Политика

Грузия открывает «ящик Пандоры»

В Тбилиси заговорили о восстановлении сообщения с Россией

  
141

В пятницу в российских СМИ со ссылкой на грузинского госминистра по реинтеграции Пааты Закареишвили появилась новость о намерении нового правительства Грузии восстановить железнодорожное сообщение с Россией через Абхазию. Первый смелый шаг новых грузинских властей. Если, конечно, все сказанное не останется только словами. Шаг логичный, ибо правительству Иванишвили нужно осуществить то, что привело его во власть - его «грузинскую мечту». Разумеется, без нормализации отношений с Россией мечта неосуществима. Шаг смелый, ибо последствия могут быть трудно предсказуемыми и изменить державшийся 20 лет на южном Кавказе статус-кво.

20 лет между Грузией и Россией, а, следовательно, и Россией и Арменией, отсутствовало железнодорожное сообщение (а между последними и вовсе любое, кроме воздушного), 20 лет поезда по территории Абхазии ходили только на север — южнее Сухума дорога была в непригодном состоянии, а после платформы Ачгуара и вовсе разобрана. 20 лет Абхазия находилась практически в полной изоляции, если не считать сообщения с Россией по суше и с Турцией по морю. Открытие железной дороги несомненно нарушит эту изоляцию. Но что это даст Абхазии и Грузии?

Как известно, вопрос об открытии дороги не раз поднимался, однако всякий раз тормозился грузинской стороной, так как правительство сначала Шеварнадзе, а потом Саакашвили хотело выторговать для себя решение вопроса с беженцами. Они и сейчас на это рассчитывают. По словам все того же Закареишвили, этот вопрос с открытием железной дороги решится сам собой.

Может, и решился бы, если бы эта тема не встречала жесткого сопротивления абхазской стороны. В идеале все могло бы быть как у Молдовы с Приднестровьем: свободное грузовое и пассажирское сообщение, свободное передвижение граждан по обе стороны границы. Там они тоже долго не могли договориться на такие темы, как плата за транспортировку грузов, дорогу то открывали, то закрывали. Но столь болезненного вопроса, как вопрос о беженцах, никогда не стояло. Для Абхазии вопрос не просто болезненный. Это вопрос национальной безопасности. Ведь если все беженцы из Грузии вернутся, это будет началом конца абхазской независимости, и по обе стороны Ингури это прекрасно понимают.

Конечно, нельзя вот так просто взять и вернуть беженцев. Речь даже не о том, что возвращать их некуда — потерянного движимого и недвижимого имущества им никто не компенсирует. Абхазия теоретически согласна вернуть лишь тех, кто признает ее подданство, соответственно, отказавшись от грузинского. Это невозможно без признания Грузией абхазских паспортов, то есть, без признания независимости, что даст хоть какую-то гарантию того, что Грузия в случае чего не бросится наводить там «конституционный порядок» руками собственных граждан.

Вопрос о предоставлении гражданства этническим грузинам до сих пор один из самых острых в Абхазии: подавляющее большинство общественности против, однако предоставление гражданства жителям Галльского района (а их несколько десятков тысяч) может помочь некоторым политикам добиться результата на электоральном поле. Палка о двух концах, одним словом.

Кстати, все тот же Закареишвили уже осторожно заикнулся о признании абхазских паспортов, говоря, правда, не совсем о признании, а о том, чтобы «считать эти документы действительными на территории Грузии и уровнять их в правах с грузинскими удостоверениями личности, чтобы их обладатели пользовались теми же правами, что и другие». Официально признать паспорта — означает признать независимость. А тут вроде компромисс. Де юре не признаем, но де факто всех уравниваем в правах (разумеется, с целью последующей интеграции, то есть, поглощения).

Не думаю, что абхазы пойдут на такой компромисс. В качестве компенсации за открытие дороги с их стороны нужно что-то выторговать. Что-то ценное, признание паспортов — идеальный вариант. Скорее, речь пока может идти только об открытии грузового сообщения, причем не между Грузией и Абхазией, а между Россией и Грузией и Россией и Арменией, за что абхазы несомненно попросят «помочь материально». Приведет ли это со временем к открытию пассажирских перевозок? И вообще, кто и на чьи деньги будет восстанавливать убитую в хлам дорогу — тоже вопрос открытый. Ведь пока речь идет о «мечте», а в мечте всегда должно быть место загадке.

Но еще об одном моменте хотелось бы поговорить отдельно. Открывая железную дорогу, Грузия разрушает многолетнюю изоляцию не только Абхазии. Все время своей независимости Грузия занимала особое положение на Кавказе, являясь своего рода региональным арбитром в условиях конфликта Армении с Азербайджаном и единственным надежным транзитером нефти и газа в обход России. Фактически ее в такое положение ставила блокада Армении, обрывающая связи Еревана со своим главным и единственным союзником — Москвой.

Снятие блокады Армении в свете усиливающейся опасности новой войны с Азербайджаном сильно меняет расклад сил. Ведь Баку, все последние годы наращивающий военный потенциал, имел все шансы поквитаться за прошлые поражения с Ереваном, который мог рассчитывать разве что на блицкриг и никак не был готов к затяжной войне. Так что Тбилиси тут фактически открывает ящик Пандоры, делая сценарии дальнейшего развития геополитической обстановки в Закавказье совершенно непредсказуемым. Причем явно не в свою пользу.

Вывод напрашивается сам собой. Сохранять статус-кво вечно нельзя, держать в замороженном состоянии собственный внутренний конфликт, а тем более конфликт соседей — тоже нельзя. Остается надеяться на то, что будет, как в шахматах «белые начинают и выигрывают». А для этого крайне необходимо немедленно, пока противостояние Армении и Азербайджана не переросло в горячую фазу, пока Запад не влез в Иран, заручиться поддержкой России. Как Грузия это уже делала на протяжении веков нашей совместной истории. И тут уж можно забыть об «оккупации». Важно сохраниться на карте, желательно не растеряв позиций. А при возможности и хапнуть чего.

Фото: Валерий Мельников/Коммерсантъ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня