Весной этого года Ярославль прогремел на всю Россию. Выборы мэра этого города стали событием федеральной политики. На фоне неудачи оппозиционных кандидатов на президентских выборах, в Ярославле 4 марта первый тур голосования завершился победой независимого кандидата Евгения Урлашова. Покинувшего «Единую Россию» местного депутата поддержали все оппозиционные политические силы — от коммунистов до Михаила Прохорова. Единственные, кто не стал поддерживать кандидата — лидеры Болотной, они ссылались на недавнее членство Урлашова в партии власти. Однако рядовые участники протестов трибуну опять не послушали и поехали 1 апреля в Ярославль наблюдать за выборами, на которых был шанс победить «Единую Россию». Я там был, так что могу подтвердить, люди ехали за собственные деньги, чтобы помочь провести честные выборы. В итоге Евгений Урлашов выиграл второй тур с феноменальным для оппозиционера результатом почти в 70%.
В апреле я слышал на участках вопросы: получится ли у него и не придется ли ему вступить в «Единую Россию» в обмен на покровительство федеральной и областной властей? Сейчас на них уже ответить можно.
В партию власти Урлашов не вступил, остается беспартийным, хотя и входит в гражданский комитет «Гражданской платформы», сотрудничает со всеми политическими силами — как правыми, так и левыми. Наконец-то сдвинулось с мертвой точки строительство дорог, стали восстанавливаться парки, остановлены бесконтрольные стройки, решаются вопросы с аварийным жильем. Мэр любит прогуливаться по городу пешком, без охраны, которой у него нет вообще, и я могу засвидетельствовать, что к нему подходят люди и благодарят за работу. Без всяких репетиций и отмашек режиссеров массовки. В целом можно сказать, что у мэра получается больше, чем рассчитывали оппоненты. О доверии людей свидетельствует такой факт. Когда город замело снегом, мэр попросил местных бизнесменов отправить свою технику на уборку улиц. Они отправили, причем, без всяких компенсаций, их не позволяет платить бюджетное законодательство.
Еще одно достижение мэра — проведение в городе честных выборов. 14 октября выбирали муниципалитет, так называется городской парламент. Председатели областной и городской избирательной комиссии сами просили наблюдателей выходить на участки и даже просили привезти их из Москвы. Скрывать им было особо нечего — все участки без исключения были оборудованы КОИБами и видеорегистраторами. В итоге, наверное, это единственные в России выборы, где нет вопросов к избирательным комиссиям. Правда, прокуратура ведет проверку по фактам подкупа избирателей водкой и подарками в округе, где в муниципалитет избрался нынешний глава фракции «Единой России» Павел Зарубин.
Губернатору области не простили провала партии власти. Сергея Вахрукова сменил бывший вице-мэр Ярославля Сергей Ястребов. Нынешний городской глава тот человек, который был к нему в оппозиции. И это, надо сказать, на работе отражается.
Вот, например, одна из самых горячих тем в регионе сегодня — исполнение президентского указа о повышении зарплат учителям до среднего по региону уровня. И указ № 597, и 133 статья Конституции гарантируют муниципалам право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. После обращений мэра к президенту и премьеру область обещает компенсировать лишь половину расходов, хотя всем остальным муниципальным образованиям компенсируют расходы полностью. В городской политике у губернатора есть сторонники. В частности, лидер местного «Яблока» Владимир Зубков на последнем заседании муниципалитета призвал взять все расходы по президентскому указу на бюджет Ярославля.
Наиболее острая для Ярославля проблема — дороги, поэтому неудивительно, что битвы вокруг дорожного фонда не уступают по накалу борьбе за учительские зарплаты. Сначала область хотела выделить 237 млн рублей, сейчас обещанная сумма возросла до 350 мл., мэрия требует 400 млн. Но в данном случае самый принципиальный вопрос — софинансирование. Если раньше город должен был доложить 20% от выделенной суммы, то теперь все 40%, и это при том, что Ярославль и так дает половину областного дорожного фонда. Местный политолог Александр Миклин считает, что такие вопросы между городом и областью надо решать в тиши кабинетов, а не политизировать, как это делает мэрия.
Накалилась ситуация и вокруг муниципального Центрального рынка. Там были маски-шоу, якобы искали черную кассу. Кассу не нашли, однако 40 автоматчиков серьезно напугали торговцев. Нарушения мэрия признает, более того, направлено обращение в Следственный комитет, уголовное дело пока не возбуждено. Мэр Евгений Урлашов говорит, что нарушения были допущены прежней властью и поэтому областное руководство сейчас, после письма следователям, просит всячески замять ситуацию.
Сейчас еще в борьбу с мэром включился ряд депутатов муниципалитета. Местные наблюдатели говорят, что они действуют, как минимум, с одобрения губернатора Ястребова, рассчитывая, таким образом, получить его поддержку на выборах областного парламента в сентябре будущего года. Их активность, конечно, не остается незамеченной в городе. Правда, эта активность для единороссов специфична. Они будто протестные лидеры пишут в Фэйсбук и ходят на митинги в поддержку малого бизнеса, отчеты о которых тоже выставлены на страницах детища Цукерберга.
