Обычно Беларусь крайне не торопится возвращать данные ей кредиты, а то и вовсе не отдает — и сильные братья, вроде России или Евросоюза, прощают кризисную республику, и даже продолжают поддержку ее нестабильной экономики. Поэтому тем более удивительным стало известие о том, что Лукашенко готовится досрочно (!) погасить миллиардный российский кредит. Об этом сообщило официальное правительственное агентство республики БелТА.
Договор по кредиту в миллиард долларов сроком на один год был подписан в ноябре 2011-ого. Средства предназначались для крупнейшей промышленной компании Беларуси «Беларуськалий», которая продолжает являться самым лакомым куском для иностранных инвесторов, а также козырной картой в игре Лукашенко с российскими партнерами. Однако, по неофициальной информации, большая часть кредита была успешно выведена из активов промышленного гиганта и осела в золотовалютных резервах республики.
Кредит Беларуси предоставляли, в неравных долях, «Сбербанк» и «Евразийский банк развития» — 900 и 100 миллионов долларов соответственно. Белорусы оставили кредиторам очень интересный залог — 51% акций предприятия «Нафтан», хотя, казалось бы, более логично отдавать в залог акции того самого «Беларуськалия», который кредитуют. Однако Лукашенко выступил категорически против такого варианта, боясь подвергнуть себя малейшему риску потери концерна.
Что же послужило причиной активного выполнения договоренностей с белорусской стороны? Батька нашел новый кошелек, и теперь Кремль для него не является единственным шансом на спасение от кризиса. Дождавшись очередного вступления Путина в должность, Батька на следующий день после инаугурации в своем обращении к народу прошелся по российским товарищам: «Повторяю в который раз: мы готовы приватизировать даже „Беларуськалий“. Но это вопрос цены. Сегодня это уже $32 млрд, ну, может, $31,5 млрд. Я недавно прочитал в средствах массовой информации, что один из деятелей в России, ведя переговоры об акционировании МАЗа, заявил, что белорусская сторона слишком большую цену заломила на переговорах. Не устраивает цена — не ходи сюда».
Новый «лучший друг» Лукашенко — Китай. Если какое-то время назад Россия была главным и основным инвестором, помощником, и благодетелем, то теперь Батька почувствовал себя более вольно — Китай не устает вкладывать в Беларусь миллиарды. Отсюда и досрочный возврат кредита — раз мы вам ничего не должны, то и цены на «Беларуськалий» будут рыночные.
Кремль в итоге попал в сложное положение. С одной стороны не хочется, чтобы непредсказуемая республика в плане экономики стала прокитайской. С другой, — сколько было конфликтов как раз в этой сфере между Минском и Москвой, вплоть до «молочных» и прочих торговых войн.
Очевидно, что этот миллиард кредита Лукашенко будет возвращать из китайских денег — в начале 2012 года эта страна открыла для республики льготную кредитную линию в 16 миллиардов долларов, а также почти синхронно с Россией выдала Беларуси миллиардный кредит.
Партнеры из Поднебесной уже строят в Минске «китайский квартал» жилых домов и гостиницу «Пекин», вслед за которой запланировано возведение еще 5 отелей. Модернизируют белорусскую энергосистему: соорудили новый энергоблок на ТЭЦ-5, обновляют электростанции в областях. Ведутся переговоры о строительстве на китайские деньги скоростных современных автотрасс между столицей и регионами. Ну, а самый амбициозный совместный проект — китайский технопарк неподалеку от Минска.
Лукашенко, открыв такое бездонное, и ни к чему политически не обязывающее инвестирование, ни перед чем не останавливается ради того, чтобы азиатские гости вдруг не передумали. Сотрудничество с китайцами уже обросло скандалами. Жители деревень и дачных поселков под Смолевичами, где будет технопарк, бунтуют против сноса их домов. Минчане, которых лишают лесопарковой зоны почти в самом центре города, чтобы на ее месте возвести отель «Пекин», устраивают пикеты и пишут жалобы — безрезультатно, впрочем.
В послании к народу Александр Лукашенко крайне оптимистично упомянул о своих отношениях с Китаем, предлагая белорусам не паниковать, а радоваться вместе с ним:
— Китайский вопрос у нас появился. Китайский квартал мы строим, технопарк, гостинцу. И пошло-поехало. Вот китайцы заселят Беларусь. Вот приедут китайцы, нам некуда будет деваться. Да господь с вами! Китайцы к нам не навязывались. Это я их просил. Я приехал на Олимпийские игры, меня поселили в гостиницу, которую построили за 11 месяцев. А она гигантская, целый квартал! Встретился с руководителем. Говорю ему — ну, постройте у нас хотя бы одну гостиницу. Чтобы быстро было, а я место хорошее дам. Согласовали. Понимаете, нам строить под чемпионат мира по хоккею за китайские деньги гостиницу будут!
Или технопарк. Это 45 миллиардов долларов в год, когда мы его построим. Китайцы привлекают туда своими силами мирового уровня компании, которые размещают там производство по согласованию с нами. Разрешим мы им термоядерное оружие размещать там — разместят. Химическое производством разрешим — разместят. А если нет, то нет.
Упомянул Батька и о тех, кто попробует выступать против прогресса, намекая на то, что все протесты — заказные акции, но не называя конкретных имен или государств:
— Почему у нас эти идут волны недовольства? Кому не хочется, чтобы в центре Европы появился Китай? Вы знаете, кому. Они с дрожью воспринимают, когда Китай сюда приходит. У них конкуренты появились тут. Они и начинают будоражить людей.
От белорусско-китайской дружбы нехорошо стало уже и некоторым российским инвесторам. Крупный проект по возведению делового квартала «Минск-Сити» должна была реализовывать российская компания «Итера». Москвичи начали возведение квартала во времена сверхприбылей в строительстве, которые прошли с наступлением кризиса — цены упали вдвое, и за два года вместо целого квартала были возведены только 4 панельных дома. Но контракт с «Итерой» был разорван только после того, как белорусы нашли другие деньги — в Пекине вице-премьер Анатолий Тозик предложил построить «Минск-Сити» китайским партнерам. Заместитель министра коммерции Чжун Шань подтвердил заинтересованность Китая в проекте и выразил готовность содействовать в поиске китайских компаний для участия в его реализации.
Именно этими новыми связями Батьки эксперты объясняли желание Путина посетить Беларусь с рабочим визитом как можно скорее — предсказывали, что это вообще будет первая зарубежная рабочая поездка нового российского президента. Но, чтобы не показывать излишнюю заинтересованность делами соседней республики, и не давать Лукашенко повод лишний раз обрадоваться и навязать свои условия, Путин передумал, и сначала решил посетить Казахстан 25 мая, и уже после этого, 31 мая приехать в гости к Батьке. Но совершенно ясно, что теперь, с новым китайским тылом, Батька не будет так податлив в переговорах с Кремлем, как раньше.
Минск
На снимке: на реализацию совместных проектов Китай открыл для Беларуси кредитные линии на $16 млрд. Об этом заявил в Минске председатель Совета Республики Национального собрания Анатолий Рубинов на встрече с Чрезвычайным и Полномочным Послом Китая в Беларуси Гун Цзяньвэем.