1 мая Владимир Путин и Дмитрий Медведев возглавят колонны демонстрантов, которые выведут на улицы Москвы профсоюзы, «Единая Россия» и «Общероссийский народный фронт». Шествие пройдет под лозунгом «Даешь справедливость!» Об этом сообщают «Ведомости».
Все будет, как в старые добрые времена СССР — кроме лозунга «Слава КПСС», разумеется. Шествие в Москве стартует от Белорусского вокзала и увенчается митингом у мэрии, где лидеры страны будут глаголом жечь сердца трудящихся и чиновников. Присутствие первых лиц государства гарантирует, что первомайские колонны будут по-советски многотысячными и могучими.
Почти военная задача — вытащить сторонников Путина-Медведева на улицы, и не дать им улизнуть к дачам и шашлыкам — уже решается. Генсовет ФНПР сегодня же обсудит оргдетали по линии профсоюзов, а «Единая Россия» проведет селекторное совещание с регионами. По слухам, установка для партии — вывести в Москве 25 000−30 000 партийцев, в то время как в прошлые годы их квота не превышала 2000 человек.
Другими словами, вместо привычного Первомая, с малочисленным митингом коммунистов в пустой Москве, нынешний обещает пройти по-взрослому — с толпами демонстрантов, ОМОНом и войной митингов.
Все это говорит об одном. Выборы, да, прошли, но страна не остыла. И власти всерьез опасаются, что в один не прекрасный момент, вроде Первомая, Россия может снова раскалиться так, что мама не горюй.
Чего ждать от Первомая-2012, рассуждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
«СП»: — Алексей Владимирович, 1 мая нас ждет новый всплеск протеста?
— Протест никуда не ушел, просто он трансформируется в другие формы. Люди перестали выходить на митинги — у них своя жизнь, свои интересы. Все-таки общество сейчас далеко не такое политизированное, как в 1991 году. Но протест остался, и это можно видеть на недавних примерах. В Тольятти рабочие АвтоВАЗа голосовали на парламентских выборах за оппозицию, на президентских — за Путина, а на выборах мэра — снова за оппозиционного кандидата. В Ярославле было интереснее. Там проголосовали за оппозиционного кандидата, но при активном участии в организации выборов граждан из Москвы и Питера. В Ярославль приехали наблюдатели и журналисты, благодаря чему выборы прошли цивильно и адекватно. Никаких сколько-нибудь значимых пр6етензий не возникло, и как итог — две трети голосов за кандидата от оппозиции во втором туре.
При этом и в Ярославле, и в Тольятти, было два интересных факта. В обоих случаях кандидаты от власти шли в качестве независимых. Они отмежевывались от «Единой России», и уверяли, что идут сами по себе работать в интересах граждан. В одном случае это был генерал МВД, в другом — предприниматель. Оба проиграли, несмотря на попытку дистанцироваться от чиновничьего сословия.
Второй факт — и Ярославле, и в Тольятти, кандидаты, проигравшие в первом туре и не вышедшие во второй тур, поддержали кандидатов от власти. Но это ни к чему не привело.
«СП»: — О чем это говорит?
— О том, что протестные настроения велики. Кандидат, за которого избиратель вчера голосовал, сегодня призывает проголосовать за официального кандидата — но избиратель его не слушает. И голосует за оппозицию — именно из протестных соображений.
Еще пример протеста — это Астрахань. Тут для самой власти было неожиданностью, когда «Справедливая Россия» объединилась с непарламентской оппозицией и вывели на астраханские улицы несколько сот человек, а к ним, по самым консервативным оценкам, присоединились несколько тысяч протестующих. Это колоссальная цифра для оппозиционного шествия.
«СП»: — 6 мая, накануне инаугурации Путина, готовится большая протестная акция в Москве — «Марш миллионов». Первомайская активность «Единой России» связана с этой акцией?
— Понятно, миллиона человек, о котором заявила оппозиция, на «Марше миллионов» не будет. Но все равно, протестующих будет много. Многие из тех, кто принимали участие в митингах на Болотной и Сахарова, снова присоединятся к оппозиционным акциям. Просто потому, что ощущение «нас много, и мы вместе» для этих людей является важным.
