
В ночь с 5 на 6 декабря 2012 года в городе Невинномысске Ставропольского края был зарезан 25-летний житель станицы Барсуковской Николай Науменко. В его убийстве подозревается уроженец Чечни Висхан Акаев. Ссора между двумя молодыми людьми произошла неподалеку от ночного клуба «Зодиак». Судя по всему, имел место бытовой конфликт — на Николая Науменко чеченцу пожаловалась местная девушка. Погибший был физически развитым человеком, кандидатом в мастера спорта. Кавказец, понимая, что не одолеет своего противника в честной драке, выхватил нож… Казалось бы, типичный бытовой конфликт — не поделили девушку. Однако «нерасторопность» местных правоохранительных органов, которая дала сбежать убийце на территорию Чечни, возмутили земляков Науменко. Кроме того, тот факт, что уголовное дело на Висхана Акаева заведено по статье «Убийство по неосторожности», дал очередной повод говорить о потакании властей этнобандитизму.
15 декабря у администрации Невинномысска собрались жители, которые требовали объективного расследования убийства. По разным данным митингующих было от 75 до 300 человек. Видя, что на них не обращают внимания, участники акции попытались перекрыть ближайшую улицу. Только после этого к ним вышли глава города Сергей Батынюк и начальник ОМВД полковник Виктор Деменко, которые направо и налево раздавали обещания о том, что в городе будет наведен порядок.
Однако обещания эти мало кого убедили. Мэр Невинномысска попытался перехватить инициативу, организовав встречу с жителями. Правда, время встречи было назначено самое что ни на есть «подходящее», посреди рабочего дня. Несмотря на это практически весь актовый зал на 300 мест был заполнен. Затем, уже 22 декабря, перед зданием городской администрации состоялся митинг, так и не санкционированный властями. Как сообщает местная полиция, за время проведения мероприятия было задержано 37 граждан.
«Свободная пресса» попыталась разобраться, насколько накалена ситуация в Невинномысске.
— Парня жалко, погиб наш брат казак, — говорит помощник атамана Отдельского казачьего общества города Невинномысска Сергей Саенко. — Однако я против того, что из этой бытовой драки пытаются раздуть этнический конфликт.
И от первого митинга 15 декабря было ощущение, что он заказной. Мы, горожане, в большинстве своем узнали о нем из СМИ и интернета.
«СП»: — То есть в городе проблем с этнической преступностью нет?
— Проблема в том, что в стране нет продуманной национальной политики. В Москве нас не хотят слышать уже 20 лет. Еще в 1992-м году мы предупреждали, что в нашем районе ситуация напряженная. Уже тогда похищали людей, увозили в Чечню. А московские чиновники говорили, что мы наговариваем на соседей. Иногда приезжают к нам столичные «шишки», но лучше бы они не приезжали — наломают дров, и обратно — в Москву. Местных особенностей не понимают и не хотят понять.
А с тем, что ситуация на Кавказе сложная, трудно не согласиться. Отток русских идет. Но идет по разным причинам. Зарплаты у многих жителей Ставрополья по 3−5 тысяч рублей. При этом в Москве от нас хотят, чтобы мы не только кормили семьи, но и еще охраняли рубежи родной державы.
А мы ведь здесь живем, все видим. У нас в стране как бы все равны. Но почему-то рядом, в Чеченской республике все строится, деньги огромные вкладываются, а рядом люди живут в нищете. В той же Чечне, кстати. Мы часто ездим в Наурский и Шелковской район этой республики, где наши братья-казаки живут. И видим, что Грозный весь сияет в огнях, там не знают, куда еще деньги вложить, а в этих районах люди хрен без хлеба доедают. Вот о чем надо говорить, а не об этом частном случае с убийством нашего парня.
«СП»: — Все же, насколько показателен этот случай для Невинномысска?
— Ситуацию с уличной преступностью я знаю не понаслышке, потому что вхожу в муниципальную казачью дружину. Ее создали уже больше трех лет назад. Это наша казачья земля, и мы хотим здесь сами поддерживать порядок. Мы дежурим на общественных началах вместе с полицией по ночам. Следим, чтобы с 10 часов вечера несовершеннолетних на улицах не было, обходим все «злачные места». Есть у нас большая проблема, что к нам приезжают «оторваться» ребята из соседних кавказских республик. Там им ничего нельзя, законы строгие. А сюда они приезжают на несколько дней и чувствуют вседозволенность. Пошумят — и побежали к себе домой. А если какое-то происшествие случилось с кавказцами — наши чиновники стараются замолчать или сгладить произошедшее. Но вообще какой-то сильно взрывоопасной ситуации я не чувствую. Хотя, может быть, мы привыкли так жить.
