5 апреля Мособлдума наделила Сергея Шойгу губернаторскими полномочиями. Иначе и быть не могло. В парламенте Подмосковья четыре фракции: 29 депутатов от «Единой России», 11 — от КПРФ, 6 эсеров и 4 либерал-демократа. Чтобы проголосовать «за» нового главу региона, требовалась поддержка 50% депутатов. Это означало, что Шойгу станет главой Подмосковья, даже если за него проголосуют только одни единороссы. Но «за» проголосовали все депутаты — фигура нового кандидата аллергии не вызывает. Достаточно вспомнить, что лидер КПРФ Геннадий Зюганов в случае победы на президентских выборах обещал Сергею Шойгу пост в правительстве «народного доверия».
Неясно, однако, как долго сумеет Сергей Кужугетович купаться во всенародной любви. Да, за его плечами огромный управленческий опыт. В ведомстве, которое он создал «с нуля», сейчас работают более 100 тысяч сотрудников. Но все же одно дело — быть министром по ЧС, интересы которого с другими политическими тяжеловесами не пересекаются (в этом кроется секрет многолетнего пребывания Сергея Шойгу в правительстве РФ). И совсем другое — возглавлять регион, состоящий из разнородных элит с разными интересами, которые не бегут строится во фрунт при одном окрике командира. Плюс, иметь под боком «большого брата» в виде Москвы, интересы которого в ряде пунктов прямо противоположны.
Сможет ли Шойгу эффективным политиком, способным не только командовать, но и искусно лавировать, вести подковерную игру? Опыт показывает, что из бывших военных (а Шойгу — человек полувоенный) хорошие губернаторы получаются редко. Пример тому — то же Борис Громов или генерал Владимир Шаманов, в 2000—2004 годах губернаторствовавший в Ульяновской области.
Такое впечатление, что и сам Шойгу опасался, что не потянет на месте руководителя региона. В январе 2012 года господин Шойгу предложил идею, которая многим показалась удачной — создать госкорпорацию по развитию Сибири и Дальнего Востока. Масштабный проект мог привести к появлению нового крупного центра консолидации государственных инфраструктурных активов. Поговаривали, что будущей некоммерческой организации могут быть переданы доли в ОАО «РЖД», «АЛРОСА», «Интер РАО» и ряде других энергокомпаний в целом более чем на 500 млрд руб.
Но разговорами все и кончилось. Как уверяли злые языки, во многом из-за того, что сам Сергей Шойгу возглавить госкорпорацию наотрез отказался. Но, видимо, от руководства Подмосковьем ему отказаться не удалось.
Господин Шойгу уже назвал приоритетные направления работы на новом посту. «Я считаю, что надо подумать об увеличении бюджета, а также об улучшении социальной сферы и улучшении работы ЖКХ. Я постараюсь отталкиваться от развития», — сказал Шойгу журналистам в четверг.
Каким губернатором будет Сергей Шойгу, рассуждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«СП»: — Михаил Геннадьевич, Шойгу попал на свое место?
— Назначение Шойгу губернатором — это, я считаю, бесхозяйственность. Он уникальный человек, а управлять Московской областью, как показывает практика, может кто угодно. Получается, на рутинную работу ставят уникального специалиста. Это всегда ошибка.
«СП»: — В чем его уникальность?
— В том, что создав империю МЧС, будучи вполне эффективным менеджером, и будучи по всем рейтингом третьим по популярности человеком в стране (а до появления Медведева — вторым), Шойгу совершенно не демонстрировал стремления к власти. Он не стремился стать первым. Это удивительный ресурс для власти. Но этим ресурсом разбазаривается. Поэтому назначение Шойгу губернатором, как мне представляется, снижает эффективность российской системы управления страной.
«СП»: — Чего ждать от нового губернатора как от управленца?
— Думаю, на первом этапе он покажет рост эффективности. Сделать это на контрасте с Борисом Громовым совсем несложно. Простое сокращение различных серых схем, ограничение масштабов даже не воровства, а прямой преступности во многих районах Подмосковья (одно дело подмосковных прокуроров чего стоит, а ведь там есть более мелкие предприятия подпольного сорта), упорядочение пользования подмосковными землями, — все это позволит продемонстрировать повышение эффективности. Ну, а дальше — посмотрим.
«СП»: — Почему, кстати, вы считаете, что Подмосковьем может управлять любой?
— Это очень богатый регион, с замечательной инфраструктурой. Кроме того, этот регион не испытывает проблем с безработицей, потому что рядом мегаполис. Это богатый регион с высокой степенью самоуправляемости, со сгустком населения. В нем нет нерешаемых проблем. Подмосковью нужно только не вредить, или вредить не сильно, — и регион будет развиваться сам собой.
«СП»: — Какая главная проблема у новых подмосковных властей?
— Перед ними очень болезненная перспектива. От Московской области, в рамках проекта Большой Москвы, вырезают целый клин до границ с Калужской областью. Если это проект будет реализован (а он, как я понимаю, имеет конкретный смысл — в Большую Москву будут выселять москвичей из хрущевок) — это будет для Шойгу довольно болезненным ударом. Проблема в том, что когда из вашего субъекта управления вырезают приличный кусок, субъект дезорганизуется.
«СП»: — Как будут складываться отношения Собянина и Шойгу?
— Не знаю, но договориться они всегда смогут. Оба губернатора — люди с большим опытом и с понятными биографиями. А это уже немало.
Другое мнение
Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:
— Думаю, стиль показательных разносов чиновников, привычный для Шойгу, хорошо принимается населением. Поэтому народная любовь к новому губернатору пройдет нескоро. Что касается его отношений с оппозицией — в Подмосковье (как и в Москве) нет влиятельных региональных СМИ, и нет единого пула элиты, который мог бы стать оппозицией действующему главе. Подмосковье для этого — слишком большой и слишком рассредоточенный регион. Соответственно, манипулировать им достаточно легко.
Поэтому предсказывать Шойгу имиджевые проблемы, как и проблемы с местными элитами, было бы преждевременно. Тем более, в Подмосковье грядущими переменами напуганы мелкие мэры и местный криминалитет. Поэтому первые год-два Шойгу будет жить достаточно спокойно.
Для него самый главный риск — неизбежный транспортный коллапс в районе Киевского и Калужского шоссе. Если всерьез начнет реализовываться проект Большой Москвы, если в новых районах начнется масштабное строительство, это неизбежно приведет к огромным транспортным проблемам. Там и сейчас транспортная ситуация отвратительная, а станет на порядок хуже.
Все это породит протесты, но они будут достаточно локальными. Людей будут успокаивать: мол, погодите, это временно. На самом деле, этот коллапс будет практически бесконечным, и достигнет пика лет через пять — к следующим выборам (уже выборам) губернатора Московской области. Но пока волноваться на эту тему Шойгу особенно не придется.
«СП»: — Шойгу и Собянин поделили сферы интересов?
— Шойгу с Собяниным могут договориться, у них могут быть самые лучшие личные отношения. Но Московская область — это регион, где сталкиваются интересы огромного количества влиятельных людей. Причем, многие из них — с тем же самым федеральным ресурсом, с деньгами, с деловыми связями. Это значит, конфликты в Подмосковье как возникали, так и будут возникать. Скажем, за землю в Одинцовском районе стрельба может развернуться такая, какая за какой-нибудь металлургический комбинат не разворачивалась. Но, по большому счету, это не зависит от губернатора…
Олег Митволь, экс-префект Северного округа Москвы:
— В первую очередь, Сергею Кужугетовичу придется разгребать авгиевы конюшни, которые оставил его предшественник. Думаю, его ждет немало сюрпризов в бюджетной сфере. Надеюсь, при нем бюджет области будет использоваться более эффективно.
Честно говоря, после губернатора Громова Московской области трудно подобрать губернатора хуже. Поэтому все жители Подмосковья надеются на изменение ситуации.
Что касается отношений с московским мэром, то я не думаю, что у Шойгу будут проблемы с Собяниным. Проблемы между Громовым и Лужковым носили, скорее, личный характер.
«СП»: — Губернатор Подмосковья должен быть политиком, или он — фигура, скорее, техническая?
— Любой губернатор должен быть политической фигурой. Тем более — Подмосковья. Не будем забывать, что именно в Подмосковье живут первые лица нашего государства, и там, конечно, присутствуют многие интересы. Нужен политический вес, чтобы эти интересы не пересекались.
«СП»: — МЧС — структура полувоенная. Шойгу сможет стать политиком, проявлять гибкость?
— Шойгу уже реальный политик — он самый популярный среди министров. С другой стороны, если он не сможет проявлять гибкость, то быстро этому научится…
Фото: ИТАР-ТАСС