Новый министр иностранных дел Японии Коитиро Гэмба продемонстрировал свою приверженность традиционному курсу этой страны в отношениях с Россией. В субботу 14 января он осмотрел остров Кунашир и другие российские острова Курильской гряды, которые японцы называют «северными территориями», с патрульного корабля Управления японской береговой охраны близ города Немуро.
После этого Гэмба провёл встречу с бывшими жителями Курильских островов, перемещёнными в Японию после второй мировой войны. На ней он заявил, что намерен добиваться проведения основательных переговоров с российской стороной по вопросу спорных территорий. Депортированные «островитяне» обратились к главе МИДа с просьбой приложить усилия, чтобы перспектива возвращения четырёх Курильских островов прояснилась при их жизни.
По их мнению, 2012 год является решающим в связи с проведением в России президентских выборов. Как сообщает mail.ru, глава МИД Японии пообещал начать переговоры с Россией в самое ближайшее время и вести их настойчиво. Он также заявил, что намерен поднять территориальный вопрос на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, чей визит в Японию запланирован на 28 января.
Ситуацию комментирует руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН, доктор исторических наук Валерий Кистанов.
«СП»: — Почему японцы с новой силой пытаются давить на Россию по вопросу о «северных территориях»?
— В первую очередь это связано с тем, что у нас в скором времени сменится президент. В Японии популярно мнение, что Путин — это тот человек, с которым можно иметь дело по проблеме спорных территорий. Японцам запомнилось, прежде всего, что во время своего первого президентского срока он выражал готовность искать какие-то компромиссы. В адрес Японии он никогда не делал резких заявлений, которые позволял себе в отношении других стран. Можно вспомнить, например, его «уши мёртвого осла», которые премьер-министр пообещал Латвии вместо Пыталовского района Псковской области.
К тому же Путин не скрывает своих симпатий к японской культуре и пресловутому дзюдо.
А президент Медведев своим визитом на остров Кунашир в ноябре 2010 года разозлил японцев и сильно испортил дипломатические отношения между нашими странами до уровня, что называется, ниже нуля. Последовали резкие заявления с обеих сторон. К концу прошлого года началось постепенное потепление. И теперь, когда ясно, кто у нас скорей всего снова станет президентом, японцы снова тешат себя надеждой: вот вернётся Путин… Не знаю, насколько эти надежды обоснованы. У нас в России политическая ситуация меняется на глазах. Власть всё больше критикуют с разных сторон. В такой обстановке вряд ли сколько-нибудь здравомыслящий политик станет делать заявления, в которых бы содержался малейший намёк на территориальные уступки другим странам. Тем более, когда речь идёт о таком принципиальном вопросе, как Курильские острова.
Думаю, японцы надеются зря: Путин, снова став президентом, будет вести себя совсем не так, как 12 лет назад. В том числе и в вопросах внешней политики.
К тому же японцы хотят получить все 4 острова. Причём сразу. Отступления от этой «классической» позиции пресекаются на корню японским обществом. Некоторые умеренные политики предлагали сначала добиться от России согласия отдать 2 острова, или поделить всю территорию островов пополам. Все эти варианты были отвергнуты. Любой политик Страны восходящего солнца, который призовёт отказаться от надежды заполучить «северные территории», тем самым поставит крест на своей карьере.
Наша позиция также неизменна. Острова перешли к России, как правопреемнице СССР, по итогам второй мировой войны. Однако при этом мы постоянно повторяем о своей готовности вести переговоры о решении этой проблемы с Японией, которая в свою очередь ни о каком мирном договоре между нашими странами без островов слышать не хочет. Такой вот тупик. Перспектив разрешения проблемы я не вижу.
«СП»: — Давайте предположим, что протесты после президентских выборов ослабят Россию до такой степени, что всерьёз станет вопрос о территориальной целостности страны. Как будет вести себя в таком случае Япония, повысится ли её агрессивность в отношении «северных территорий»?
— Я думаю, что Япония не готова к конфронтации. Даже у самых решительно настроенных политиков Страны восходящего солнца нет планов силового развития ситуации. Там не забывают, что какими бы мы слабыми ни стали, мы остаёмся ядерной державой.
Россия после распада СССР была в очень тяжёлом положении. Тогда всё трещало по швам: и армия, и экономика, и территориальная целостность. И всё-таки Япония не попыталась воспользоваться нашей слабостью, чтобы решить силовым путём эту проблему. Но действовала экономическими методами. Вплоть до предложения выкупить острова за 26 миллиардов долларов. Тогда же японцы выдвинули принцип неразделимости политики и экономики. То есть любая экономическая помощь с их стороны должна была оплачиваться политическими и, в конечном счёте, территориальными уступками от нас. Однако эта концепция не сработала, и Япония от неё отказалась.
«СП»: — Между тем Япония имеет и другие территориальные конфликты со своими соседями. Как она ведёт себя с ними?