В Ярославле сложилась ситуация политической конкуренции, аналогичной той, что была в России в 90-е годы, когда президент и парламент имели разные взгляды на развитие страны. В те времена в России одной из главных тем были бюджетные баталии. Наверное, это удивительно для тех, кто не помнит часы, проведенные премьером Черномырдиным на трибуне в диалоге с депутатами. Если молодому поколению интересно, как это было, то можно подсмотреть в Ярославле.
Однако мэр города Евгений Урлашов недоволен тем, как депутаты подошли к бюджетному процессу, хотя по сути это главный документ, который рассматривают местные депутаты.
— Председатель муниципалитета Малютин прислал мне поправки в бюджет для определения позиции мэрии, однако они не смогли даже правильно их оформить — не было ни подписей авторов, хотя вносятся они якобы лидерами фракций «Единая Россия», «Патриоты России» и «Яблоко», ни пояснительной записки. И это произошло 13 декабря, у меня по закону есть десять дней для вынесения заключения по проекту бюджета. Я его представлю даже раньше, в начале недели, а заседание муниципалитета они неожиданно назначили на субботу, 15 декабря, хотя я лично просил рассмотреть бюджет раньше. В субботу я не могу выгонять сотрудников на работу в соответствии со 113 статьей Трудового кодекса, а два моих заместителя, которые должны присутствовать на обсуждении, находятся в командировках. Соответственно, их субботнее решение о принятии бюджета нелегитимно, но они сознательно на него пошли. Более того, они нагнетали ситуацию, заявляя, что я закрою им зал и отключу свет, чтобы не дать собраться муниципалитету.
«СП»: — Какие поправки предложены вроде как тремя фракциями?
— Ну, например, создание аппарата муниципалитета стоимостью 20 миллионов рублей в год, подобного органа никогда ранее не было. Еще предлагают потратить миллион рублей на зарплату Надежде Бабкиной, которую они хотят пригласить в Ярославль на Масленицу. Раньше весь праздник нам обходился всего в 200 тысяч рублей. Они, кстати, публично нигде не говорят, что выбивают «бабки для Бабкиной». Мы ряд разумных поправок одобрили. Те, что не одобрили, мы предложили депутатам вносить самостоятельно на заседание, как это делается, например, в Госдуме. Но депутаты почему-то упорно отказываются сами вносить поправки даже про Надежду Бабкину.
«СП»: — Вы считаете это политическим давлением?
— У меня нормальные отношения с муниципалитетом, мы можем плодотворно работать в интересах города. Но есть группа реваншистов — Алексей Малютин, Павел Зарубин, Игорь Блохин и Владимир Зубков. Первые трое из «Единой России», четвертый из «Яблока», которое у нас в области поддерживает ЕР. Малютин и Зарубин люди из команды проигравшего мне выборы Якушева, их патрону избиратели отказали в доверии, они не могут с этим смириться и всячески пытаются дезорганизовать работу органов власти.
«СП»: — Блохина я часто вижу в соцсетях, будто он там живет.
— Ну, ему надо где-то с людьми общаться…
«СП»: — А отношения с губернатором такие же сложные как с этой группой реваншистов?
— Ястребов, как я выяснил, это единственный губернатор в России, который отказывается выделять деньги в соответствии с указом президента о повышении зарплат учителям. Мы буквально выбили половину необходимых средств, но указ нельзя исполнить наполовину. Прежний мэр наверняка бы не пошел на обострение ситуации и согласился с областной властью. Я же не могу этого сделать, за мной стоят избиратели и мне надо строить детские сады, дороги и решать другие задачи, которых за 23 года правления прошлого мэра накопилось очень много.
«СП»: — Ястребов, как известно, бывший вице-мэр, работавший в команде бывшего мэра Волончунаса.
— Совершенно верно, он отвечал за экономику и строительство. Сейчас я могу констатировать, что экономика города развалена. Сегодня мы пытаемся исправить ситуацию. Например, я полностью прекратил точечную застройку, которую активно осуществляли в Ярославле при поддержке Ястребова. Все МУПы были убыточными, сейчас часть из них не только вышли на ноль, но и приносят прибыль, почти везде пришлось менять менеджмент и ставить современных руководителей.
Но политическое давление на себе я ощущаю, есть желание у них показать, что мэр не справляется. Могу предположить еще, что они мстят мне за отказ продавать городской водоканал, у нас это МУП, сделку тоже готовил Ястребов. Сейчас он в частных беседах часто мне говорит, чтобы я его продал. Не продам.
«СП»: — На муниципальном уровне есть запрос на хозяйственников, а не политиков. Вы же стали одним из немногих мэров областного центра, который одержал политическую победу над кандидатом от «Единой России». Сейчас ваша должность политическая или хозяйственная?
— Да, мэрия, конечно, должна заниматься экономикой, но сейчас мне приходится отвлекаться на политику, втягивают люди с реваншистскими настроениями. Сдаваться я не собираюсь, мне надо отстаивать интересы жителей моего города. Предыдущий мэр шел на поводу у губернатора, поэтому политических проблем у него не было. Я же, повторю, иду на поводу избирателей, выполняю свои предвыборные обещания.
Фото: Дмитрий Виноградов/РИА Новости