В понедельник будущее «эсера» Геннадия Гудкова в качестве депутата Государственной думы стало еще более призрачным. Профильная парламентская комиссия, рассматривавшая материалы, поступившие из Следственного комитета и прокуратуры в отношении Гудкова-старшего, решила, что последним «не соблюдены ограничения и запреты», установленные законом о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации. Комиссия под председательством «единоросса» Владимира Васильева установила, что Геннадий Гудков занимался предпринимательской деятельностью, что несовместимо со статусом депутата. Восемь членов комиссии проголосовали за данное решение, пять были против и один воздержался.
Теперь «делом Гудкова» займется совет Госдумы, после чего вопрос о лишении его депутатского мандата будет вынесен на пленарное заседание нижней палаты парламента. С учетом действующего регламента это произойдет, скорее всего, в нынешнюю пятницу — накануне объявленного оппозицией «Марша миллионов». Чем закончится голосование, предсказать нетрудно. «Парламентское большинство проголосует за досрочное прекращение депутатских полномочий „эсера“ Геннадия Гудкова», — заявил лидер фракции партии «Единая Россия» Андрей Воробьев. Поддержать «ЕдРо» в этом вопросе собирается и ЛДПР, сообщил «Интерфаксу» в понедельник вице-спикер Госдумы от этой фракции Игорь Лебедев.
Сам Гудков назвал эту ситуацию «позорным судилищем». «Я не боюсь сдать мандат,— сказал он — Я боюсь, что Россия вновь окажется страной с трагической историей. Я выйду на марш протеста 15 сентября, и пусть они меня арестовывают, пусть задерживают», — добавил он.
В свою очередь лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов сообщил журналистам, что намерен обсудить вопрос о лишении Г. Гудкова депутатских полномочий с президентом Путиным. Правда, пока это ему не удается.
Илья Пономарев, депутат Госдумы, «Справедливая Россия»:
— Быстрота принятия решения профильной комиссией меня не удивляет. Госдума сейчас все делает в пожарном порядке, и «Единая Россия» устроила в последний месяц законодательную истерику. Если бы с той же оперативностью «единороссы» принимали социальные законопроекты — цены бы им не было. Но быстро партия власти делает одно — закручивает гайки в политической системе.
В сущности, Геннадий Гудков ничего не нарушил, речь идет об эпизоде 2008 года и не имеет к парламенту нынешнего созыва никакого отношения. Более того, аналогичные обвинения можно предъявить, по меньшей мере, 97 депутатам-«единороссам», но никто этого почему-то не делает. Мы, конечно, будем защищать Гудкова. В ближайшее время начнется заседание фракции, на котором будем решать, как это делать.
«СП»: — Насколько опасен прецедент с лишением Гудкова мандата?
— Я считаю, этим открывается ящик Пандоры. Получается, теперь одна фракция может лишать другую депутатских мандатов? Это неконституционно. Я понимаю, если бы парламент принял закон, о котором мы много раз говорили — чтобы избиратели могли отзывать своего депутата: это нормально и хорошо. Но чтобы «Единая Россия» лишала мандатов «Справедливую Россию» — это противоречит логике работы парламента…
— Решение однозначно политическое. Вся эта история тянется еще с выборов депутатов Государственной Думы 4 декабря, — говорит коллега Пономарева, член бюро Московского отделения партия «СР» Максим Чирков: — Мало того, что они и так были сфальсифицированы, так теперь еще и тех неподконтрольных депутатов, которых тогда выбрали, пытаются выгнать из законодательного органа. Если бы Геннадий Гудков не стал проводить такую жестко оппозиционную линию, то, конечно, его бы сегодня никто не трогал. Поэтому подобное избирательное применение законодательства — это явная борьба с оппозицией, направленная на ее устрашение. Люди, которые участвуют в митингах, видят, что если «прижать к ногтю» можно даже депутата, то с обычными людьми обойдутся еще жестче: могут лишить бизнеса, завести дело об административном или даже уголовном правонарушении.
«СП»: — «Справедливая Россия» намерена добиваться того, чтобы такие же правовые принципы применялись по отношению и к остальным депутатам Госдумы?
— Сейчас все усилия направлены на то, чтобы сохранить мандат депутата Гудкова. Публикации разоблачений «единороссов» — это психологическое действие, которое вряд ли на что-то повлияет, но это необходимо. Пусть хотя бы те же члены «Единой России», которые голосуют против Гудкова, посмотрят на себя со стороны, и им станет стыдно за то, чем они занимаются. Придумали бы хоть какой-то другой повод, если он им так мешает. А сейчас складывается такая ситуация, что люди, которые не имеют никакого отношения к его выборам в качестве депутата, лишают его полномочий, которыми его на законных основаниях наделили избиратели Москвы. Нынешний случай практически беспрецедентный: мы можем вспомнить пример Мавроди, но тот был осужден за мошенничество в крупных размерах, а теперь Гудкова ставят в один ряд с ним.
Депутат Государственной Думы от КПРФ, член Комиссии по контролю за декларациями депутатов Владимир Федоткин:
— Если уж мы говорим о какой-то государственности, то в России все должно делаться по закону, перед которым все должны быть равны. Нам нужно посмотреть на всех депутатов и выяснить, кто у нас не укладывается в рамки действующего законодательства. Тем более, что мы знаем, у кого есть собственность и кто чем управляет в России и за рубежом. Необходимо вынести вопрос на пленарное заседание и проверить депутатов с помощью соответствующих органов — в их числе и Гудкова. А после проверки либо установить, что закон не нарушен, либо передать дела следствию. Тогда это было бы логично и правильно. А выхватывать одного только потому, что он что-то не так сказал, нельзя — это называется «преследование» и выглядит как пример устрашения: сегодня Гудкова, а завтра кого-то еще. И эта цепочка может продолжаться долго, пока не вычистят всех инакомыслящих под видом нарушения закона. Но это уже не демократия и не правовое государство, поэтому единственно правильный выход — вынести на пленарное заседание всех, кто располагает такой же собственностью, как Гудков, а их наберется, вероятно, больше половины от всей Госдумы. А так ему сейчас такую рекламу сделали по всей стране, что теперь можно хоть в президенты идти. По-моему, это самый глупый шаг со стороны законодательного органа, который показывает, как не надо исполнять закон.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Екатерина Штукина