Аналитики штаб-квартиры банка HSBC в Лондоне представили доклад «Мир в 2050 году». В 42-страничном документе эксперты дают прогноз развития крупнейших экономик стран мира. И в итоге приходят к очень неоднозначным заключениям.
Вот эти выводы, изложенные в виде тезисов.
Россия. Общепринятое мнение — нашей стране в будущем придется очень несладко. Однако аналитики HSBC так не думают. По их мнению, население России к 2050 году сократится на 31%, но ежегодный рост экономики составит 3−5% от ВВП в год. При этом с нынешней 6-й позиции в рейтинге крупнейших экономик мира Россия отодвинется на 15-ю. Одним из наших главных ресурсов станет уровень образования, сопоставимый с европейским.
Украина. Нам, из России, кажется, что Украина едва ли не в шаге от дефолта. Но из Лондона картина видится вполне оптимистичной. Благодаря своей системе образования и развитию законодательной базы, считают аналитики HSBC, Украина перепрыгнет через 19 позиций и займет 40-е место в мировой экономике, но при этом население страны сократится с 45 млн сегодня до предположительно 36 млн в 2050 году.
Европа. HSBC европейские дела оценивает, скажем так, на троечку. Западная Европа не становится беднее, однако высокий уровень дохода на душу населения и слабые демографические показатели будут ограничивать рост. Сравнительно малочисленные, стареющие экономики Европы можно в некотором смысле отнести к «потерпевшим поражение» в борьбе за верхние строчки рейтинга.
В докладе эксперты признают, что ЕС столкнется с серьезными проблемами: численность работающего населения Германии сократится на 29%, Португалии — на 24%, Италии и Испании — на 23% и 11%. В результате это может создать абсолютно новый сценарий развития кризиса суверенного долга. Но главный вывод — Европа не потонет: все равно странам еврозоны прогнозируется ежегодный рост ВВП на протяжении 40 лет от 0,1% до 3% в год. Пределы их роста ограничиваются тем, что они и так находятся в авангарде технологического прогресса планеты.
Настоящая сенсация в европейской части прогноза — это прогноз по Греции. Как ни странно это звучит сегодня, с 2010 по 2050 год Греции пророчится ежегодный экономический рост в 2−3% от ВВП в год.
Китай. Для Поднебесной HSBC не видит радужных перспектив: до 2050 года экономика страны продолжит расти с высокой скоростью, однако благодаря политике «Одна семья — один ребенок», после 2020 года ее рост замедлится, но все равно будет превышать 5% от ВВП в год.
Нигерия, Перу и Филиппины станут играть существенную роль в мировой экономике, а Чили имеет все шансы стать еще одной «звездой» на экономическом небосклоне Латинской Америки. Настоящий прорыв аналитики HSBC сулят далеким Филиппинам, то бишь затерянному в Тихом океане Малайскому архипелагу. Эксперты на полном серьезе считают, что благодаря отличным демографическим данным и здоровым экономическим основам Филиппины смогут продемонстрировать средний ежегодный рост в 7% от ВВП на протяжении следующих 40 лет.
Африка наконец-то начнет свой выход из экономического мрака. Пять стран в рейтинге быстро растущих экономик находятся южнее Сахары, еще три страны континента причислены к категории экономик, которые демонстрируют рост. Основным драйвером восстановления экономики для Африки к 2050 году может стать естественный прирост трудоспособного населения. В этом случае у них появится больше возможностей для разработки природных ресурсов — нефтяных месторождений и разведки и добычи драгоценных камней. Сельское хозяйство также нуждается в рабочих руках.
Насколько прогноз HSBC похож на правду, рассуждает политолог, эксперт немецкого фонда Бертельсмана Корнелиус Охман.
«СП»: — Корнелиус, прогноз на самом деле позволяет заглянуть на 38 лет вперед?
— Это очень сложно оценить. Есть только один важный фактор, на который мы повлиять практически не можем — это демография. В части демографии — да, можно делать серьезные прогнозы до 2050 года.
Я, например, согласен с выводами HSBC по Китаю. Поднебесная и впрямь будет испытывать проблемы после 2020 года — именно потому, что демографический прогноз для Китая очень плох. Он ухудшался в течение последних 30 лет, но сегодня проблема выступает достаточно отчетливо: китайское общество стареет, и всего через 10 лет будет испытывать дефицит трудоспособного населения.
