Электорат Владимира Путина решено без проволочек мобилизовать. Ставка делается на массовое создание первичных ячеек «Общероссийского народного фронта». На места, в региональные общественные приемные Путина (на базе которых были созданы отделения ОФН), из избирательного штаба уже спущены инструкции:
— обновить состав и привлечь к работе региональных лидеров общественного мнения;
— создать первичные ячейки на базе крупных предприятий, закрытых военных поселений, бюджетных организаций;
— не проводить жесткую мобилизацию, идти к людям и разговаривать с ними, решать те проблемы, которые можно решить оперативно.
За выполнение инструкций головой отвечают губернаторы.
Однако складывается впечатление, что вертикаль не вполне верит в эффективность такого подхода. Симптоматично, что накануне глава Совфеда Валентина Матвиенко заявила, что президентские выборы в России, возможно, пройдут в два тура. «В выборах, очевидно, примет участие значительное число кандидатов, поэтому при таком количестве претендентов проведение второго тура могло бы быть вполне естественным», — сказала госпожа Матвиенко журналистам на брифинге в Токио, куда прибыла для участия в юбилейной сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ).
Прогноз Валентины Матвиенко уникален, поскольку, начиная с 2000 года, кандидаты в президенты РФ побеждали исключительно в первом туре. Матвинко добавила, что «не видит ничего страшного, если второй тур состоится», поскольку абсолютно уверена в победе Путина.
Параллельно власть принимает меры к стравливанию пара общественного недовольства. Рекордными темпами — до 15 февраля, то есть до еще президентских выборов — в Госдуму внесут пакет законопроектов по реформе политической системы, о которой Дмитрий Медведев заявил в послании Федеральному собранию. Медведев, напомним, пообещал фактически заявительный порядок регистрации новых партий (потребуется всего 500 подписей сторонников), и существенные шаги в сторону всенародных выборов губернаторов. Сегодня поговаривают, что возможен еще и частичный демонтаж института полпредов.
Кроме того, имеются косвенные признаки, что Кремль прорабатывает возможные схемы диалога с обществом. Как стало известно «Ведомостям», зам. начальником управления внутренней политики станет известный политолог Дмитрий Бадовский. По мнению экспертов, это означает, что акцент будет сделан не на пропаганде, а на разработке новых инструментов и содержательных идей взаимодействия власти и общества.
Что нас ждет до и после президентских выборов, рассуждает ведущий эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.
«СП»: — Николай Владимирович, насколько эффективна схема мобилизации избирателей силами «Народного фронта»?
— Проблема «Народного фронта» в том, что изначально это был запасной проект, который не развивался инфраструктурно. Основой региональных ячеек «фронта» являются приемные Путина, которые возглавляют третьи-четвертые-пятые люди из числа верхушки регионального руководства «Единой России». Это была сознательная тактика — не создавать параллельную структуру, а опираться на имеющуюся структуру «Единой России», и под другим брендом улучшать ее имидж.
В результате, сегодня не остается времени, чтобы под вывеску «Народного фронта» делать реальную организационную структуру. Скорее, Кремль определился с тактикой предвыборной кампании: под флагом «Народного фронта», а не «Единой России», решать мелкие проблемы граждан, демонстрируя заботу, и раскручивая бренд «фронта» и Путина как кандидата. Однако организационно выбора нет: «фронт» вынужден использовать существующую сеть функционеров «Единой России» — правда, под своим флагом.
Проблема и в том, что замена главного руководителя президентской кампании и начальника всей внутренней политики (имеется в виду рокировка Сурков-Володин, — «СП») — дело достаточно сложное. Это все равно, что посадить к пульту управления сложным механизмом нового человека. По определению, он не сумеет быстро научиться управлять ниточками, которые долго выстраивал под себя Владислав Сурков. И большой вопрос, может ли новая команда что-то принципиально изменить в ходе кампании. Времени на это тоже нет.
Поэтому, вероятно, мы увидим попытки максимально использовать административный ресурс. Кстати, на эту мысль наводит и недавнее совещание у Путина, на котором присутствовали все главы регионов. Это совещание символично: в первый же день после новогодних каникул верхушка вертикали собирается, чтобы получить задачи и начать серьезную работу…
«СП»: — Какими все же будут результаты Владимира Путина? Заявление Матвиенко говорит о том, что он смирился с падением популярности и не надеется набрать много?
— На мой взгляд, выбор невелик: побеждать Путину в первом туре с фальсификациями, или побеждать во втором, и тоже с фальсификациями. Не потому, что без фальсификаций Владимир Владимирович не может победить во втором туре, а потому что так устроена избирательная система. Чтобы в ней не было фальсификаций (которые будут бросаться в глаза и служить поводом для серьезного недовольства), нужно вкладывать колоссальные усилия. На автомате, даже без специальных понуждений, система — особенно в низовом звене — сама продуцирует масштабные фальсификации. Этих фальсификаций не избежать в любом случае.
