В Вильнюсе завершил работу саммит ОБСЕ, в котором приняли участие главы МИД и самый главный гость для Вильнюса, которого здесь ожидали с особым нетерпением, — госсекретарь США Хиллари Клинтон. Мероприятие проходило в Литве, потому что она председательствует в этом году в организации.
Хотя встреча была посвящена вопросам выхода из затяжных конфликтов, транснациональным угрозам, свободе средств массовой информации, активизации сотрудничества со странами — партнерами ОБСЕ, для наблюдателей и читателей вся эта тематика свелась к выслушиванию формальных выступлений, а о том, что происходило за кулисами, они узнали лишь потом — после обмена колкостями некоторых участников встречи.
В итоге внимание привлечено к определенной напряженности между самыми заметными фигурами саммита — министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, его американской коллегой Хиллари Клинтон и председателем ОБСЕ, главой МИД Литвы Аудронюсом Ажубалисом.
Формально на саммите обсуждались заявленные темы. Президент Литвы Даля Грибаускайте назвала одним из приоритетов председательства Литвы в ОБСЕ решение затянувшихся конфликтов и обратила особое внимание на то, что после более чем пятилетнего перерыва в Вильнюсе возобновились переговоры по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». СМИ процитировали президента, но особое внимание уделили все же высказываниям госсекретаря США, не имеющим ничего общего с саммитом ОБСЕ.
Хиллари Клинтон раскритиковала выборы в Госдуму РФ, назвав их несвободными и несправедливыми. Это заявление тут же растиражировали местные СМИ. Сначала госсекретарю ответил МИД РФ, назвав такие комментарии американских представителей неприемлемыми и посоветовав им «оборотиться на себя». «Электоральная система самих США далека от совершенства», — заметил официальный представитель МИД РФ.
Затем, уже не на трибуне саммита, а на пресс-конференции в Вильнюсе перед отъездом, дал косвенный отпор и С.Лавров. «Что касается участия министров, то, к огромному сожалению, некоторые из моих коллег предпочитают приезжать и использовать эту трибуну для высказывания неких претензий, совершенно не относящихся к повестке дня, — сказал он. — Так было и с моей коллегой Хиллари Клинтон, которая, судя по всему, приехала для того, чтобы отметиться перед своими избирателями, и сразу после выступления уехала».
На саммите и вокруг него было немало других примеров взаимного непонимания. Так, министр иностранных дел России обратил внимание на «недопустимость игнорирования активности экстремистских группировок, неонацистов, не говоря уже о фактах героизации нацистов и их пособников, чьи деяния были признаны преступными в документах Нюрнбергского процесса». Он призвал откликнуться на направленное в адрес саммита ОБСЕ обращение неправительственной ассоциации «Литва без нацизма» с призывом рассмотреть вопрос о росте националистических и неонацистских проявлений на европейском пространстве. В ответ недовольство выразил А.Ажубалис. «Нужно очень осторожно выбирать, на кого ссылаться и что цитировать, потому что нельзя цитировать искусственные образования, которые создаются по одному или иному случаю, поскольку представляющие их люди — не те, кто заслуживает доверия и поможет развитию хороших отношений между странами», — заявил глава МИД Литвы.
Тем временем С. Лавров на пресс-конференции раскрыл журналистам кухню саммита. «К сожалению, министры участвуют в дискуссии, а где-то параллельно эксперты готовят некие документы, которые потом докладывают на пленарном заседании, и министры, по сути дела, не работают над решением», — сообщил он. С. Лавров задал риторический вопрос о том, ради чего же тогда собираться главам внешнеполитических ведомств? Он сообщил, что Россия вместе с партнерами по СНГ пытается изменить такие порядки и внесла пакет документов для реформирования ОБСЕ. «К сожалению, наши западные партнеры очень сдержанно к этому относятся, предпочитая, судя по всему, держать эту организацию в рыхлом состоянии, позволяющем ею манипулировать», — считает глава МИД РФ.
По мнению главы внешнеполитического ведомства России, ОБСЕ находится в критическом состоянии, свидетельством чему является и отъезд в первый же день ряда министров, в том числе Клинтон. Кроме того, в Вильнюс не приехали министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Заочный спор между С. Лавровым и А. Ажубалисом происходил и по другим темам. Так, главу российского МИД удивило высказывание литовского коллеги по поводу того, что якобы на двусторонней встрече тот требовал извинения за «советскую оккупацию». По словам С. Лаврова, беседа шла о другом — о работе литовско-российской комиссии историков, которая получила хорошую оценку.
«Надо создать соответствующую атмосферу для более эффективного сотрудничества, — сказал на пресс-конференции С.Лавров. — Но когда идет достаточно конструктивное деловое обсуждение, а потом кто-то выходит на трибуны и говорит „Я показал своему коллеге, где раки зимуют“, тогда атмосфера ухудшается…»
Однако А. Ажубалис сказал журналистам, что на встрече с С. Лавровым он все-таки заявлял о том, что вопрос оккупации останется в повестке двухсторонних отношений, а Литва, несмотря на критику Москвы, продолжит энергетические реформы Евросоюза, целью которых является избавление от монополии «Газпрома».
Кроме того, глава МИД Литвы заявил, что не согласен с озабоченностью С. Лаврова по поводу усиления НАТО у границ России, так как, уверяет А. Ажубалис, такого усиления нет. Наоборот, сказал он, альянс должен быть шире представлен в странах Балтии в ответ на усиление России в Калининградской области.
Российская делегация покинула саммит досрочно, на второй день работы, и литовские СМИ назвали это скандалом. Однако они никак не отреагировали на еще более ранний отъезд глав внешнеполитических ведомств других стран.
Вильнюс