15 января стартовала весенняя сессия Государственной Думы. Председатель нижней палаты Евгений Нарышкин, открывая первое после новогодних праздников пленарное заседание, сказал, что депутатам придется немало потрудиться. Хорошо потрудилась Госдума и в минувшую сессию — особенно по выдаче на-гора репрессивных законов.
Некоторые из стана несистемной оппозиции уже прозвали нижнюю палату «взбесившимся принтером», намекая на полную подконтрольность депутатов исполнительной власти и их готовность принимать любые законопроекты, спущенные из Кремля или Белого дома. Тем не менее, оппозиционные фракции готовы вносить свои предложения.
— На этой сессии для нашей фракции первоочередной вопрос — повышение социальной защищенности граждан. Мы считаем, что государство должно искать выход из кризиса не за счет малообеспеченных слоев, а за счет богатых. Поэтому будем вносить проекты законов о прогрессивном подоходном налоге, о налоге на роскошь, поднимать вопрос о сокращении государственного аппарата. Сегодня чиновников в России втрое больше, чем было в Советском Союзе, - рассказал «СП» о планах фракции КПРФ депутат-коммунист Вадим Соловьев. — Также в числе наших законодательных приоритетов — повышение минимальной заработной платы, увеличение размера пенсий. Мы намерены рассмотреть закон о детях войны, вернуться к рассмотрению законов, связанных с образованием и медициной. Будем вносить проекты поправок в законы, которые касаются возврата льгот, которых были лишены родители и дети. Это оплата детских садов. Возвращение сиротам права получения гарантированного среднего и высшего образования, возврат льгот сельским учителям.
Свои предложения, направленные на улучшение жизни в стране, подготовила и фракция «Справедливая Россия».
— Законодательные инициативы нашей фракции лежат в плоскости борьбы с высокими тарифами и коррупцией, — говорит депутат-эсэр Дмитрий Гудков — Кроме того, наша фракция собирается заняться проблемами ЖКХ. Мы собираемся сделать регулируемыми и прозрачными тарифы естественных монополий. Что касается борьбы с коррупцией, лично я внес законопроект, который расширяет перечень родственников чиновников, обязанных подавать декларацию. Сегодня речь идет только о супругах и несовершеннолетних детях. Я предлагаю этот список дополнить всеми ближними родственниками.
Точно такой же законопроект мы будем готовить в области декларации расходов. Здесь тоже надо расширить список родственников. Мы также будем настаивать на ратификации 20-й статьи конвенции ООН о борьбе с коррупцией (о незаконном обогащении — «СП»). Еще одна законодательная инициатива — подготовка вместе с Ильей Пономаревым закона о цифровом равенстве и о конституционном праве наших граждан иметь доступ в интернет.
Насколько велика вероятность того, что эти и другие предложения парламентской оппозиции поддержат другие депутаты? Прежде всего — из «Единой России», имеющей в Госдуме большинство?
— Шансов, если честно, мало. Мы это понимаем, — говорит Вадим Соловьев — Рассчитываем на поддержку депутатов «Справедливой России» и ЛДПР, на часть депутатов из ЕР. Но нужно быть реалистом. Сегодня у идущих в одном направлении единороссов и лдпровцев две трети мандатов. В этой ситуации сложно рассчитывать, что нам удастся переломить ситуацию. Но отдельные законы, как я предполагаю, все-таки будут приняты. Мы рассчитываем на поддержку президента страны, который дал указание увеличить помощь детям-сиротам. Мы в этом направлении тоже будем продвигать свои инициативы. КПРФ говорит об этих проблемах уже более десятка лет. Учитывая, что президент занял позицию поддержки этой категории населения, надеемся на принятие некоторых наших законов.
Дмитрий Гудков:
— Шанс на успех у нас минимальный. Но для принятия наших предложений необходимо наличие политической воли. И я уверен, что в течение двух-трех лет эта политическая воля появится. Наша задача — подготовить профессиональные документы, чтобы их можно было представить в любой момент. «Единая Россия» будет делать все, чтобы эти законопроекты не были приняты. По крайней мере те, что касаются борьбы с коррупцией и регулирования тарифов. Но через год ситуация может поменяться. Потому что протест растет и никуда не исчезает. 13 января мы увидели, что граждане готовы выйти на очень массовую акцию против «антисиротского» закона. Политическая ситуация будет меняться.
Пока же представители оппозиционных партий делают неутешительный прогноз.
— Сейчас ЕР озабочена законами, которые создают односторонние преимущества на предстоящих выборах, — говорит Вадим Соловьев. — Уже в феврале ждем новых законов о выборах в Госдуму, изменений в федеральное выборное законодательство. Все эти акты направлены на то, чтобы с помощью административных ресурсов создать максимум преимуществ ЕР на предстоящих выборах. Ведь выиграть на честных выборах эта партия уже не в состоянии. Мы ждем перехода на смешанную систему выборов (по партийным спискам и по одномандатным округам — «СП»), введение системы «империале» (распределение мандатов, приходящихся на голоса не преодолевших проходной барьер партий, в пользу одного победителя — «СП»). Мы также предполагаем, что единороссы будут проталкивать ужесточение административной и уголовной ответственности, в том числе и за проведение уличных акций, за экстремизм, введение ответственности за критику власти. То есть двигаться в направлении ограничения прав оппозиции. А вот с точки зрения защиты прав граждан, повышения их социального обеспечения от партии власти в ближайшее время ожидать не приходится.
— Да, будут попытки закручивания гаек, организации репрессий со стороны власти, — согласен с депутатом-коммунистом эсер Дмитрий Гудков. — Но пока это дает противоположный эффект: люди становятся только более радикально настроенными.
Политолог Анатолий Баранов тоже далек от оптимизма. По его мнению, принятие различных скандальных законов только продолжится:
— Что Госдума будет вести себя так, как ведет, я предсказывал еще год назад, когда на площади выходили наши восторженные граждане и праздновали победу. Они говорили: «Смотрите, у „Единой России“ нет в парламенте конституционного большинства». Но у ЕР в Думе 52% мандатов, она может принимать любые неприятные законы. Немало наших сограждан считают избранный парламент нелегитимным, это видно по массовым акциям протеста. Мне кажется, что и в Думе многие депутаты понимают, что они не представляют народ. Поэтому нечего удивляться, что парламент принимает законы не в интересах народа. Очень жаль, что наша несистемная оппозиция забывает о том, о чем сама же говорила год назад. А говорила она о нелегитимности Думы.
«СП»: — Можно ли ожидать, что в весеннюю сессию парламент примет нужные обществу законы?
— Не будем забывать о том, что источником законодательной инициативы могут выступать не только депутаты, сенаторы, правительство и президент, но и граждане. Сейчас мы видим, что Госдума практически целиком одобряет инициативы президента и правительства. Но за последние 20 лет я не припомню ни одного случая, когда бы парламент рассмотрел хотя бы в первом чтении инициативу граждан. По Конституции источник власти у нас народ. В реальной жизни мы видим другую картину: законодательная власть целиком подчиняется исполнительной.
Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости