Напомним, выборы в Красноярске привлекли всероссийское внимание после создания коалиции из четырех кандидатов. Впервые в стране кандидаты от оппозиции сумели договориться и единым фронтом выступить против ставленника партии власти. То есть, сумели сделать то, о чем многие противники нынешнего Кремля лишь мечтают на федеральном уровне. Но все равно проиграли. Почему? Партия власти непобедима или оппозиция еще более слаба?
Накануне выборов в городе прошел праймериз, победителем которого стал Александр Коропачинский, выдвинутый партией «Справедливая Россия». Остальные три кандидата снялись с выборов и продолжили участвовать в избирательной кампании уже как его помощники. Таким образом, объединение дало реальный шанс единому кандидату всерьез побороться за пост мэра с «единороссом» Эдхамом Акбулатовым.
Всего на территории города был открыт 371 избирательный участок, на них установлены Комплексы обработки избирательных бюллетеней. На участках велась online-трансляция. Трансляцию выборов смотрели в разных регионах страны.
В день голосования в городе стояла 30-градусная жара. На опустевших улицах Красноярска можно было увидеть «красные» пикеты волонтеров, призывающих голосовать на выборах и болеть за сборную России на Евро — 2012. Только вот призывать было особо некого. Центр города как будто вымер, а на выездах из Красноярска образовались заторы из автомобилей. Горожане решили воспользоваться представившимися 3-х дневными выходными, и в массовом порядке отправились на дачи и на природу. Явка избирателей к середине дня составила всего 11 процентов.
Еще одну причину низкой явки называли прохожие, не пошедшие на избирательные участки.
Александр Кузьминых: «Нет, я не голосовал, принципиально не пошел на выборы. Смысла не вижу — там уже без нас все решили».
Олег и Анастасия Поповы: «Нет, не голосовали — незачем. Потому что выборы купленные».
О низкой явке, как о тенденции в целом, говорили и эксперты. Они связывают низкие цифры с политическими настроениями в обществе.
Ирина Провниченко, координатор проекта «Гражданин наблюдатель»: «Красноярские выборы ничем не отличаются от других местных выборов, когда выбирают главу какого-то муниципального образования. После 4 марта все проходит по одному сценарию: низкая явка, то есть отсутствие интереса у избирателей к выборам. Видимо, это связано с потерей доверия в целом к институту выборов в стране».
Через два часа после закрытия всех избирательных участков стали известны предварительные результаты выборов. Эдхам Акбулатов набирает 70,55 процента голосов. Александр Коропачинский с 10,65 процента голосов занимает только третье место, пропустив вперед самовыдвиженца Алексея Подкорытова (11,26). За кандидата Михаила Осколкова, выдвинутого КП РФ, проголосовали 4,41 процента избирателей. Явка избирателей была около 20 процентов. Так как голосование проходит в один тур, победителю выборов достаточно получить простое большинство голосов.
Аналитики, комментируя неудачный итог выступления оппозиции, давали жесткие оценки.
«Те протестные настроения, которые имелись в обществе, никак не трансформируются в какую-то реальную политическую активность, — так считает аналитик Сергей Комарицын. — Должна быть какая-то стратегия, должны быть разные подходы, общественная дискуссия. Ведь ничего этого не было. Я не считаю тех людей, которые называют себя оппозиционерами, какой-то оппозицией. У них нет ни оппозиционной биографии, ни позиции в целом, как бы она ни декларировалась. Поэтому все это свелось к каким-то технологическим вещам в работе штабов. Проведением одних только праймериз ситуацию в свою пользу не повернешь. Нужны конкретные дела, а их у оппозиции нет. Даже скандалы, обвинения, подкупы реального интереса не пробудили. Избиратели попросту этого не заметили».