Но проблема второго тура в другом. Удлинение избирательной кампании в ситуации, когда тренд для Путина и власти негативный — опасно. В этой ситуации, мне кажется, власть будет играть на опережение. Я считаю, символичная замена Суркова на Володина как раз демонстрирует, что выбор сделан в пользу победы Путина в первом туре — любой ценой.
Как запасной вариант может рассматриваться — и озвучиваться Матвиенко — идея второго тура. Но ставка, повторюсь, сделана на победу в первом.
«СП»: — Инициативы Медведева, которые в виде законопроектов поспешно вносят в Госдуму, смогут успокоить оппозицию?
— Я бы подчеркнул: идей Медведева в этих инициативах вообще нет. Пакет политических реформ, который предложен, имеет гораздо более серьезный, вовсе не конъюнктурный характер. Реформы нужны системе не как уступка кому-то, чтобы граждане воскликнули: какая у нас хорошая власть! Реформы нужны самой власти, потому что без них она работает все хуже и хуже, и уже сейчас становится фактически парализованной.
На мой взгляд, пакет реформ готовился Путиным и для Путина. Он не был обнародован раньше, потому что Владимир Путин не был лидером формальным. Именно поэтому он блокировал политические реформы. А когда он стал еще и формальным лидером (реальным лидером он был всегда), стало возможным выходить с предложениями реформ.
Эти предложения запоздали — если рассматривать их как нечто, что меняет взаимоотношения власти и общества. Когда мы говорим, что Дума будет избираться иначе через пять лет, а президент — через шесть лет, это абсолютно не влияет на настроения людей. Граждане понимают, что именно сейчас мы находимся в кризисе, в турбулентном периоде, а что будет через пять лет — никого не заботит.
Адекватен ситуации только законопроект об уведомительном, по сути, характере регистрации политических партий. Но опять-таки: он тоже не работает, если эти, зарегистрированные по новому закону партии, не смогут участвовать ни в парламентских, ни в президентских выборах. Участвовать именно сейчас, а не через энное число лет.
Мне кажется, эта единственная мера, которую можно считать уступкой массовым протестам. Но это — и тот самый первый шаг, который повлечет за собой другие требования. Сказав «А», вы не можете не сказать «Б». Если у вас будет 15−30 зарегистрированных партий, они сразу поставят вопрос: почему президентские выборы проводятся так, что ни одна из этих — легально существующих — партий не вправе выставить своего кандидата?!
Мне кажется, Кремлю нужно как можно быстрее покончить с президентскими выборами. Это тот фактор, который не позволяет задвинуть другие вещи в долгий ящик. Если бы не выборы президента, то протесты в связи с думскими выборами были мало кому интересны, их можно было бы игнорировать. Именно грядущие президентские выборы создают новые поводы для протестов, именно из-за выборов игнорировать оппозиционные настроения невозможно.
В этой ситуации ставка делается на то, чтобы максимально затянуть время начала диалога с обществом. После президентских выборов актуальность переговоров с активной частью общества существенным образом уменьшится.
«СП»: — То есть, назначение Бадовского нельзя считать сигналом, что Кремль активизирует переговоры с оппозицией?
— Назначение Бадовского никак не меняет ситуации. Вести переговоры (и если вести — то как, о чем, в каком составе) — это в первую очередь решение политическое. Бадовский же хороший аналитик, который находится рядом с техническим игроком -Володиным. Но, конечно, не Володин принимает такие решения, и тем более не люди из володинского аппарата…
«СП»: — Чем все-таки закончится дело? Представим, что Путина избрали в первом туре. Вполне вероятно, это вызовет массовые выступления. Вы считаете, даже в такой ситуации протест достаточно быстро спустят на тормозах?
— И да, и нет. Я считаю, Путин — удастся ли ему легко выиграть первый тур или нет — будет слабым президентом. Это означает, что он уже потерял свою позицию царя — доминантного, единственного игрока, который диктует условия и правила игры. Позиция слабого президента предполагает игру другого рода: нужно договариваться, лавировать, учитывать позиции других игроков, которые станут гораздо более самостоятельными.
На мой взгляд, Путин органически не способен к роли слабого президента. Он слишком долго был царем, слишком долго играл роль главного и единственного, чтобы теперь перестроиться. Доказательно тому — «прямая линия» 15 декабря, где Путин вымученно пытался говорить нужные слова о протестах, о том, что они легитимны, что граждане вправе протестовать. Было очевидно, что Владимир Владимирович не в силах переступить через себя.
Раз так — неадекватность главного игрока новым условиям игры будет возрастать. И не в массовых протестах дело. Сама политическая элита скоро поймет, что условием ее выживания является замена лидера на более адекватного. Лидера, который в состоянии руководить системой в новых условиях.
В этом смысле, замена Путина кажется мне неизбежной. Вероятность, что он выиграет нынешние выборы, очень велика, в том числе в первом туре. Но вероятность, что он досидит до конца президентского срока — крайне мала…
Фото: ИТАР-ТАСС