18+
пятница, 24 марта
Политика

Александр Рар: Антикризисные приоритеты написаны, чтобы сунуть их в нос низшим чинам

Путин озвучил приоритеты для выхода из кризиса

  
5

В рамках программы антикризисных мер премьер-министр РФ Владимир Путин предлагает разработать план снижения дефицита бюджета, который в 2009 году составит около 3 триллионов рублей, или 7,4% ВВП. «Уже сегодня необходимо иметь план снижения бюджетного дефицита и неукоснительно следовать ему в 2010 и в последующих годах», — заявил премьер на заседании правительства. В целом пакет антикризисных мер насчитывает семь приоритетных направлений, первые три — социальная защита граждан, сохранение промышленного и технологического потенциала экономики и активизация внутреннего спроса за счет преференций для российских товаров. Окажутся ли эти меры эффективными, рассуждают наши эксперты.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

— Все эти семь пунктов, на самом деле, просто набор лозунгов. Заявленные меры очень правильные, очень нужные. Правда, они сильно запоздали. Но при желании их можно назвать своевременными, потому что лучше поздно, чем никогда. Однако достаточно совместить их с тем же самым бюджетом, чтобы сразу стали возникать серьезные вопросы. Возьмите пункт первый — социальная защита граждан. Вроде, все правильно сказано. Но есть маленький нюанс. Когда говорится, что обязательства будут выполнены все до последней копейки, при этом совершенно не учитывается, что в реальности у нас идет очень большой рост цен, который официальный показатель инфляции отражает крайне незначительно. Многие страдают от роста цен, и тех денег, которые им были обещаны в прошлые годы, недостаточно не то что на лучшую жизнь, но и на прежнюю. Сегодня происходит стремительное обеднение огромной массы людей. Если вспомнить историю, в 1992 году деньги, которые «сгорели» в Сбербанке, никуда не делись, они лежали на счетах. Просто их покупательная способность упала в тысячу раз. Государство тогда тоже выполнило свои обязательства до последней копейки. У вас лежало 600 рублей, на которые можно было жить полгода, а осталось 600 рублей, на которые нельзя прожить один день. Люди воспринимали это, как один из самых грандиозных обманов, хотя юридически это обманом не было: сколько обещали, столько и отдали. Просто цены выросли. То же самое сейчас. Когда обещают отдать все, что обещано, тактично умалчивают, что старых цен нет. Кстати, у нас доля семей, которые имеют кредит, выросла во всех социальных группах, кроме среднего класса. У нищих, у бедных, у всех, кто находится ниже среднего класса, доля кредитов выросла. Это произошло не потому, что бедные вдруг набрали кредитов, а потому что кредиты раздавливают благополучные семьи, переводят тех, кто еще недавно был средним классом, в разряд обедневших людей. Но правительство не обращает внимание на проблемы, с этим связанные. Так что слова правильные, но я слышу правильные слова с 1986 года, когда начал интересоваться экономикой и поступил на первый курс университета. И они, эти слова, ничего не решают.

Алексей Зудин, политолог, руководитель департамента Центра политических технологий:

— Можно говорить о появлении некой интегрированной стратегии, которая включает в себя как собственно антикризисную программу, так и продолжение в новых условиях стратегических линий плана долгосрочного развития, известного как «2020». Все семь приоритетов выглядят логично и взаимоувязанно. В рамках этой новой, уточненной программы сделана попытка сбалансировано учесть все ключевые цели — и поддержание социального равновесия, и продолжение курса на развитие промышленного потенциала, и подключении энергии бизнеса к развитию, экономики. Плюс понимание того, что все эти меры смогут сработать только в случае, если будет соблюдено макроэкономическое равновесие. Каждое из семи направлений — важное. Особенно — развитие промышленного потенциала, ориентация на внутренний спрос, элементы импортозамещения. Все это свидетельствует о том, что правительству удалось выработать подход, в рамках которого борьба с кризисом сочетается с сохранением долгосрочной стратегии. В какой мере удастся удачно двигаться по всем заявленным направлениям, покажет будущее. В данном случае, главным и принципиальным является сведение воедино антикризисной и стратегической составляющей.

Александр Рар, политолог, директор программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике:

— Я бы сказал, это российская манера, российская политическая схема — таким образом составлять возможную программу правительства. Раньше составляли планы пятилеток. Потом годами искали русскую идею. Думаю, в этом наборе все звучит правильно, но я не вижу в этом российской специфики. Всеми этими вопросами занимается любое государство, в том числе и Германия. Если бы г-жа Меркель опубликовала список, что ей хочется сделать, он совпал бы со списком российских приоритетов процентов на 80. Думаю, это делается просто для успокоения населения, и как сигнал бюрократам. Как им действовать. Потому что в России даже времен кризиса, к сожалению, бюрократы третьего-четвертого уровня не могут принимать никаких самостоятельных решений, они все время смотрят, что скажут наверху. Поэтому такие вещи и делаются — наверху командуют, схемы самые простые и примитивные разрабатывают, а потом суют низшим чинам в нос, чтобы они понимали, как действовать или не действовать дальше. Это вполне в советских традициях. Но, опять, ничего неправильного в этих схемах нет. Думаю, есть еще одна вещь. В России долго шел спор, начиная с октября прошлого года, когда финансовый кризис начался, нужно ли ставить во главу угла социальные приоритеты, те нацпроекты, которые разрабатывал Дмитрий Медведев еще как кандидат в президенты. И вот этот пункт вышел на первое место. Это, думаю, победа Медведева против групп, не скажу — Путина, других влиятельных групп в российском истеблишменте, которые считают, что нужно в первую очередь отстраивать Россию как сильное государство, использовать момент, когда Америка слабая, чтобы вооружаться. Эта группа тоже получила свою поддержку в этой программе, но ее интересы не на первом месте.

Семь приоритетов антикризисной программы

На первом месте стоит приоритет по социальной защите граждан. «Публичные обязательства перед гражданами будут выполняться в полном объеме». Защита будет осуществляться как от безработицы, так и по линии наиболее уязвимых социальных слоев.

Вторым приоритетом является сохранение промышленного и технологического потенциала экономики.

Третьим приоритетом является активизация внутреннего спроса по разным направлениям, в том числе и за счет импортозамещения и за счет введения определенных преференций для российских товаров по отношению к иностранным там, где это возможно и целесообразно. Четвертым приоритетом является соответствие антикризисных мер долгосрочным приоритетам развития страны, которые вытекают из концепции долгосрочного развития России до 2020 г.

Пятым приоритетом является снижение административных барьеров для бизнеса, включая противодействие коррупции и развитию малого и среднего бизнеса.

Шестым приоритетом является поддержка национальной финансовой системы, включая банки, финансовые рынки и небанковские финансовые организации.

Седьмым приоритетом является проведение ответственной макроэкономической политики, ориентированной на показатели инфляции, которые поставлены в уточненном прогнозе /13−14 проц в 2009 г/.

(По материалам Прайм-ТАСС)

Фото [*], [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;