Политолог Александр Чернявский отмечает, что оппозиция сама себя дискредитировала, когда ее кандидаты на пост мэра накануне выборов переходили из одной партии в другую, учитывая сложившуюся конъюнктуру. «Лично мне в этой ситуации больше импонировало поведение фаворита, которого еще в апреле назвали „номером один“ в предстоящей кампании. Потому что мы не раз наблюдали, когда явные фавориты потом, в результате неправильно проведенной кампании, терпели фиаско. Мне было интересно, как Акбулатов, много лет работающий во власти, пройдет эту дистанцию. Потому что для него эта избирательная кампания была первая. И, на мой взгляд, Акбулатов прошел этот экзамен достойно», — считает он.
По мнению аналитиков, оппозиционные партии на этих выборах бездарно транжирили свой ресурс, а порой своими неуклюжими действиями вводили избирателей в заблуждение. После того, как ЛДПР отозвала своего кандидата Наталию Подоляк «за сотрудничество с оппонентами», КПРФ также отозвала своего кандидата Михаила Осколкова «за сговор с «ЕР», однако горизбирком так и не исключил кандидата из списков. Осколков, в свою очередь, обвинил Александра Коропачинского в том, что именно он добился его отзыва, подкупив коммунистов. В результате в избирательном бюллетене Осколков остался как кандидат от КПРФ, а сами коммунисты накануне выборов заявили, что поддерживают Александра Коропачинского, выдвинутого «Справедливой Россий».
«Все — как это происходило, как выдвигались кандидаты от разных партий, а потом у них менялась позиция, — говорит о том, что партии все время вели себя недостойно, — считает Сергей Комарицын. — Люди просто запутались в этих перестановках. Про „Единую Россию“ я вообще не говорю, она в выборах не участвовала, перестала политически существовать. Вообще, то чем сейчас занимается эта партия в Государственной Думе, иначе как коллективным самоубийством не назовешь. Взять хотя бы закон о митингах. А у нас, на нашем региональном уровне, она еще и нивелировалась из процесса, ее не было видно никак. Это говорит о том, что ее политический ресурс закончился».
На взгляд Александра Чернявского скромное поведение «Единой России» явилось как раз плюсом этой избирательной кампании. «На фоне не очень благовидного поведения оппозиционных партий, «Единая Россия» нормально смотрелась, — считает аналитик. — На самом деле, не было какого-то очень большого присутствия административного ресурса. Это была правильная тактика, потому что чувство меры в этом плане как раз всегда и подводило «единороссов».
На следующий день, 11 июня, горизбирком огласил окончательные итоги выборов.
Победил кандидат от партии «Единая Россия», и.о. главы Красноярска Эдхам Акбулатов — 69,37% голосов избирателей. На втором месте самовыдвиженец Алексей Подкорытов — 12,03%. Третье — у кандидата от «Справедливой России» Александра Коропачинского — 11,33%. Четвертое место у кандидата от КПРФ Михаила Осколкова — 4,25%. Остальные три кандидаты получили менее одного процента.
Явка красноярцев на выборы мэра 10 июня составила 21,25%. По словам председателя горизбиркома Анны Лисовской «выборы прошли спокойно и без нарушений».
Принимая поздравления, новый глава города Эдхам Акбулатов отметил, что он «будет мэром для всех красноярцев».
После оглашения результатов выборов члены объединенной коалиции собрались вместе, подвели итоги и приняли решение в таком же составе в следующем году идти на выборы в городской совет.
По мнению Александра Коропачинского, главным итогом прошедших выборов можно считать объединение различных политических сил. «Все, что было в эти месяцы в Красноярске, не заканчивается, а продолжается. Все гражданские инициативы, полезные начинания, я думаю, будут развиваться, — считает он. — Мы можем договариваться и преодолевать политические разногласия». Оппозиционер заявил, что, несмотря на поражение, он остается в политике. «За последние полтора-два месяца избирательной кампании, посмотрев, куда нас ведут, я только укрепился в своем выборе. Я готов брать на себя обязательства и отвечать за то, что я делаю», — сказал Александр Коропачинский.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Виктор Хребтов, Свободная Пресса/ Юрий Золотухин