Власть начинает сводить счеты с участниками «Марша миллионов». Во вторник Басманный суд поместил под домашний арест 18-летнюю активистку Александру Духанину — вчера ее, как мы уже рассказывали, первой арестовали за участие в «Марше миллионов».
Один из омоновцев утверждает, что узнал в Александре девушку, которая на Болотной кидала камнями в полицейских и в него самого. В Сети несколько дней распространяется полуминутная видеозапись, на которой, предположительно, Духанина держит в руках камни или куски асфальта, а потом выбрасывает их за кадр. Правда, есть и другое фото — где Александру буквально душит мощный омоновец. Сама Духанина обвинения в насилии в отношении правоохранителей отвергает.
Тем не менее, вчера девушку поместили в ИВС, поскольку она подозревалась в совершении преступления средней тяжести (часть 1 статьи 212 УК РФ «Организация массовых беспорядков»), за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет. Правоохранители сочли, что Духанина может скрыться, так как ее родственники проживают за пределами России.
И вот — приговор суда. Александре запрещено до 6 июля покидать квартиру и пользоваться телевизором, телефоном, а также другими средствами связи.
Сегодня же задержания активистов Болотной продолжились — в Москве за решеткой оказались еще два участника «Марша». Об этом сообщает сайт Следственного комитета РФ. Задержанные — безработный Андрей Барабанов и ранее судимый предприниматель Максим Лузянин. По версии следствия, они «прорывали оцепление полиции, наносили полицейским удары руками и ногами» и применяли в отношении сотрудников полиции «удушающие приемы».
Напомним, еще 14 мая председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на встрече с участниками митинга ветеранов-участников войн в Афганистане и Чечне в поддержку сотрудников ОМОН заявил, что «по срокам мы знаем, когда начнутся первые задержания, у нас уже есть конкретные кандидаты». Бастрыкин пообещал, что ни один из активных участников и организаторов «Марша миллионов» не уйдет от ответственности.
Так что, скорее всего, нынешние задержания — это только начало. Тем более, оппозиция не угомонилась: утром в понедельник, 28 мая, в московскую мэрию подали уведомление о проведении 12 июня нового «Марша миллионов». Теперь власти ничего не остается, как продемонстрировать: желающим снова выйти на улицы придется несладко.
«Свободная пресса» выяснила, что делать, если вы оказались на Петровке, 38 в качестве подозреваемого по делу о «Марше миллионов» 6 мая.
Игорь Трунов, адвокат:
— Самый главный практический совет — не брать адвокатов, предложенных сотрудниками правоохранительных органов. Этот «бесплатный сыр» из мышеловки — самый опасный. Конечно, должно быть независимое юридическое сопровождение и независимая юридическая помощь, которая приходит не из рук тех, кто вас арестовал.
Бесплатный адвокат будет навязываться сразу. Сразу будет блокироваться и возможность сделать телефонный звонок близким и родственникам чтобы сообщить о том, что происходит. Нужно добиваться этого звонка, и нужно в протоколе обязательно фиксировать нарушения. Например, что не была предоставлена возможность вызвать своего адвоката, не было возможности сообщить близким и родственникам о задержании. Обязательно указывать о давлении — если не было физического давления, задержание, как правило, сопровождается угрозами и психологическим давлением.
Все эти вещи обязательно нужно указывать в протоколе — потому что потом ничего никому не докажешь. По горячему — это самое главное. Дальше уже пойдет вялотекущая работа в зависимости от ситуации, от меры пресечения. Но это уже вторая серия, а главные ошибки совершаются на момент задержания.
Ни в коем случае нельзя подписывать никаких признательных протоколов. Обычная уловка — «подпиши, что мы написали, и выходи на свободу, или мы тебя не выпустим». Такой торг заканчивается пагубно. Человек подписывает то, что не говорил и не делал — и никуда не выходит. Его обманывают, он уже подписал протокол — и от наказания не денется.
Не нужно торопиться давать какие-либо показания. Какие бы правдоподобные показания ни были, они разбиваются косвенными доказательствами, которые тут же соберут сотрудники правоохранительных органов. Липовые свидетели, липовые понятые — они дежурные, они в соседнем кабинете уже сидят. Поэтому торопиться не надо.
Повторюсь, главные ошибки совершаются в первый день, сразу после задержания. Это согласие на бесплатного адвоката, торги по поводу свободы-несвободы, и подпись под тем, чего не происходило. Избегайте их всеми силами.
Юрий Гервис, адвокат:
— Вам нужно потребовать, чтобы о задержании поставили в известность родственников. По закону, вы имеете право не давать показаний. Их и не нужно давать — до тех пор, пока не придет адвокат, которого пригласят родственники. Вам будут навязывать адвоката, который приглашен следствием. Но от него следует отказаться. В лучшем случае, такому адвокату все равно, будете или нет вы давать показания. А в худшем, адвокат может оказаться коллегой следователя или оперативного работника, который ушел на вольные хлеба, и теперь работает со следователем в паре.
Поэтому — никаких показаний без общения с адвокатом, которого пригласят родственники, и без проработки позиции.
Задержанный должен попросить для ознакомления протокол о привлечении его в качестве подозреваемого, и ознакомиться, в каких действиях его подозревают. После этого, не торопясь, нужно посоветоваться с адвокатом. И — не подписывать без совета с адвокатом никаких документов: вас могут ввести в заблуждение — есть технические моменты, которые впоследствии могут быть использованы против вас…
«СП»: — Сейчас по «Маршу миллионов» людей задерживают в рамках уголовного дела. Тактика поведения по уголовному и по административному делу одинакова?
— Разная. Тактика, о которой я рассказывал, относится к уголовному преследованию. После административного задержания человека в течение суток привозят к мировому судье, и дело рассматривается в открытом заседании. А когда речь об уголовном деле — это предварительное следствие, другие сроки наказания, и другая процедура работы по делу.
«СП»: — Если по «Маршу миллионов» вас вызвали как свидетеля, можно ли не пойти к следователю?
— Если у вас нет желания идти, основной вопрос — вручалась ли вам повестка надлежащим образом. По закону, в получении повестки необходимо расписаться. Если расписались и не пойдете на допрос, будете считаться уклонистом. А злостного уклониста к следователю могут привести и принудительно. Но если вам просто позвонили по телефону — можете никуда не ходить и требовать, чтобы на основании закона вам сначала вручили повестку.
Но если вы все же идете на допрос — я бы советовал пригласить с собой адвоката на разовое посещение. В присутствии адвоката вам не будут угрожать, в отношении вас не будут применять насильственные действия. Кроме того, если вас вызвали, чтобы арестовать, действия по аресту будут оспариваться быстро и профессионально.
Фото: ИТАР-ТАСС/Кирилл Чаплинский