Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика
25 апреля 2012 15:27

Будет ли Москва жить по законам шариата?

Продажность российского правосудия рождает самые радикальные идеи

559

24 апреля по телеканалу РЕН ТВ прошёл сюжет, вызвавший большой скандал. В нём исламский адвокат и общественный деятель Дагир Хасавов пригрозил, что Москву «зальют кровью», если кто-нибудь будет мешать мусульманской общине в столице вводить суды шариата.

«Мы у себя дома. Возможно, это вы здесь чужие, а мы у себя дома. Если кто-то будет против создания шариатских судов, мы зальем страну кровью, превратим Москву в мертвое озеро. Мы будем расширять эту сеть до размеров Арабского халифата. Все мусульмане должны быть объединены. Думаю, что Россия должна предоставить нам такую возможность», — заявил адвокат.

Хасавов также выразил мнение, что современная судебная российская система чужая для мусульман.

Эти провокационные заявления уже всколыхнули интернет-сообщество и вызвали реакцию известных политиков. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин сегодня обратился в генпрокуратуру и суд с требованием возбудить уголовное дело по 282 «экстремистской» статье в связи с угрозой адвоката Дагира Хасавова «залить Москву кровью». Митрохин заявил, что Дагира Хасавова надо самого отправить в суд, но не шариатский, а российский.

В свою очередь Председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин не исключил возможности легализации в России судов шариата для мусульман. Об этом сообщила «Русская служба новостей».

«Не стоит ограничивать исламскую общину в возможности жить по своим правилам. Именно такой путь, я думаю, актуален в будущем и для России, и для Западной Европы. Но очевидно, что нельзя навязывать эти правила другим вне своей общины», — сказал клирик.

Как ни парадоксально, глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин наоборот высказался против введения законов шариата в светском государстве, каковым официально является Россия. По его словам, муфтияты и без того принимают посильное участие в разрешении споров между мусульманами.

Между тем, Хасавов уже попытался откреститься от своих заявлений. Его, дескать, не правильно поняли, и вообще виноват спровоцировавший его журналист.

Хотя ещё в феврале этого года Хасавов заявил, что в Москве и других городах России необходимо создавать шариатские суды, у которых должен быть статус третейских.

Прокомментировать ситуацию мы попросили старшего научного сотрудника Института социологии РАН, кандидата экономических наук, руководителя аналитического отдела Всероссийского центра изучения общественного мнения Леонтия Бызова.

«СП»: — В каких регионах России законы шариата стали уже частью повседневной жизни?

— Шариат частично узаконен в Чечне, где эти законы используются выборочно, и примерно на четверти территории Дагестана. Как известно, Дагестан очень пёстрая в национальном отношении республика, не все проживающие там народы готовы принять законы шариата.

«СП»: — Как это выглядит на практике? С какими проблемами люди обращаются в шариатский суд и как это сочетается с гражданским судом?

— Надо представлять, что законы шариата применяются там, где это исторически обосновано. В этих республиках очень сильна родо-племенная структура. Там существуют старейшины тейпов, от решения которых очень многое зависит. Старейшины и религиозные авторитеты выступают в этих регионах в качестве неформальных судей, применяющих закон шариата. Сфера его распространения — бытовые нарушения, воровство, проступки сексуального характера. Это сочетается с тем, что остальные нарушения закона разбираются в гражданских судах. Законы шариата как бы дополняют официальную судебную систему, используя традиционное неформальное право.

«СП»: — «Сексуальные проступки», о которых вы упомянули, на Кавказе считаются очень серьёзными преступлениями. Что может ждать того, кто совершил изнасилование или даже «оскорбительные сексуальные домогательства»?

— Примерно 90 процентов наказаний, которым сейчас подвергаются россияне по суду шариата, это публичная порка, побивание камнями. Ими обычно наказывают за не очень тяжёлые преступления. В остальных более серьёзных случаях «подсудимым» могут нанести тяжёлые увечья (отрубить руку) или попросту — убить. Это из серии законов кровной мести, которые, как вы понимаете, тоже не узаконены, но применяются вовсю. Причём не только непосредственно в отношении преступников, но и их родственников. Это очень типичная ситуация для общества, где действует родо-племенное право.

«СП»: — На ваш взгляд, угрожающее высказывание адвоката Дагира Хасавова о том, что нельзя мешать распространению шариатского суда в России, симптоматично? Экспансия исламского права уже на европейско-христианскую часть страны — это реальность?