Я вижу большие проблемы и в будущем России. У вас демографическая ситуация тоже тяжелая, хотя есть смягчающий фактор — миграция из стран СНГ. Существенный минус, однако, заключается в том, что в Россию приезжают люди с очень низким уровнем образования.
Я не понимаю, с какой стати HSBC считает, что развитие России будет успешным. Как, впрочем, мне не понятны причины успешного развития, которые прочат Украине. Я неплохо знаю обе эти страны, и считаю, что прогноз HSBC излишне оптимистичный.
«СП»: — Как вам видится судьба Европы? Принято считать, что ЕС — это территория со стареющем населением и перспективой выпадения из числа крупнейших экономик мира. Это так?
— У Евросоюза, конечно, будут большие проблемы. Но я, ориентируясь на опыт объединения Восточной и Западной Германий, на опыт преодоления проблем, порожденных этой интеграцией, могу утверждать: Европейский союз в состоянии решить свои нынешние проблемы.
Кроме того, не надо забывать: у ЕС очень высокая планка ВВП. Экономический рост ВВП Евросоюза всего на 1 процент означает — в абсолютных цифрах — несколько миллиардов евро. Для какого-нибудь государства Африки та же сумма означала бы рост ВВП, как минимум, на 10%.
Думаю, сегодня нужно решить главную проблему — кризиса евро. Если в будущем у европейцев будет стабильная валюта, если зона евро будет и дальше расширяться — государства в этой зоне смогут отлично развиваться, лучше, чем в долларовой зоне.
Мы в Германии разобрались с внутренними экономическими проблемами — на это ушло 10 последних лет. Вы помните, еще в начале «нулевых» европейские СМИ, — прежде всего, английские, — говорили о Германии не иначе, как о тяжелобольном. Но мы провели внутренние реформы, и вот — результат: сегодня экономика Германии находится в лучшем состоянии, чем экономика любого другого государства ЕС.
Другой пример — Польша. Сегодня никто не помнит, что всего 20 лет назад Польша обанкротилась, там были огромные проблемы с долгами. Но в итоге полякам списали половину долга, как сейчас предлагают списать грекам. В итоге, экономика Польши замечательно развивается — даже в период кризиса она показывала рост.
Такой же результат можно ожидать и от Греции. Если грекам все же спишут половину долга, страна сможет нормально развиваться в будущем. Если придут инвестиции, если разрешатся внутренние проблемы — шансы на возрождение есть, но это зависит от самой Греции. Евросоюз может сделать Греции предложение, но не может решить за нее экономические проблемы. Это должны сделать сами греки.
Посмотрите на Италию. Если сейчас новое правительство решит внутренние проблемы — в первую очередь, налогообложения - я уверен, что и Италия встанет на ноги. Между тем, всего два-три месяца назад только и говорили: вот-вот лопнут Испания и Италия. А чем дело закончилось? Под давлением ЕС проблемы и Италии, и Испании практически решены.
Словом, я оптимист — если говорить о будущем Европейского союза.
«СП»: — А как вам видятся пути решения демографической проблемы в Европе?
— Миграция. Нам нужна такая миграционная политика, чтобы по потоку мигрантов мы могли сравняться с Соединенными Штатами. Нам нужны молодые люди, которые способны работать и обучаться — в этом смысле, вопрос их образования особенно важен. Думаю, в течение 20 ближайших лет Европа будет развиваться за счет демографических ресурсов Юга Европы и Африки.
«СП»: — Корнелиус, вы — не специалист по Африке. Но я хотел бы обсудить с вами посыл, которым руководствуются аналитики HSBC. Они говорят, что страны, которые находятся на низком старте, могут легко применять способ развития copy and paste. Другими словами, внедрять у себя технологии, которые отработали высокоразвитые страны, и за счет этого обеспечить рывок в развитии. Если, конечно, у них все нормально с демографией — имеется многочисленное молодое трудоспособное население. Это так?
