. Акцент на силовой вариант вместо диалога с обществом — это признак начинающейся агонии», — заявил Митрохин «Интерфаксу».
Чем закончится противостояние «Единой России» и оппозиции, рассуждает социолог Сергей Белановский.
— Я надеюсь, у власти хватит ума не устраивать второе Кровавое воскресенье. Когда пишут, что в 1905 году была расстреляна вера в царя — это правда, не метафора. Считается, сейчас в России ценность человеческой жизни возросла. Это в Сирии поубивали тысячи человек — и не то, что никому дела до этого нет, но общество воспринимает это, как нормальное явление. Но у нас так не получится, у нас попробуй, одного тронь — и начнется.
Думаю, власть играет в нелепые игры с этим военным усилением. Надеюсь, никаких серьезных столкновений не будет — это для власти самоубийство.
«СП»: — Насколько инерционна мера протеста, которая накопилась в народе? Нынешние настроения спадут, желание митинговать пройдет, или приобретет характер цепной реакции?
— Полезно читать революционеров. Был такой Валентинов, соратник Ленина, который стал потом меньшевиком. Он пишет, что «народ — это сфинкс, и никогда не знаешь, когда он поднимется». Подчеркиваю, это пишет профессиональный революционер, который к этому времени имел многолетний опыт организации рабочих кружков, распространении нелегальной литературы. И вдруг в 1905 году пошел революционный вал, которого никто не ожидал — в том числе, профессиональные революционеры. Катастрофически не хватало агитаторов, литературы. Революционеры довольно быстро нарастили свои мощности, но только-только они это сделали, как революция пошла на спад, и никаким количеством листовок расшевелить ее было нельзя. Потребовалось еще 12 лет, чтобы произошло что-то похожее.
Но сейчас, я думаю, протестное движение на подъеме, и у него будет какая-то кульминация. Какая — мне трудно сказать.
«СП»: — Какие силы могли сейчас сыграть роль большевиков в 1905-м и 1917-м?
— А большевики — дело десятое. В 1905 году они практически никакой роли не играли. Если говорить точнее, все, кто был тогда против власти, действовали солидарно. Большевики только в Москве организовали восстание… Сегодня, я опасаюсь, лидером может стать какой-нибудь популист типа Уго Чавеса или Лукашенко. На волне протеста они запросто могут сыграть. Возможно, это харизматик, хороший оратор. Может быть, стихийный лидер забастовочного движения.
Это называется в социологии «эффект Матфея». Первый, кто вылезет с эффективной риторикой, на какое-то время получит все. Но потом, конечно, оппозиция разойдется по разным полюсам. Но это будет потом. Пока протест на подъеме, и хуже всего, что он будет на подъеме до марта. Причем, здесь работает эффект рекламы, который рассчитывается математически как объем вещания, помноженный на коэффициент контактной ценности. Так вот, контактная ценность может в некоторых обстоятельствах приобретать отрицательное значение.
Георгий Хазагеров как-то сказал, что Советский Союз рухнул из-за того, что пропаганда перестала убеждать, у нее стал отрицательный коэффициент контактной ценности, а велась она с прежней мощью — в прежних объемах, с прежним охватом. Что-то подобное может возникнуть и сейчас.
Ни Путин, ни «Единая Россия» не умеют менять риторику, — по-видимому, они неспособны к ребрендингу. Думаю, они сами могут раскалить ситуацию настолько, что не 10 тысяч человек выйдут на улицы Москвы, а намного больше.
«СП»: — Что было бы умнее делать власти? Может, не проводить этот митинг «Единой России»?
— Они проведут его, скорее, для собственного спокойствия. Чтобы кто-нибудь написал — вот, не испугались. Это митинг не будет иметь никакого значения.
«СП»: — А войска в Москве будут иметь значение?
— Думаю, митинг «Единой России» должен быть все-таки хорошо защищен, иначе их тухлыми яйцами закидают. Потасовка может возникнуть приличная, если стороны не развести — причем, потасовка помимо воли организаторов. Думаю, из-за этого войска и ввели — для устрашения, что ли. Хотя в 1991-м и 1993-м танков никто не испугался, было очевидно, что они не для разгона народа предназначены.
Вообще, охранять митинг ресурсов у войск хватит. Но на какую-то серьезную стойкую потасовку — я не уверен. Все-таки, для этого силовиков надо особым образом растить, воспитывать, натаскивать и дрессировать. Я не знаю, кого согнали в Москву — срочников или контрактников. Но сама обстановка в армии такова, что я не жду от них большого энтузиазма.
Кроме того, такие мероприятия разлагают армию и силовые структуры. Военных, противостоящих народу, ненавидят и плюют им вслед. Об этом хорошо известно на примере русских революций. В 1905-м войска действовали против демонстрантов эффективно, а в 1917-м к ним подходили и спрашивали: вы что, в народ стрелять будете? А они отвечали: упаси Бог, никогда. Говорили так войска, которые обязаны были применить оружие при любых обстоятельствах.
Если нынешняя активность продолжится, она будет сопровождаться, в частности, разложением армии. Даже для Чечни мы еле-еле наскребли боеспособный контингент. А ведь в Чечне было оправдание — не мы первые там начали. При разгонах демонстрантов таких моральных оправданий не будет…
Продолжение следует?
Ближе к вечеру блогеры обнаружили в центре Москвы водометы, появление их они связали с готовящимся митингом оппозиции. Фото двух машин в своем Twitter выложил художник Артем Лоскутов. О водометах в центре города сообщили телеведущий Владимир Соловьев, и многие блогеры.