— Наиболее крупный инцидент произошёл между Японей и Китаем из-за островов Сенкаку в сентябре 2010. Официальный контроль над островами осуществляет Япония, но китайцы считают их своими. Поэтому рыболовные суда из Поднебесной регулярно наведываются в прибрежные воды этого архипелага. Японские пограничники так же регулярно выдворяют их оттуда. Однако в тот раз рыбацкое судно намеренно пошло на столкновение с японскими сторожевиками. Пограничники арестовали судно, капитана доставили на берег и собирались судить. Но в Китае мгновенно повысился градус антияпонских настроений. Поднебесная начала давить на Японию. Были отменены важные встречи, прекращены контакты между военными. И, что стало самым болезненным для Японии, — Китай прекратил экспорт редкоземельных металлов. Без них невозможно производить электронику, в том числе автомобильную. А для Японии это жизненно важная отрасль. Поэтому японцы пошли на попятную, выдали само судно и его капитана. Японские политологи говорили тогда, что китайцы специально выбрали момент, чтобы проверить японцев на прочность. Провокация была устроена в тот момент, когда Япония и США препирались по вопросу американской базы на острове Окинава. А вслед за этим, сокрушались японцы, Россия нанесла свой «удар в спину», визитом президента Медведева на Кунашир.
Время от времени обостряется и конфликт с Южной Кореей из-за гряды крохотных островов Такэсима, на которые претендует Япония. Жить на них практически невозможно, но японцы упорствуют.
И всё же Япония наиболее активную позицию занимает по вопросу «северных территорий». Я думаю, именно потому, что мы не раз давали им повод думать о возможном решении этой проблемы, всерьёз рассматривали разные варианты. На что ни Китай, ни Южная Корея никогда не шли. К тому же в России нет антияпонских настроений, вспыхивающих от любой искры.
«СП»: — Кто сегодня может сильнее ущемить соседа экономическими санкциями в случае чего, мы или японцы?
— Япония, пожалуй, находится в более зависимом положении. Даже во времена СССР, когда мы занимали куда более жёсткую позицию по проблеме «северных территорий» масштабное экономическое сотрудничество не прекращалось. Японцы не могли обойтись без нашего сырья: древесины, энергоносителей, рыбы, цветных металлов. А сейчас к тому же на Японию давит целый ряд факторов. Она на 100 процентов зависит от импорта нефти и газа. При этом до 90 процентов энергоресурсов закупает на Ближнем и Среднем Востоке. А там ситуация, как известно, взрывоопасная. Американцы давят на Японию, чтобы она отказалась от закупок нефти у Ирана. А чем им покрывать недостачу этой нефти? К тому же доставка нефти из Персидского залива становится всё более рискованным занятием. Активизировалось пиратство, усиливается военно-морской потенциал Китая. А Россия — под боком. Япония к тому же резко сократила выработку атомной энергии. Из 54 атомных реакторов в стране работают только 4. То есть потребность в нефти и газе резко возросла.
Больше половины японского импорта в Россию составляют автомобили. Япония заинтересована в нашем автомобильном рынке. Заметьте: дипломатические отношения обострились, но никто не закрыл японские автозаводы на российской территории. Мало того, возникают новые проекты. Так что поневоле японцы будут вынуждены и дальше сотрудничать с северным соседом.
«СП»: — Считается, что до конца второй мировой войны воинственность была в крови у японцев. Можно ли сказать, что за последние шесть с половиной десятилетий они стали вполне себе мирным народом, ориентированным на западные ценности? Или всё ещё может вернуться на круги своя?
— Традиционные ценности в японском обществе действительно размываются. Общество потребления, которое давно уже пустило корни в Японии, диктует свои законы. Рождаемость очень низкая. Сейчас перед страной во весь рост встал вопрос трудовых ресурсов. Работать некому. На каждого молодого всё больше пенсионеров. Японцы — гомогенная нация. Они привыкли жить на островах и не пускать никого в свою культуру. Там до недавнего времени жило 99 процентов японцев. А тут приходится думать о том, чтобы открыть Японию для иностранной рабочей силы. Это будет третье открытие Японии, как говорят сами японцы. Первое было в 19 веке, когда под дулами американских кораблей они вынуждены были пустить в страну иностранцев. Следующее — после поражения во второй мировой войне. Сейчас им предстоит третье открытие широкому миру в условиях глобализации, когда нельзя замкнуться в рамках одной нации. К этому их подталкивает жизнь. На острова будет завозиться большое количество мигрантов.
Воинственность японцев во многом осталась в прошлом. К России у них очень сильное предубеждение. И тем не менее никто на наших туристов с самурайским мечом не бросался, требуя вернуть Курильские острова. Я сам жил там долгое время и знаю о настроениях японцев не понаслышке. Они сейчас всё больше опасаются роста китайской военной угрозы, которая, по сути, пришла на смену угрозе от СССР. Японские политики понимают, что им придётся укреплять свою обороноспособность. Делать это они будут, скорее всего, проверенным способом: при помощи США.
Фото: world.people.com.cn