— Я не согласен с таким подходом. Технологии — это хорошо, демография — еще лучше. Но странам Африки до сих пор не хватает законности. Там огромная коррупция, кроме того, там нет необходимой инфраструктуры. И вот эти проблемы невозможно решить в течение 10 лет. Возможно, при их решении удалось бы уложиться в 20−30 лет, но для этого нужны колоссальные инвестиции.
«СП»: — Другими словами, радикальных экономических перемен в государствах Африки мы не увидим?
— Думаю, нет. Но это — моя личная точка зрения…
«СП»: — На ваш взгляд, если бы Россия диверсифицировала экономику (у нас сейчас модно об этом говорить), провела политические реформы, у нас появился бы шанс для роста?
— У вас имеется хорошая основа для роста. Но проблема России — гигантская коррупция. Коррупция российских структур власти сегодня настолько сильная, что мешает экономическому развитию. И пока этот фактор не устранен, о развитии можно забыть.
«СП»: — Почему прогноз HSBC далек от реальности?
— Банки учитывают, прежде всего, экономический фактор. Но у них нет опыта учета других факторов, прежде всего — фактора развития общества. Мы в фонде Бертельсмана уже 10 лет разрабатываем так называемый индекс трансформации общества. И у нас никто сейчас — на основе десятилетнего опыта работы — не делает прогнозов на 2050 год. Если учитывать основные факторы, не связанные с экономикой, в 2012 году можно делать реальные прогнозы только до 2022 года. То есть, максимум на десять лет вперед.
На опыте работы нашего фонда могу сказать: прогноз на 2050 год — несерьезен. До этого времени может измениться все, что угодно. Мы, например, знаем, что на протяжении всего 10 лет можно полностью изменить правовую основу страны, в течение 15 лет — экономическую основу. Словом, заглядывать в будущее дальше, чем на 10 лет, чертовски сложно…
Как делает прогнозы HSBC
Источниками данных для HSBC являются Всемирный банк, Political Risk Services International Country Risk Guide, Freedom House Political Rights Index. При этом имеющиеся на сегодняшний день данные просто пролонгируются в будущее.
На увеличение производительности отдельного рабочего два ряда переменных. Первый — человеческий капитал — играет критическую роль в этом вопросе. Это здоровье, образование и рождаемость. Второй ряд определяет вероятность вложений в основной капитал с целью оснащения этих рабочих современными инструментами, техникой и самими рабочими местами. К ним относятся верховенство закона (защита патентов и прав собственности), демократия, монетарный контроль и политика в отношении государственного вмешательства. Исходя из допущений о важности этих принципов, аналитики банка строят свои дальнейшие выводы.
Кроме того, они также предполагают, что политики разных стран продолжат бороться с экономическими недостатками внутри своих государств, будут избегать войн и продолжат проводить политику открытости к глобальной торговле и международному капиталу. Проведение обратной политики ставит под угрозу прогнозы банка.
При моделировании этих посылок на период до 2050 года, HSBC разделяет 100 крупнейших экономик мира на 3 категории. 1) страны с быстрым ростом экономики — предполагаемый средний ежегодный рост до 2050 года более 5% 2) страны с растущей экономикой — ожидаемый ежегодный рост от 3% до 5%; 3) стабильные страны — рост от 0 до 3% ежегодно.
В первой категории 26 стран. Они все сегодня находятся на низком уровне экономического развития, но за последние годы смогли значительно продвинуться в улучшении своих фундаментальных экономических показателей. Эти страны имеют отличные демографические перспективы, открыты к глобальному миру и экономике и поэтому смогут применять путь развития copy and paste (копировать-вставить), т.е. использовать технические достижения развитых стран внутри своей.
Значительную роль демографических показателей в экономике страны авторы доклада иллюстрируют негативными примерами России и Японии, чье население на протяжении следующих 40 лет будет сокращаться более чем на 1% ежегодно. На фоне этого авторы пророчат блестящее будущее Нигерии, чей прирост ожидается на уровне 3% от населения ежегодно. В результате в 2050 году население Нигерии практически сравняется с населением США, и страна займет 37 строчку в рейтинге крупнейших экономик мира. Россия с нынешней 6-й позиции отодвинется на 15-ю, несмотря на то, что ей сулят ежегодный рост в пределах 3−5% от ВВП.