«Билет в один конец» — так назывался документальный фильм НТВ о трагически погибшем в Голландии Александре Долматове, показанный в субботний прайм-тайм в рамках передачи «ЧП. Расследование». Изготовлен фильм дирекцией правового вещания телеканала под руководством Юрия Шалимова. Именно этот теплый коллектив был автором первой и второй «Анатомии протеста» — пропагандистской агитки, призванной объяснить широким народным массам внутреннюю механику «белоленточного» движения.
О том, что НТВ готовит фильм о Долматове в его партии — «Другой России» — было известно заранее. Все свидетельствовало о том, что перед пропагандистской машиной поставлена задача очернить Александра. Так, на акции у посольства Голландии в Москве НТВшники прятались под чужим брендом — своих подмосковных коллег. Пытались они проникнуть и в дом Долматова, но безуспешно. Кроме того, знающие люди сообщали, что съемочная группа телеканала ищет компромат в Голландии. Товарищи Долматова ожидали недоброе.
И вот, наконец, премьера. Неповторимый закадровый голос пересказывает цепь событий, цитирует предсмертную записку Долматова, комментирует кадры с акций нацболов на Триумфальной, однако… все это не оставляет впечатления разоблачения. Напротив, фильм воспринимается чуть ли не как восторженный панегирик патриотической позиции и самого Александра, и его партии. «Для одних, вроде нацбола Долматова, безопасность Родины действительно имеет жизненно важное значение. Для других это не значит ровным счетом ничего», — констатирует со знанием дела диктор. Вторая часть фразы приходится на кадры заседания Координационного совета. Немцов и Каспаров крупным планом.
И где же компромат? Он тоже есть. «Не то, что он там наркоманом был, но он мог травку покурить мог. Это он мог», — свидетельствует товарищ Александра по работе. И это все.
При этом авторы делают акцент на редком идеализме Александра. Еще ребенком, не умея говорить, он вставал при звуках советского гимна, рассказывает его мать. В эмиграцию с собой он взял… пионерский галстук, который хранил всю жизнь. На память. Взрослый 35-летний парень, ракетный конструктор, всю жизнь хранил свой пионерский галстук! У него и в партии было «погоняло» Пионер.
Представить, что телеканал питает хоть какую-то симпатию к «Другой России», трудно. Безжалостная пропагандистская машина, она «заточена» под выполнение задач, поставленных хозяином. Скажут «сверху» сделать так-то и так-то — сделают. Скажут наоборот — будет наоборот. В случае фильма о Долматове мы имеем в чистом виде ситуацию временного совпадения позиций. Власти решили использовать трагическую историю Долматова, чтобы «наехать» на отличающихся космополитизмом либералов. Наехали. Завтра информационное оружие может быть развернуто уже в противоположную сторону.
Или не может? Интересно, что «Билет в один конец» — это, по сути, второй за десятилетие пропагандистский фильм, посвященный нацболам. Первый — «Суд над призраком», снятый в 2003 году и показанный на ОРТ накануне приговора Эдуарду Лимонову и его соратникам. Тогда, напомню, Генпрокуратура просила приговорить политика к 14 годам лишения свободы сразу по нескольким статьям УК, главная из которых была «Терроризм». В фильме чуть ли не тот же голос, что и сейчас на НТВ объяснял зрителям смысл страшного заговора нацболов:
«Весной 2001 года на карте мира могла появиться еще одна горячая точка. По версии следствия, почти два года заговорщики вынашивали свои планы: создать в Горном Алтае несколько партизанских баз, начать диверсионные вылазки на территорию Восточного Казахстана. Главная цель — свергнуть власть и основать независимую алтайскую республику…».
Объяснялись и мотивы заговорщиков. Продолжать политическую деятельность в России из-за усиления полицейщины становилось проблематично. Имело смысл перенести центр тяжести борьбы в республики СНГ с преобладающим русским населением, притесняемым самостийными властями. Например, в Казахстан.
То есть, если по форме, с точки зрения уголовного права, планы нацболов может и были наказуемы, то их цели были вполне патриотичны. Не против России, а за нее, за соотечественников готовы были они сложить свои головы. Обойти этот факт в фильме оказалось невозможно. И поэтому целью пропагандистской поделки была не дискредитация Лимонова и Ко, а информационное обеспечение сурового приговора. Впрочем, и это не удалось — судья Матросов в деле разобрался и оправдал подсудимых по большинству пунктов обвинения.
Не то мы видим в других случаях информационных атак на оппозицию. Фильмы «Анатомия протеста», и первый и второй, наполнены сценами если не предательства, то прямых и конкретных контактов либералов (и не только) с представителями властей других держав. И не просто общения, а контактов с целью получения прямой выгоды: политической или материальной.
Вот Лев Пономарев в разговоре с японским атташе «торгует» русскими Курилами как своими собственными. Я, говорит, всегда высказывался за то, чтобы отдать Шикотан и Хабомаи. И тут же просит грант. Сцена оставляет впечатление беседы какого-то гнусного полицая на оккупированной территории с немецким командованием.
А вот вся королевская рать оппозиции гуськом идет на поклон к вновь назначенному послу США в России Макфолу. Тот факт, что ролик слеплен нашистами, сути дела не меняет. Идут ведь. И при этом совершенно понятно, что «чувствуют за собой» вину — срываются на визг. Уверен в себе лишь Немцов, но этому-то уже давно все равно.
Ну и знаменитая сцена беседы Сергея Удальцова с Гиви Торгамадзе. Говорит в основном Гиви. Но зачем надо было сидеть и слушать весь этот бред?
Можно, конечно, обвинить пропагандистскую машину Кремля в безнравственности и цинизме, в том, что она готова использовать любую зацепку, чтобы очернить оппозицию, однако ясно, что они работают с тем материалом, который есть. Если вы торгуете интересами Родины, то вас и покажут торговцами интересами Родины. Избежать этого можно только одним способом — не торговать. Тогда и «сурковская пропаганда» окажется бессильной.
Пионер Саша Долматов был искренним, до идеализма, патриотом своей Родины. И доказал это, заплатив собственной жизнью. И никакое НТВ не в состоянии это опровергнуть.
Сбор средств для матери Саши Долматова:
Яндекс.Деньги Рублевый счет:
41001357577732
Иллюстрация: кадр из фильма «Билет в один конец»