— Неформальное право в России играет большую роль не только в мусульманском сообществе. Все мы сталкиваемся с ситуацией, когда наказать виновных по закону невозможно. Некоторые граждане берут «карательные функции» на себя. Доверие к гражданскому правосудию близко к нулю. Все прекрасно понимают, что за судебными разборками стоят системы интересов, людей засуживают, неизвестно за что. В Центральной России происходит попытка вмешательства Православной церкви в дела правосудия. Она тоже не прочь навязать свою систему оценок, во многом противоречащую гражданскому законодательству. Просто учитывая, что наше общество более вялое и атомизированное, все эти попытки ни к чему не приводят, ограничиваются словами. А более энергичное, сохранившее традиционные горизонтальные связи мусульманское общество, выстраивает свою систему права. Но только там, где эти связи сохранились. Скажем, в Татарстане, хотя большая часть его населения по статистике исповедует ислам, общество также сильно атомизировано. Поэтому проблему распространения законов шариата нельзя сводить к проблеме мусульманской экспансии. Это проблема слабости наших гражданских институтов.

«СП»: — Москва всё-таки исторически «не мусульманская» территория. Почему же дошло до того, что нам угрожают «залить всё кровью», если мы не разрешим мусульманам устраивать здесь суды шариата?

— Я не думаю, что в Москве когда-то введут законы шариата. Заявление Хасавова однозначно носит провокационный характер. Оно рассчитано на пиар-скандал. Большой город всё-таки очень сильно влияет даже на хорошо организованные замкнутые национальные общины. Диаспоры не могут не считаться с мнением окружающих. Помните, празднования мусульманских праздников с жертвоприношениями в своё время вызвали в Москве резко отрицательную реакцию жителей и сейчас этого гораздо меньше.

Никаких официальных законов шариата в столице не будет. А то, что мусульмане в рамках своей диаспоры будут придерживаться этих законов — такое происходит и сегодня.

«СП»: — Представьте такую ситуацию: коренному москвичу, у которого свои представления, чего можно, а чего нельзя делать, ухаживая за девушкой, понравилась, к примеру, дагестанка. А членам дагестанской диаспоры его ухаживания показались оскорбительными. То есть этот москвич тоже может попасть под «шариатскую раздачу»?

— Да, такие случаи бывают. Неформальный контроль за членами диаспор в Москве весьма силён. Но это касается в основном молодых диаспор, недавно обосновавшихся в Москве. У нас существуют азербайджанская и другие кавказские диаспоры, которые живут в столице уже не один десяток лет. Они абсолютно вписались в жизнь мегаполиса, и влияние на них неформальных законов того же шариата сильно ослаблено. Вряд ли они захотят, чтобы эти законы получили официальный статус. Кроме того, я думаю, что те из членов диаспоры, кто хочет из неё выйти и зажить обычной жизнью столичного человека, могут это сделать. Просто горизонтальные связи зачастую выгодны, так как они поддерживают на плаву тех, у кого проблемы с адаптацией в мегаполисе. Но эти проблемы обычно смягчаются через 5−7 лет.

«СП»: — На ваш взгляд, не провоцирует ли излишняя мягкость нашей судебной системы, при которой порой за убийство нескольких человек дают 5 лет тюрьмы, распространение законов шариата в России? Не получится ли в перспективе, что на том же Кавказе они в итоге вытеснят законы гражданские?

— Я не исключаю, что какие-то российские регионы будут полностью жить по законам шариата. Что касается нашей судебной системы, во многом перешедшей на европейские нормы, то я не считаю её слишком мягкой. Если посмотреть статистику, у нас сегодня в заключении находится очень много людей, едва ли не больше, чем во времена ГУЛАГА. Иной раз дают очень большие сроки по очень незначительным поводам. Гораздо важнее, что у нас никто не верит в справедливость работы официального правосудия. Это гораздо больше способствует распространению неформальных законов в стране.


25 апреля пресс-центр МВД РФ сообщил, что Министерство внутренних дел Российской Федерации изучает запись интервью адвоката Дагира Хасавова на предмет наличия призывов к разжиганию национальной розни и признаков экстремизма. С последующей процессуальной оценкой.

Соответствующие поручения даны руководством Министерства специалистам профильных подразделений ведомства.

Фото: EPA/ИТАР-ТАСС

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня