Набирает обороты скандал в связи с эмоциональным высказыванием, которое приписывают министру экономики Карелии Валентину Чмилю. По сообщению ряда СМИ, на закрытом заседании руководства Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, прошедшем еще в конце декабря прошлого года, Чмиля разразился следующей тирадой в отношении Карелии: «Экономически это невыгоднейшая территория. Кроме природных ресурсов, ничего привлекательного здесь нет. Это республика-промежуток. У нас нет трудовых ресурсов, электроэнергетики, газа, дорог. У нас ничего нет». Этими словами министр отреагировал на тупиковую ситуацию с поиском новых инвесторов для Кондопожского ЦБК, находящегося на грани банкротства. А дальше прозвучали самые скандальные откровения о том, что местные власти ради рабочих мест ездят в Москву и «целуют в одно место кого угодно и как угодно», а он лично «готов заняться проституцией, чем угодно, лишь бы наполнять бюджет Республики Карелия».
Глава Республики Карелия Александр Худилайнен уже возмутился высказываниями своего подчиненного и заявил, что «никому не позволительно ставить под сомнение перспективы развития Республики Карелия, подтвержденные поручениями президента и председателя правительства Российской Федерации в последние два месяца».
Отвечая на вопросы журналистов об отношении к информации о высказываниях министра экономического развития, Александр Худилайнен сообщил, что им отдано поручение провести служебную проверку достоверности и смыслового содержания опубликованных цитат из выступления Валентина Чмиля.
Худилайнен уже пообещал принять «исчерпывающие» решения.
За карельским скандалом проглядывает одна общая для страны проблема: большинство наших территорий чем дальше, тем сильнее становятся «невыгоднейшими». А между тем, если вспомнить ту же Карелию, то по соседству с ней находится Финляндия, которую никому, и уж тем более ее министру, не придет в голову наделять столь нелестными эпитетами.
Что мешает эффективно развиваться нашим регионам, не выпрашивая при этом денег в федеральном центре?
— Мы должны понимать, что вот уже четверть века ничего не вкладывалось в проекты, которые реально могли бы поднять тот или иной регион, — говорит председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Даже в последние годы СССР вовсю шло голое освоение средств, долгострои, которые ничем не заканчивались.
Многое до сих пор работает по инерции. Большинство предприятий в стране на 70−90% физически или морально обветшали.
Кроме того, говоря о ситуации в регионах, в той же Карелии, мы должны понимать, что экономический кризис никуда не делся. То, что произошло в 2008 году — первая и далеко не самая большая его волна. Мы необратимо вползаем в эпицентр кризиса, который в 2014 году достигнет пика. И Россия здесь находится в самом уязвимом положении, так как зависит от спроса на сырье на мировом рынке. Во многих регионах в этой связи уже сейчас проблемы с бюджетами. Мало источников доходов, падает реальный товарооборот. Это, прежде всего, касается тех областей, где нет крупных месторождений углеводородов.
Что касается конкретно Карелии, то надо понимать, что ее бюджет держится на добыче и переработке леса. А местная древесина в условиях падения спроса идет на продажу фактически по демпинговым ценам. И, несмотря на то, что еще в 2006 году Путин предложил уменьшать продажу низкообработанной древесины — «кругляка», желаемого эффекта не достигнуто. Повышение пошлин на импорт «круглого» леса не сработало. «Лесные олигархи» за прошедшие годы так и не озаботились тем, чтобы на территории России строить новые предприятия по глубокой переработке. Тем более что под давлением финнов первоначальные запретительные пошлины на импорт были значительно смягчены. Так откуда же было ждать улучшения ситуации в Карелии, как и в большинстве других регионов России?!
«СП»: — При этом тот же находящийся на грани банкротства Кондопожский ЦБК производит до трети газетной бумаги в стране. Где логика?
— Не секрет, что в России, частный собственник не заинтересован работать с прибылью, он выводит ее из страны. Кроме того, как я уже говорил, все больше влияния на производство оказывает кризис.
«СП»: — Почему Карелия так невыгодно смотрится на фоне соседней Финляндии, которая находится в тех же природно-климатических условиях?
— С Финляндией Карелию сравнивать не стоит. Финны во многом поднялись за счет особых отношений с СССР, а теперь и с Россией. Финляндия по-прежнему является воротами, через которые поступает дешевый российский «кругляк». А уже на выходе из Финляндии он становится дорогим, распространяясь по Европе и всему миру. По сути, рядом с Карелией Евросоюз, который выкачивает ресурсы из периферийных территорий…
Но основной вопрос заключается в том, что экономика трубы в России подошла к полному тупику и абсурду.
Поэтому дело не в министре Карелии, который как может высказывает свое отношение к происходящему. Дело в социально-экономической модели, по которой живет страна. Она исходно была вредительской и ведущей Россию к деградации. Ситуация уже очень близка к точке невозврата. Это проблема не региональных властей, а федерального центра…
Понижение промышленного потенциала происходит практически во всех регионах. А если, не дай Бог, произойдет обвал цен на нефть, у нас все классификации регионов на бедные и богатые станут излишними…
«СП»: — Кстати, Путин заявил недавно о том, что настала пора не столько стимулировать потребительский спрос населения, сколько вкладывать деньги в инфраструктуру. В той же Карелии, о чем не раз писала «СП», полно проблем с ЖКХ, с качеством дорог…
— Просто вложения в инфраструктуру без создания предприятий ничего не даст. Нужен переход на новый технологический уклад всей промышленности страны. Мы готовы куда угодно вкладывать деньги… но только не в производственную созидательную деятельность. Она, так или иначе, завязана на машиностроении. И, вместо того, чтобы поднимать отечественную авиацию, которая с учетом наших пространств имеет огромное значение, вместо того, чтобы отстаивать собственный технологический суверенитет и создавать национальную промышленную систему, мы всё надеемся, что прибыль, добавленная стоимость будут браться откуда-то из воздуха… Построим, мол, дорогу и она сама по себе даст большой доход… Или повысим пошлины на вывоз «кругляка» и сами собой, как грибы начнут расти деревообрабатывающие предприятия…
— В Карелии на протяжении уже многих лет не удается создать эффективную региональную власть, — говорит профессор факультета политологии МГУ имени Ломоносова, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. — И, возможно, заявление Чмиля было реакцией на внутренние организационные проблемы, которые накопились в большом количестве. Странно, правда, что скандал разразился сейчас — проблем больше всего было при предыдущем главе Нелидове, который, в итоге, и вынужден был уйти, потому что его со всех сторон обвиняли в неэффективной работе.
Нынешний глава республики Худилайнен и его команда приближены к Кремлю. Может быть, они чувствуют, что, несмотря на привилегированное положение Карелии в системе неформальных отношений, им не удается лоббировать свои интересы.
На мой взгляд, Карелия — не из самых бедных регионов в России, вполне себе середнячок. Конечно, отдельные проблемы в карельских моногородах возникали и будут возникать. И такие ситуации, как с карельским ЦБК, являются хорошим поводом для привлечения внимания федерального центра. Поскольку механизм ручного управления у нас по-прежнему в ходу, региональные власти порой пытаются раздуть скандал, чтобы получить ту или иную преференцию из федерального центра.
«СП»: — Почему все-таки не удается решать все проблемы и развиваться, не выпрашивая помощь в Москве?
— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. На примере Карелии хорошо видно, как регион, который обладает неплохими ресурсами, сталкивается с проблемами, которые возникают из-за поведения собственников крупных предприятий. Последние могут легко поставить свои предприятия на грань банкротства и резко сократить финансовые поступления в региональные бюджеты по каким-то собственным основаниям.
Существует большая проблема уязвимости субъектов федерации и их бюджетов либо в связи с колебаниями на внешних рынках цен на экспортную продукцию, либо из-за внутренней политики крупных корпораций, которые перераспределяют ресурсы, перекидывают их из региона в регион, при этом мало волнуясь о том, как на местах это перенесут. И как только обрушивается прибыльность предприятий (а региональные бюджеты очень сильно зависят от прибыльности местных заводов) — регион вынужден просить помощь у федерального центра, поскольку он неожиданно для себя может перейти из категории богатых в категорию бедных.
«СП»: — Много говорится о несправедливости распределения налоговых поступлений между регионами и федеральным центром…
— Ключевая проблема не столько в перераспределении доходов между субъектами федерации, сколько в крайней поляризации социально-экономического развития наших регионов. Вполне можно передать регионам часть каких-то налоговых поступлений. Например, Москва могла бы решиться на смелый шаг — отдать регионам весь налог на прибыль, а не оставлять им только малую часть, как сейчас. Однако и это не привело бы к существенному исправлению ситуации. Разница между нефтяными регионами и остальными все равно будет велика. В сырьевой стране, где не развита промышленность, по-другому быть не может.