Два президентских законопроекта по реформированию политической системы могут быть приняты сразу в трех чтениях в феврале, еще до президентских выборов, сообщил спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Один из законопроектов касается упрощения процедуры создания и регистрации политических партий. По новым правилам, для создания новой структуры потребуется объединить не 45 тыс. человек, как раньше, а всего 500 человек. Требования к минимальной численности членов в региональных отделениях будут вообще отменены.
Претенденты на формирование собственных партий объявились сразу же. Особенно много желающих оказало на правом фланге. В конце декабря бизнесмен Михаил Прохоров, который собирается претендовать на кресло главы государства, не исключил, что после выборов 4 марта займется созданием новой политической партии. Заявил о готовности участвовать в формировании новой либеральной партии, лидер которой должен быть избран по итогам праймериз, бывший министр финансов Алексей Кудрин. В свою очередь, движение «Союз правых сил» призвало создать новую либеральную партию на базе широкой коалиции. Претендует на лидерство в либеральном пространстве и председатель «Деловой России» Борис Титов, он также сообщил о намерении создать новое праволиберальное политическое движение, а в будущем — и партию под названием «Правый поворот».
Партийный проект задумал создать даже глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он отметил, что создание партий по религиозному признаку не допускает закон, но «никто не запретит формировать „православную“ или „христианскую“ партию без формального упоминания об этом в названии». И привел в качестве примеров христианских демократов, которые в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, и умеренных политических мусульман в Турции, объединившихся в партию справедливости и развития. Кроме того, вполне естественно предположить, что попытаются использовать новый законопроект и войти в легальное пространство уже существующие незарегистрированные партии, такие, как ПАРНАС, «Другая Россия», Республиканская партия и другие.
Между тем, интересно отметить, как относятся к созданию новых партий российские граждане. Социологи Левада-центра на основании своего исследования утверждают, что больше половины жителей нашей страны выступили категорически против создания новых партий, после того как президент Дмитрий Медведев обещал упростить процедуру регистрации. 56% респондентов не поддерживают формирование в стране новых политических партий, и только 24% опрошенных считают необходимым их появление.
Вице-президент центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что такое отношение к созданию партий связано с тем, что значительная часть нашего общества (в основном — это те, кто выступает за власть) крайне негативно относится ко всему, что не связано с их интересами. «Они хотят, чтобы партий было как можно меньше, — отмечает эксперт. — По их мнению, те средства, которые идут на партийную деятельность, можно было бы направить, к примеру, на повышение пенсий и зарплат. Так что партии нужны в основном активному меньшинству, тем, кто хочет каких-то изменений в обществе».
Главная интрига состоит в том, сколько может появиться новых партий после вступления в силу нового законопроекта. С одной стороны, в памяти у большинства населения еще остался негативный опыт 90-х годов, когда существовало огромное количество непонятно зачем существующих структур. Но с другой стороны, запрос в обществе на изменения, в том числе, и на партийном поле, существует. И явно, что семи партий в такой большой стране недостаточно. Как полагают эксперты, после принятия нового законопроекта в первый же год может появиться несколько десятков партий. По мнению Алексея Макаркина, будут созданы партии двух типов. К первому типу относятся организации, которые ориентированы на активное меньшинство. Второй тип партий — это так называемые условные центристы. Те, кто не смог вписаться в «Единую Россию». Но те, кто, тем не менее, собирается апеллировать все-таки не к меньшинству, а к большинству.
Эксперты полагают, что, прежде всего, будут зарегистрированы уже созданные партии, которым было отказано в регистрации по старым правилам. Это партия народной свободы (ПАРНАС), «РОТ фронт», «Другая Россия», партия Михаила Делягина «Родина». Вполне возможно, что появится партия Алексея Кудрина, которая будет опираться на ресурс общественной организации СПС (партия СПС распалась в 2008 году), прогнозируют наблюдатели.