Всему этому надо что-то противопоставить.
«СП»: — Конкретно — большую массу людей?
— Да. Это та же технология, которая была использована 4 февраля, когда с одной стороны была Болотная, а с другой — Поклонная. Поэтому на Первомай «Единая Россия» и хочет привести с собой десятки тысяч сторонников власти.
Есть в этой попытке единороссов еще один момент. Власть пытается понять, что же происходит с «Единой Россией», проводить ли ребрендинг партии или нет. Индикатором дальнейшей судьбы партии, скорее всего, станут региональные выборы, которые пройдут нынешней осенью и, возможно, весной следующего года. На эти выборы «Единая Россия» пойдет сама — конспирироваться и выдвигать якобы независимых кандидатов на выборах по партийным спискам там будет невозможно.
«СП»: — Первомай тоже станет таким индикатором?
— Способность партии власти организовывать массовые акции — такие, как Первомай — тоже очень важный индикатор. В Астрахани, кстати, использовалась технология «Поклонная против Болотной»: перед митингом оппозиции в городе прошла акция, организованная официальными властями.
«СП»: — «Единая Россия» хочет продемонстрировать перед инаугурацией Путина способность противостоять оппозиции?
— Способность противостоять оппозиции и демонстрировать собственную состоятельность важна не только в ближайшее время. Это важно и на осень. Многие эксперты говорят, что нынешняя осень будет политически жаркой. Пока мы говорим о протесте против муниципальных чиновников, в который активно включаются непарламентские и — иногда — парламентские оппозиционеры. Но к осени протест грозит перерасти в политико-экономический, имеющий совсем другие масштабы.
Граждане, которые голосовали 4 марта за стабильность, ожидают, что власть будет проводить патерналистскую политику. Но эти надежды, скорее всего, не оправдаются. Политика отнюдь не будет популярной, а это значит, что в дальнейшем война митингов будет продолжаться…
Другое мнение
Сергей Удальцов, лидер «Левого фронта»:
— Инициатива по массовому выходу представителей партии власти на первомайскую демонстрацию, да еще во главе с Путиным и Медведевым — продолжение сценария, который мы видели зимой: «Поклонная против Болотной». Накануне инаугурации власти понимают: как бы они не внушали через средства пропаганды, что волна протеста спала, возможен достаточно массовый протест, а может быть, даже очень массовый.
Поэтому 1 мая они, видимо, хотят показать, что массы с властью, с Путиным. Пойти на демонстрацию, и тем самым оказать психологическое давление, деморализовать кого-то из оппозиции. Не думаю, что это правильная тактика. Она лишь показывает, что власти опасаются массовых выступлений, и пытаются принять превентивные меры.
Напомню, 6 мая будет крупная массовая акция гражданских сил под лозунгом «Нам нужна честная, легитимная власть» и «Не хотим самозванцев в Кремле». Люди, которые не считают прошедшие выборы 4 марта и 4 декабря честными, свободными и легитимными, выйдут на улицы Москвы. На акцию планируют подъехать и люди из регионов, чтобы протест был действительно массовым, чтобы власти было сложно его проигнорировать и сказать: видите, вышло мало людей, значит, большинство поддерживают Путина.
Перед инаугурацией, которая состоится 7 мая, это особенно актуально. В день инаугурации заканчивается выборный цикл, Путин хочет красиво вновь взойти на трон, войти во власть. И задача тех, кто не считает его легитимно избранным президентом, максимально продемонстрировать свое несогласие с этим. Чем больше будет людей, тем больше проблем будет у власти, тем меньше возможностей будет говорить о всенародной поддержке Владимира Путина.
Требования остаются прежними — политическая реформа и досрочные выборы, как парламентские, так и президентские. Эта повестка дня остается, она актуальна, и объединяет сегодня всех, кто выходит на улицу…
Фото: ИТАР-ТАСС