Политика

Партии отцепляют от «паровозов»

Но это лишь заплатка на прорехах политической системы России

  
14

Правила выборов в Госдуму будут изменены. Об этом стало известно «Ведомостям». Как и обещал в декабрьском послании парламенту президент Дмитрий Медведев, в следующей Думе будет введено представительство по 225 избирательным округам. По мнению господина Медведева, такая дробность позволит приблизить депутата к своим избирателям.

Предварительно, новые правила выборов выглядят так:

— раз в 10 лет Россию будут делить на 225 территорий, примерно по 500 000 избирателей; каждому региону (даже если полумиллиона избирателей в нем не наберется) будет соответствовать минимум одна территория; в Москве будет полтора десятка территорий, в крупных регионах — 2−3.

— партии будут делить списки кандидатов на 225 региональных групп — по числу территорий. В каждой группе должно быть от одного до четырех кандидатов. Кандидата можно выдвинуть только в одной территориальной группе — это значит, федеральных «паровозов» не будет. Как минимум, партия должна будет представить 100 территориальных групп (сейчас максимум — 100, минимум — 70), причем одна группа соответствует одной территории (нельзя, как сейчас, охватывать одной группой 2−3 региона).

— после подсчета голосов распределение мандатов между партиями пройдет, как и прежде, пропорционально числу полученных голосов; проходной барьер составит 5%. Цена мандата была и остается от 69 000 до 204 000 голосов. Шесть малонаселенных регионов не смогут при такой системе получить ни одного мандата: Чукотка, Ненецкий АО, Магадан, Еврейская АО, Горный Алтай, Камчатка. В эти регионы ЦИК составит список «обделенных» регионов; если какой-то мандат окажется вакантным, он по специальной методике достается «обделенному».

Что стоит за новыми правилами выборов, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.

«СП»: — Владимир Валерианович, можно ли считать, что правила выборов кардинально поменялись?

— На мой взгляд, сильно изменена только система подсчета, а не порядок выборов. Основное отличие — нет центрального списка, все кандидаты раскиданы по округам. Такой подход, конечно, ударяет по жириновцам — люди-то голосуют не за неизвестных местных либерал-демократов, а за Владимира Вольфовича…

Как всегда, дьявол кроется в деталях. Официально сказано, что новый законопроект о выборах готовят, чтобы регионы были лучше представлены в Госдуме. На самом деле, малонаселенные регионы окажутся в проигрыше. У нас по-прежнему будет действовать пропорциональная система в масштабах всей страны, а не конкретного округа. Если бы реформа сопровождалась маленькой поправкой — что счет голосов за партию идет отдельно в каждом округе, и барьер для партий вычисляется в округе отдельно — это была бы кардинальная перемена. В этом случае, если бы в регионе победила какая-нибудь маленькая партия, ее представитель все равно попал бы в Госдуму.

В некоторых странах такая система практикуется, в каждом округе может быть свой расклад. Например, в Бразилии каждый штат — это отдельный избирательный округ. У нас же все равно остается единый проходной барьер. И если малая партия победит, допустим, на Камчатке, в Думе она не будет представлена, потому что в целом 5% барьер не преодолеет.

«СП»: — Для России это плохо?

— На мой взгляд, введение отдельных избирательных округов было бы большим улучшением российской избирательной системы. Но не все от этих улучшений зависит. Как говорил товарищ Сталин, главное — это кто считает. А у нас голоса считает бюрократия. Если бы голоса считались честно, даже ныне действующая система выборов выглядела бы неплохо.

Смотрите: у нас фальсификация результатов в основном идет на уровне территориальных избирательных комиссий (ТИКов). В участковых комиссиях (УИКах) могут все подсчитать правильно, если на участке есть обученные наблюдатели, но протоколы легко переписываются в следующей инстанции — ТИКе. Именно благодаря этой технологии у «Единой России» на выборах в Госдуму вместо 33% (среднее значение, если считать по протоколам УИКов) появилось 49% (по протоколам ТИКов).

Точно так же будет и при новых правилах. Новый закон не затрудняет фальсификаций.

«СП»: — Новые правила улучшают позиции партии власти?

— Они ухудшает позиции ее конкурентов. Думаю, основное следствие новых правил — происходит перераспределение интересов между федеральной бюрократией и региональными элитами. Новый закон показывает, что центр готов поделиться местами в Госдуме с региональными кланами, перераспределить мандаты внутри партии власти в пользу губернаторов.

Можно сказать, новый закон улучшает позиции губернаторской бюрократии.

«СП»: — Вариант закона не окончательный, в какую сторону его будут модифицировать?

— Думаю, федеральные кланы станут добиваться восстановления центрального списка — хотя бы из одного кандидата. Думаю, многие считают, что «Единая Россия» ослабнет, если во главе партии не будет единой «шишки». Этот вариант поддержали бы и жириновцы. Но решать в данном случае будет не Дума, а Кремль. Думаю, если всерьез обсуждается вариант с выборностью губернаторов, в самом Кремле есть тенденция поделиться властью с региональными лидерами.

Думаю, компромисс будет именно таким: первое место в списке — федеральное, а остальные места делятся в округах.

«СП»: — То есть, «паровозы» вернутся?

— Возможно. Но решать, повторюсь, это будет Путин.

Другое мнение

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

— Я не вижу принципиальной разницы по сравнению с правилами выборов, которые действуют сейчас. Будет разве что выше доля представительства регионов с низкой численностью населения — в основном, национальных республик.

Теоретически, «Единой России» легче выставить кандидатов в 225 округах. Но мне представляется, что партии власти не стоит сильно обнадеживаться. «Паровозов», которые бы потащили партию за собой, у единороссов в последнее время не так уж много. Если посмотреть на состав партийных списков «Единой России», с которыми партия шла в нынешнюю Госдуму, можно сказать, что харизматиков, ярких фигур в них стало меньше, чем в списках 2007 года. Дефицит фигур, дефицит кадров в «Единой России» тоже существует.

Кроме того, если отказаться от федеральных «паровозов», непонятно, как вводить в партийные списки спонсоров — они далеко не всегда являются рейтинговыми фигурами. Есть вопросы и к схеме перераспределения мандатов в пользу малонаселенных территорий. Если мандаты будут уходить из партии, возникает вопрос мотивации.

В целом, могу сказать одно: копание в нюансах новых правил не имеет смысла — по одной простой причине. Этому должен предшествовать наличие общего видения политической системы страны. Поиск технологических ухищрений, которые могут ситуационно улучшить результат партии власти, не решает вопрос о системе организации власти в целом.

Чтобы понять, хороши правила, или нет, надо понять, какая политическая система строится в России. Невозможно решать этот вопрос в отрыве, скажем, от выборности губернаторов, или от того, сохраним мы или демонтируем систему сити-менеджеров. Без общего представления о политической системе смена правил — лишь заплатка на прорехах политической структуры.

Остается открытым и такой вопрос. Допустим, новые правила выборов действительно примут. Они заработают только через пять лет. Что мешает в последний момент взять, и еще раз эти правила поменять? Наконец, главное. Все эти изменения не решают вопрос нынешнего политического кризиса. А значит, они вторичны.

Фото: Артем Платов/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня