В ближайшее время Россия попытается кардинальным образом улучшить свой образ в мире. По крайней мере, такой вывод можно сделать из проекта документа, имеющего длинное рабочее название «План мероприятий правительства РФ по осуществлению деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию на базе российских центров науки и культуры за рубежом на 2013−2015 годы». Этот план оказался в распоряжении газеты «Коммерсант», по данным которой главным ответственным органом за международный имидж будет назначено Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество).
Перечень предлагаемых в подготовленном плане мер навевает советские аллюзии людям среднего и пожилого возраста.
Например, в 2017 году Россия проведет у себя Международный фестиваль молодежи и студентов, подобный тем, что в 1957 и 1985 годах проходили в СССР.
Кроме того, планом предусмотрено повышение квоты приема иностранцев (по всей видимости, не из самых развитых стран — «СП») в российские вузы. К концу 2013 года должен быть разработан указ президента России о создании Российского союза обществ дружбы и возобновлении деятельности Дома дружбы с народами зарубежных стран.
Должно быть значительно увеличено число российских центров науки и культуры за рубежом (РЦНК). А те 59, что уже существуют, предполагается модернизированы. Например, в отдельных РЦНК планируется создать филиалы крупнейших российских музеев, а в остальных — их виртуальные представительства. На сайтах этих организаций появится своего рода «гимн России в прозе».
Способны ли подобные меры, во многом основанные на возвращении к хорошо забытому советскому опыту, улучшить имидж России в современном мире?
— Советский опыт внешней пропаганды был далеко не во всем эффективен даже во времена существования СССР, — считает политолог, декан факультета «Социология и политология» Финансового университета Александр Шатилов. — Тот же журнал «Америка» по многим профессиональным показателям превосходил журнал «Советский Союз», издававшийся за рубежом. Не говоря уже про международные общества дружбы, которые развалились практически одновременно с СССР.
Какие-то элементы из прошлого брать можно. Наиболее удачными имиджевыми мероприятиями Советского Союза были, например, всемирные фестивали молодежи и студентов. Хотя это прежде всего работало в отношении стран третьего мира, постколониальных государств.
Сегодня надо выстраивать принципиально новую систему международной пропаганды положительного образа нашей страны. Мы живем в такой реальности, где, как ни парадоксально, экстравагантный поступок Депардье гораздо больше работает на имидж России, чем миллионы и миллиарды рублей, которые тратятся на различные фестивали и культурные центры.
Кроме того, надо дифференцировать зарубежье. В странах СНГ должны применяться одни практики, в странах первого мира — другие. Если власть хочет, чтобы этот процесс был эффективным, нельзя его унифицировать и формализовать.
«СП»: — Если на жителей африканских стран мы еще можем произвести впечатление культурными центрами и фестивалями, то как быть с гражданами западных государств, где далеко не всеё благополучно с имиджем России, особенно в политическом аспекте?
— Здесь надо активней использовать возможности информационных технологий. Необходимо, например, очень тонко, творчески работать с социальными сетями. Нельзя не учитывать менталитет западного человека, который отвернется от любого сайта, если почувствует скрытую и уж тем более открытую пропаганду.
Необходимо также создавать сообщества из иностранцев, которые симпатизируют России, или имеют здесь деловые или иные интересы.
Кстати, среди части элиты на Западе сейчас наметилась пророссийская тенденция. Даже такой откровенный закоренелый русофоб, как Бжезинский, не раз заявлявший о нежизнеспособности России, неожиданно выступил с вполне пророссийскими заявлениями. В них он, в частности, говорит о том, что устойчивая Россия — в интересах Запада. В такой ситуации требуется анализ: кто из знаковых фигур мог бы стать агентом влияния России за рубежом. Это было бы более эффективной мерой, чем расходование огромных средств на парадные мероприятия.
«СП»: — В СМИ уже высказывалась мысль о необходимости создания российской медиа-империи, так как на Западе имеет место однобокая подача информации о событиях в России. Мы можем позволить себе такую роскошь сегодня и насколько эти затраты будут оправданы?
— Создать медиа-империю вполне возможно. Но вот насколько такая корпорация будет влиять на умонастроения элит и населения стран Запада — большой вопрос. Опыт СССР показывает, что попытки «переговорить» западные СМИ на их территории чаще всего заканчиваются неудачей.
Работа в этом направлении должна вестись, но надеяться на то, что она быстро даст чудесные плоды, не стоит. Информационный ресурс западных элит значительно более мощный, чем тот, что может позволить себе Россия. И дело здесь не только в финансировании. На поле западных СМИ все давно уже поделено между основными игроками, а новичков, навязывающих свои правила игры, туда просто не допустят. В итоге огромные затраты могут свестись к весьма локальной пропаганде.
Научный директор Германо-Российского Форума Александр Рар считает, что продвижение российской культуры и языка на Западе не способно коренным образом изменить образ России в мире.
— Я плотно занимаюсь этой темой уже несколько лет. Считаю, что нельзя говорить о негативном отношении к России в целом. Российскую культуру, спорт, науку на Западе ценят и даже любят. Проблема в русской политике. То, что происходит в этой области, на Западе многим не просто не нравится. Люди отворачиваются от этого с отвращением. Считается, что Россия отходит от демократического пути развития, возвращается в прошлое.
Конечно, через разные международные мероприятия можно улучшать имидж страны. Германия во многом исправила свой отрицательный образ после Второй мировой войны через молодежный обмен со странами, с которыми прежде воевала.
Международные молодежные мероприятия не утратили своей актуальности и сегодня. С их помощью можно избавлять будущие поколения от негативных стереотипов.
Но при этом можно вложить огромное количество денег, продвигать через культурные мероприятия положительный образ страны. А потом случается очередной скандал в политике, и вся эта работа пропадает. Так это было после суда над «Пусси Райот», после принятия закона «Димы Яковлева» и тому подобных историй.
Однако в любом случае пропагандировать за рубежом русский язык и культуру — это правильно. Но здесь важно, чтобы это не были какие-то сиюминутные мероприятия «для галочки», о которых быстро забывают. Нужны долгосрочные последовательные меры. И тогда влияние России в мире, в том числе на Западе будет увеличиваться.
«СП»: — А как быть с однобокой подачей западных СМИ некоторых событий, связанных с Россией? Можно вспомнить, что во время грузинской агрессии против Южной Осетии Россия была обвинена во всех смертных грехах…
— Да, это правда: с конца 90-х у России настолько негативный имидж на Западе, что даже там, где она права, ее критикуют. Но не нужно бороться с антироссийской пропагандой пропагандистскими методами. Надо создавать условия, чтобы россияне больше общались с иностранцами. У нас было совещание с чиновниками Россотрудничества, где обсуждалась идея создания своего рода клубов общения. И не только между представителями элит, но и между обычными людьми. Нужно активней вовлекать российскую диаспору в процесс реабилитации образа России. Российские диаспоры должны чувствовать себя мостом между Западом и Россией. Необходимо создать некий клуб редакторов российских и западных СМИ, которые бы обсуждали, почему информация подается необъективно, искали пути решения этой проблемы.
Фото: Юрий Сомов/ РИА Новости