Кстати сказать, кто же взял на себя роль организатора народного схода 22 декабря, до сих пор не ясно. Те, кто распространяет в интернете информацию об этом событии, призывая выразить протест властям, в частности писатель и политик Юрий Екишев, от общения с корреспондентом «Свободной прессы» уклонились. Тем временем еще до митинга городские власти попытались «повесить всех собак» на некоего жителя города Невинномысска Илью Карцева 25-ти лет отроду, уже отсидевшего срок по 282-й статье («Разжигание межнациональной розни»), а также «скандально известную организацию «Народная воля», представители которой были замечены на митинге 15 декабря.
— На митинге 15 декабря было мало невинномыссцев. — Говорит редактор городского портала NevinkaOnline.RU Олег Колесниченко. — В местных СМИ пытались замолчать убийство Науменко. И поэтому я считаю, что выйти на улицу все-таки стоило. На прошлом митинге были в основном жители села Барсуковское, откуда и сам погибший. Жители этого села активны, потому что несколько лет назад у них было наводнение, они сплотились, когда восстанавливали свои дома. А у нас люди в городе достаточно разобщены, хотя недовольство властью велико.
«СП»: — Чем это недовольство вызвано?
— Например, на встрече в администрации 20-го декабря говорили о том, что народный сход 22-го декабря несанкционированный, поэтому могут быть эксцессы. Мне так и хотелось встать и напомнить, что у нас летом после выборов мэра, прошедших с грубейшими нарушениями, коммунисты подавали дважды заявку на проведение митинга, и дважды им отказывали.
Не случайно, что на этой встрече в администрации активно поддерживали и аплодировали тем, кто выдвигал городским властям претензии.
Что касается митинга 15-го декабря, обращает внимание, что он был хорошо организован. У нас все-таки глухая провинция, с редких протестных акций в лучшем случае я могу разместить на своем сайте фотографии плохого качества. А с этого митинга были сделаны вполне качественные видеонарезки, которые гуляют по интернету.
«СП»: — Много говориться о том, что русские уезжают с Северного Кавказа и даже Ставрополья. Насколько можно судить по информации в интернете, значительно сократилось и население Невинномысска. С чем это связано?
— Население у нас сокращается в основном потому, что в городе нет работы в достаточном количестве. Если человек имеет хорошую востребованную специальность, он старается уехать. Администрация у нас собирается открыть технопарк, они отрапортовали, что там будет создано 15 тысяч рабочих мест. Однако если реально посмотреть — там будет занято чуть более полутысячи человек.
Что касается межэтнических проблем в городе, то они не настолько остро стоят, чтобы люди все бросали и уезжали.
Да, жителей раздражает, когда громко включают лезгинку, да, иногда приходится слышать, что случаются драки между русскими и кавказцами. Неслучайно на встрече в администрации прозвучала фраза о том, что представить, чтобы казаки приехали в Грозный и кого-то там зарезали, невозможно.
— Теоретически подобная ситуация могла произойти в любом городе Ставрополья — Кисловодске, Светлограде, Кавминводах, — рассказывает ставропольский журналист Антон Чаблин . — Но Невинномысск — рабочий город с преобладающим русским населением, где не так много приезжих из соседних республик, поэтому такие эксцессы там заметнее.
— Конфликт в Невинномысске — бытовой, — уверен лидер общественно-политического движения «Русское единство Кавказа» Сергей Попов. — Но это уже не первый случай, когда наши соседи пускают в ход ножи по ничтожному поводу. Надо их отучать. Совсем недавно получила огласку схожая история, когда дагестанский чабан убил русского немца. Целый год до преступления на этого чабана жаловались в правоохранительные органы, что он пасет скот без всяких документов на чужой земле. Но власти не обращали внимания, пока не произошло убийство.
Местная власть настолько коррумпирована, что любой конфликт, где сталкиваются люди разных национальностей, вызывает то, что в медицине называют «парадоксальная фаза» — небольшой укол вызывает шок во всем организме. И когда люди понимают, что обращаться за помощью некуда, они начинают выходить на улицы.
Убийца Науменко, кстати, убежал в Чечню. И если бы не общественное возмущение, никто бы его всерьез не стал искать.
С Чечни сейчас, как раньше с Дона, выдачи нет. Исключения бывают, но очень редко.
Если ситуация будет накаляться, Ставрополье просто взорвется — народ устал терпеть. Есть примеры, когда уже сами казаки хватаются за ножи. В Минеральных водах местные казаки в драке зарезали двоих и ранили одного кавказца. То есть начинают себя вести как горцы. Ничего хорошего в этом нет. А кто виноват? Со всей ответственностью заявляю, что именно продажные русские чиновники в Ставропольском крае создают условия для межнациональных конфликтов.
Кстати, и полпред президента Хлопонин здесь на Кавказе показал свою полную некомпетентность в межнациональных отношениях. В спорах между регионами полпред практически всегда становится на сторону кавказских республик.