
Москва определилась, как ответит Вашингтону на принятый американским конгрессом «закон Магнитского». Планы озвучил на «круглом столе» в Госдуме прокремлевский политолог, первый зампред комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов. «На мой взгляд, наш ответ должен быть весьма симметричен — должна быть принята поправка на запрет на въезд в Россию и арест активов тех лиц, которые виновны в нарушении прав человека», — заявил депутат. Поправки, пояснил господин Никонов, коснутся не только тех, кто имеет отношение к содержанию в тюрьме Виктора Бута, но и тех, кто прямо участвовал в пытках в Гуантанамо, совершал военные преступления в Ираке, в Афганистане, совершал преступления против человечности в бывшей Югославии.
Напомним, сыр-бор в российских верхах разгорелся в минувшую пятницу, когда нижняя палата конгресса США одобрила «закон Магнитского». Законопроект № 6156 одновременно отменил в отношении России действие поправки Джексона-Вэника и ввел визовые и финансовые санкции против российских чиновников, причастных к коррупции и «ответственных за внесудебные убийства, пытки или иные грубые нарушения международно признанных прав человека», в числе которых «свобода религии, самовыражения, союзов и собраний, а также право на справедливый суд и демократические выборы». «За» проект закона проголосовали 365 американских депутатов, «против» — всего 43.
Этот вполне ожидаемый результат вызвал резкую реакцию Кремля. С официальным комментарием тут же выступил МИД РФ, грозно предупредив янки, что новый закон не сойдет им с рук. Вполне в советских традициях российские дипломаты намекнули, что США снова лезут во внутренние дела России. Впрочем, негодование лукавое: МИД «забыл», что в соответствии с Московским документом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входят США и Россия, «вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер» и «не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства».
Высказался по ситуации и пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. По его словам, голосование в палате представителей «безусловно показывает, что некоторые сегменты российско-американских двусторонних отношений так и не стали подвержены перезагрузке». «Разумеется, адекватный ответ последует», — пообещал господин Песков.
Ответ, как свидетельствуют слова Вячеслава Никонова, ждать себя не заставит. Правда, остается открытым вопрос: станет ли высшим российским чиновникам, которым по «закону Магнитского» запретят въезд в США и заблокируют счета в американских банках, легче от мысли, что американские тюремщики не смогут больше приехать в Россию?
«Закон Магнитского говорит об отношении Запада к коррупционным делам в России», — уверен политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
— Когда закон вступит в силу, фигуранты некоторых коррупционных дел могут подвергнуться преследованию не только в России, но и за ее пределами, — говорит Павловский. — Не исключено и возбуждение на Западе дел против тех или иных российских должностных лиц, замешанных в коррупции. Это крайне неприятно для самих этих лиц, отсюда и общие слова о вреде закона Магнитского для России…
«Я считаю закон Магнитского пророссийским», — утверждает политолог Федор Крашенинников.
— Напомню, с июля 2012 года визовый режим с США существенно смягчен — гражданам РФ, по приглашению принимающей стороны, оформляют американскую визу в упрощенном порядке стразу на три года, — говорит Крашенинников. — Поэтому рассуждать о русофобии американцев не приходится. Наоборот: по отношению к гражданам России США демонстрируют режим наибольшего благоприятствования. «Законом Магнитского» американцы просто правильно расставили акценты — сместили негативные последствия принятия облегчения визового режима на российских чиновников и силовиков. Именно у этих россиян есть в США банковские счета и недвижимость, по ним закон Магнитского бьет.
«СП»: — Кремль может, как обещает Песков, «адекватно ответить» Америке?
— Нынешняя истерика по поводу «не простим и отомстим» — это просто смешно. Россия не может дать симметричный ответ на «закон Магнитского» хотя бы потому, что счетов и недвижимости в России у представителей американской элиты нет. Истерика как раз и объясняется тем, что по российским чиновникам больно и грамотно ударили, а ответить они не могут.
Проблема еще и в том, что сегодня внешняя политика России находится в тупике, из которого непонятно как выходить. У нас фактически нет союзников, которые могли бы вступиться за нас на международной арене. На мой взгляд, сегодня повторяется ситуация XIX века, когда внешняя политика Российской империи загнала ее в Крымскую войну, и когда она осталась одна против всего мира. Войны сегодня, слава Богу, не предвидится, но Россия точно осталась в одиночестве.
«СП»: — Российский МИД в своем комментарии намекает, что американцы сами негодяи, которые не соблюдают права человека. Кто все-таки хуже — «циничные» американские политики или наши коррумпированные чиновники?
— В данном случае, реакция МИДа из разряда «сам дурак». Да, в США тоже, случается, нарушают права человека, там тоже есть злоупотребления, о которых рассказывают американские правозащитники. Но говорить об особой циничности США не стоит, потому что в России положение с правами человека и вовсе аховое. Как говорится, чья бы корова мычала…
«СП»: — Можно ли сказать, что закон Магнитского не возник, если бы наша элита не держала деньги на Западе, не стремилась к легализации там капиталов, не настаивала, чтобы западная элита относилась к ней как к ровне?
— Конечно. Если бы у российской элиты не было бы денег и недвижимости в США, закон Магнитского ее не касался бы. Если бы такой закон приняли во времена Хрущева или Брежнева, в окружении советских лидеров просто бы не поняли, о чем идет речь. В том-то и дело, что Штаты, принимая такой закон, точно знают, по кому они бьют из российской элиты, чьи деньги в каких американских банках лежат. Закон Магнитского — еще один удар по российской правящей верхушке. Но в ударе виновата, прежде всего, сама российская элита, которая сделала себя уязвимой.
«Не надо смешивать интересы нескольких десятков фигурантов „закона Магнитского“ с интересами России», — предупреждает профессор МГИМО, лидер партии «Новая сила» Валерий Соловей.
— «Закон Магнитского» ущемил интересы именно российской элиты, он никак не отражается на интересах российского общества, — говорит Соловей. — Под ударом оказались несколько десятков человек, которые, по мнению США, причастны — или могут быть причастны — к нарушениям прав человека и коррупции. Этот закон — политическое избирательное оружие, и такое оружие, как показывает практика, очень действенная штука. Почему наша элита оказалась под ударом? А где она хранит деньги, где отдыхает, где учатся ее дети? Ответ очевиден: на Западе. Истерия вокруг «закона Магнитского» объясняется тем, что элита прекрасно понимает: принятие закона американским конгрессом породит цепную реакцию — аналогичные «списки» будут приниматься и в странах Евросоюза. И не дай Бог, нечто подобное примут в Великобритании — тогда «закон Магнитского» станет настоящей катастрофой. Получится, наши чиновники напрасно трудилась на ниве служения Родине, раз в Лондон не смогут поехать — к своим семьям, своей недвижимости. Более чувствительный удар трудно придумать.
Что касается ответа России… Американцы не едут к нам жить, учиться и отдыхать, и свои деньги в российских банках они не хранят. Единственный пункт, в котором мы можем повлиять на США — это соглашения с транзитом американских грузов, военных через территорию РФ в Афганистан. Их Россия теоретически может попытаться дезавуировать, но вряд ли мы на это пойдем. Так что козыри в этой игре на руках американцев, и сами российские власти виноваты в этом.