Скорее всего, с апреля в России начнет действовать новая система выборов депутатов Госдумы. Соответствующий закон в парламент внес президент России Дмитрий Медведев. Инициатива главы государства тут же вызвала политическую бурю. В случае, если закон вступит в силу, кандидаты партии власти останутся в привилегированном положении.
В соответствии с документом Россию разделят на 225 избирательных округов. В каждом из них будет около 400−500 тысяч избирателей. Каждая партия, как говорится в документе, сможет выдвинуть не более четырёх кандидатов в одном округе. При этом в её федеральном списке должно быть представлено не менее ста кандидатов.
По новому законопроекту каждый регион получит хотя бы одного представителя в Госдуме.
Всем партиям, выдвинувшим свои федеральные списки, разрешат не собирать подписи для участия в выборах. Причем сведения о кандидатах в депутаты можно будет отправить через сайт ЦИКа. Завершить разработку новой электронной системы регистрации планируется к 2015 году. Можно ли говорить о том, что новый законопроект оправдал возложенные на него надежды?
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что новый законопроект — шаг назад по сравнению с тем законодательством, которое существует ныне.
— Выгоден он в первую очередь партии власти. Создать представительные списки по 225 территориальным округам легче именно той партии, за которой есть административный ресурс. Её функционеры включат туда всё тех же чиновников, а также представителей зависимого бизнеса.
«СП»: — Откуда взялась система территориальных единиц? Есть ли примеры из мирового опыта?
— На самом деле ничего нового, по большому счёту, не придумано. Такая система применяется в мире. Но вряд ли все эти нововведения принципиально что-то изменят в российской системе выборов. Было бы оптимально выборы в Госдуму проводить полностью по партийным спискам с пятипроцентным барьером по федеральному округу. Кроме того, проводить прямые выборы по двухмандатным округам в Совет Федерации. Это позволило бы обеспечить и партийное, и территориальное представительство в органах законодательной власти.
«СП»: — Предлагаемое снижение барьера для партий до пяти процентов — это положительный фактор?
— Поправка в действующее законодательство о понижении барьера до пяти процентов уже была принята Госдумой прежнего созыва. Так что никакого движения вперёд здесь тоже нет. Кроме того, меня беспокоит в новом законопроекте попытка отрегулировать Интернет. Сетевые издания могут попасть в такое же зависимое положение от власти, как и нынешние «бумажные» газеты.
Что касается возможности вести видеонаблюдение за процессом подсчёта голосов, это абсолютно правильное предложение. Но никакой принципиальной новизны и тут нет. Впрочем у нас и сейчас люди могут, предварительно поставив в известность, вести видеозапись голосования и процесса подсчёта голосов. Думаю, если наблюдателям и легче будет работать на выборах, то незначительно.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, считает, что в предложенной системе выборов пока много неясных моментов.
— Благодаря нововведениям повысится ответственность партий за тех, кого они выдвигают на выборы и уменьшится число документов, зачастую бессмысленных, которые приходится оформлять. Это момент положительный. Но в целом изменения носят косметический характер. Новый законопроект напоминает старушку, которая решила приодеться и накраситься, чтобы стать похожей на молодую. Но всем-то видно, что она старуха.
«СП»: — Новый закон предусматривает усиление роли наблюдателей на выборах?
— На мой взгляд, нет. Та же видеосъёмка — мёртвому припарки. Висит на избирательном участке видеокамера — и что?! Основная фальсификация идёт втихаря. На участковой избирательной комиссии подсчитывают голоса, составляют протокол. Например, в Сокольниках, где я живу, за партию власти отдали 231 голос, протокол подписали, повезли в территориальную комиссию. А там в ГАС «Выборы» ввели другие цифры. И вышло, что число голосов за «Единую Россию» увеличилось более чем в два раза. А протокол подделали. Фальсификации идут между участковой комиссией и территориальной. А в ответ на иски в судах отвечают, что всё нормально.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин, считает, что новый документ не оправдал ожиданий.
— Все ждали больших изменений. Положительный момент в том, что сейчас повышается персонализация выборов. Главная претензия раньше была в том, что люди хотели голосовать не столько за партии, сколько за тех людей, которые будут их представлять.
В чистом виде одномандатные округа не восстановлены, независимых кандидатов нет. Но это уже не так важно. Если и в самом деле начнут появляться новые партии, кроме семи ныне действующих, это сильно увеличит число кандидатов в депутаты Государственной Думы. Я думаю, что это хоть и незначительный, но шаг вперёд по сравнению с тем, что есть.
«СП»: — Не окажется ли партия власти в выигрышном положении, благодаря новому закону?
— Можно говорить о том, что оппозиции станет труднее бороться с партией власти за голоса избирателей. Но это только если к следующим выборам сохраняться все обстоятельства, которые мы имеем. Чем больше будет партий, тем больше возможности для прохождения разных политических сил. Например, у каждой партии могут появится «свои» регионы, где у них будет наибольшая поддержка. Сегодня у нас «Единая Россия» имеет примерно одинаковую поддержку в регионах, а оппозиционные партии где-то сильнее, где-то слабее. Теперь же партии могут договориться друг с другом, и в каких-то регионах вообще не выдвигать кандидатов, если чувствуют, что там они слабы.
Но, прогнозируя условия будущих выборов, надо учитывать такой важный фактор, как неопределённость положения «Единой России». Будет ли она такой силой, которая, как это было до сих пор, принудительно консолидировала практически все элиты? Если будет дан сигнал политической лояльности и партия власти начнёт трансформироваться, элитам не придётся в обязательном порядке записываться в «Единую Россию» Значит, у других партий появится больше возможностей. Могут быть самые разные расклады.
Напомню, ныне существующая пропорциональная система выборов считалась невыгодной для «Единой России», потому что, якобы, не позволяла получить конституционное большинство. Кремль при ее обсуждении в 2003 году доказывал, что сам ограничивает свои возможности. Но в 2007 году оказалось, что это неправда. «Единая Россия» в Думе, как раз, оказалась в конституционном большинстве.
Фото: ИТАР-ТАСС