Сложнее ситуация с миллиардером Михаилом Прохоровым. Создаст или не создаст миллиардер партию, будет зависеть от того, какой процент голосов он наберет на президентских выборах. «Если он наберет около 5%, то это будет один уровень амбиций, и на партию он тогда не решиться, а если 10%, то это совсем другой уровень, — уверяет политолог Алексей Макаркин. — Не исключен вариант, в котором он может объединиться с организацией Алексея Кудрина».
Вполне реальные шансы на появление имеют новые левые проекты. В первую очередь, это может быть «Левый фронт» Сергея Удальцова. Большая вероятность того, что возникнут движения с националистическим уклоном. Не исключают политологи того, что может появиться своя партия у одного из лидеров оппозиции Алексея Навального. «Но сейчас у него, прежде всего, другая задача, — полагает Алексей Макаркин. — Повысить свою популярность, стать известным не только в пределах интернета и федерального центра. Если же он создаст свою партию сейчас, то это будет просто очередная карликовая организация. Его же целью, скорее всего, будет попытка прорваться на поляну большинства. В Кремле именно таких организаций больше всего и боятся. Самый опасный проект для власти — это проект, исходящий от меньшинства, но апеллирующий к большинству».
Другое дело, что не все из созданных партий смогут долго продержаться в существующей политической структуре. Для того, чтобы поддерживать организацию на плаву в настоящее время требуются значительные ресурсы. Кроме того, некоторые эксперты не исключают того, что такие слишком простые правила для регистрации введены для того, чтобы ослабить оппозицию. Замысел власти таков — если будет много партий на одной поляне, то они будут ослаблять друг друга. Партии активного меньшинства не станут политическими долгожителями. «Сейчас они объединены общей целью, чтобы демонтировать существующую политическую систему, — отмечает политолог Алексей Макаркин. — Но как только это произойдет, то они сразу станут оппонентами. Представить в одной обойме Рыжкова, Удальцова, и других оппозиционеров — просто невозможно».
Директор международного института политической экспертизы Евгений Минченко не верит, что президентский законопроект об упрощении создания партий, будет принят в его нынешней форме. Поэтому, сколько появится партий, будет зависеть от того, какая, в конце концов, будет принята стратегия. «Большое количество партий создаст лоскутное одеяло, — полагает эксперт. — Есть несколько ниш, которые не представлены сейчас в отечественной политике. Это ниша национализма. Поэтому могут появиться умеренные националистические партии. Не хватает нам партии регионов, представляющих интересы не федерального центра, а областей. Может также образоваться какая-нибудь экологическая партия праволиберального типа. Что-то типа зеленых».
Президент института стратегических оценок Александр Коновалов не сомневается в том, что запрос российского общества на многопартийность очень сильный. Загвоздка, по мнению эксперта, в том, что новые партии смогут серьезно участвовать в федеральных выборах только через пять лет, когда будут вновь избирать Государственную думу. «Законопроект о партиях был внесен сейчас для того, чтобы президентские выборы прошли нормально, — полагает эксперт. — Партии будут сначала появляться в большом количестве, но потом будет происходить сильный отсев. Их будет становиться все меньше и меньше. Поскольку это не кружки по интересам. А структуры, которые должны развиваться и поддерживаться. Кроме того, это решение слишком припоздало».
По мнению Александра Коновалова, в нашей стране нужны партии левоцентристской ориентации. Не хватает нам партии христианских демократов. Такие партии пользуются большой народной поддержкой во многих европейских странах. «Принятие христианских ценностей в обществе — это интересная вещь, — считает политолог. — Это не значит, что у нас нет потребности в этом, просто нет опыта». Кроме того, наверняка на политическую сцену выйдут националистические партии, поскольку националистические идеи стремительно набирают популярность. Такие организации всегда популярны в условиях переходного периода. На этой волне может создать свою партию Алексей Навальный, дополнив ее идеями антикоррупционности и справедливости. Ну, и никуда не деться будет от формирования многочисленных экзотических проектов, типа партий любителей кошек, пива, садоводов, пиратов. Но в то, что подобные партии станут долгожителями, мало кто верит.
Фото: ИТАР-ТАСС