30 января 1933 года президент Германии Пауль фон Гинденбург передал полномочия рейсканцлера вождю Национал-социалистической рабочей партии Адольфу Гитлеру. Украина встречает 80-летие прихода к власти лидера нацистов в мрачных предчувствиях. Слишком близки аналогии современной украинской политики с самым кровавым периодом новейшей истории Европы.
За Гитлером стояла поднимающаяся волна национал-социализма. Калька гитлеровской Национал-социалистической партии Германии — Социал-национальная партия Украины — воспитала нынешнего лидера «Свободы», львовского фюрера Олега Тягнибока. Тысячи марширующих факельщиков, привычная картина львовских улиц, уже стали обыденностью Киева.
Известно, что главными спонсорами национал-социалистов Германии были промышленные и финансовые магнаты. То же самое происходит на берегах Днепра.
— Вскормили «Свободу» олигархи Партии регионов, — комментирует нынешнюю ситуацию экс-глава комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Георгий Крючков, — Поддержали на первом этапе, когда воевали против Тимошенко, Ющенко и других. Думали, Тягнибок оттянет голоса оппозиции. Предоставили ему трибуну для агитации, как никому другому. Спикеры «Свободы» не исчезали из теле- и радоэфира. Так украинские нацисты встали на ноги, оперились. Уверен, это прежде всего на совести «регионалов». Результат недальновидности власти, абсолютно неквалифицированного подхода к выбору и стратегии, и тактики.
В 1933-м глава немецких социал-демократов Рудольф Брейтшейд чуть ли не аплодировал новому рейхсканцлеру: «Замечательно, теперь этот демагог Гитлер сдуется, все разглядят его ничтожество…» Оптимист Брейтшейд погиб в Бухенвальде.
Сегодняшняя команда Януковича надеется, что сможет выиграть предстоящие президентские выборы, если их главным противником будет ультра-националист Тягнибок: мол, украинцы выберут меньшее из зол. Увы, не факт.
.Есть что-то мистическое в событиях Второй мировой, когда фюрер летал на Украину как к себе домой. Никакая другая республика СССР не влекла его так сильно.
«Вервольф» — ставка Гитлера в 8 километрах от Винницы. Тут он бывал трижды. Есть версия, что именно радиоактивный гранит «Волчьего логова» серьезно подорвал здоровье вождя Третьего рейха.
История немецкой ставки под Винницей достаточно раскручена. Однако мало кто знает, что за время войны Гитлер объездил чуть ли не всю «рiдну неньку»!
Полтава, Умань, Мариуполь, Запорожье, Житомир, Бердичев — вот населенные пункты Украины, в которых он успел побывать. Причем неоднократно.
В августе 41-го ликующий Адольф выбрал еврейский Бердичев, чтобы вручить Рыцарский крест румынскому диктатору Антонеску и принять рапорт об успешном наступлении танковой группы на Кривой Рог — район исключительно ценных залежей высокосортных железных руд. Еврейская община города была к тому времени полностью ликвидирована.
Октябрь, любимец фюрера командир дивизии СС «Лейбштандарт «Адольф Гитлер» Йозеф Дитрих с ходу берет промышленный Мариуполь. Но уже через два месяца немцы застряли в боях у Ростова-на Дону.
Фюрер пришел в бешенство и срочно вылетел из Берлина в Мариуполь на военно-транспортном самолете «Юнкерс-52», по пути посетив оккупированное Запорожье. Вот послевоенные показания начальника личной охраны Гитлера, группенфюрера СС, генерал-лейтенант полиции Ганса Раттенхубера: «В Мариуполе Гитлер ночевал в отведенном для него доме — в бывшей гостинице, на берегу моря. В Запорожье он жил два дня в помещении авиационной казармы. В обоих случаях при содействии органов тайной полевой полиции мною были проведены необходимые охранные мероприятия в непосредственной квартире Гитлера, как то: усиленная патрульная служба, внутренние и внешние караулы, закрытие всего прилегающего района для постороннего движения. Более широкие мероприятия по охране мною не проводились, так как это могло вызвать ненужную шумиху. Вследствие этих минимальных мер пребывание Гитлера в Мариуполе осталось неизвестным для местных жителей…»
Зато с большой помпой был обставлен визит в Полтаву. Украинские националисты с охотой вспоминают события 1 июня 1942 года: «Полет в Полтаву заставил Гитлера пересмотреть свои расовые взгляды!» Ведь именно здесь вождь германских национал-социалистов подтвердил «арийское происхождение украинской нации»…
Стратегический аэродром под городом плотным кольцом окружило подразделение СС. Немецкое командование считало Полтавщину одной из своих самых безопасных тыловых зон. Весной 1942-го в городе расположились штабы группы армий «Юг» генерал-фельдмаршала фон Бока, и 6-ой армии генерал-лейтенанта Фридриха Паулюса. Сюда же из Берлина передислоцировались спецгруппа «Цеппелин», карательные отряды дивизии СС «Мертвая голова» и специальный центр абвера «Орион».
Гитлер прилетел личным четырехмоторным «Кондором» фирмы «Фокке-Вульф». На борту каждого обеспечивали кислородной маской. В прифронтовой зоне «Кондор» сопровождал десяток истребителей — лучшие пилоты Люфтваффе. Но все-таки пассажир № 1 сидел в специально оборудованном кресле с парашютом. Если бы самолет подбили, мог нажать кнопку и через персональный люк катапультироваться вместе с сидением.
«Самолет очень просторный, чрезвычайно скоростной. Внутри все очень скромно, ни малейшего намека на роскошь, — записал в тот день стенографист Генри Пикер. — У всех прекрасное настроение, и это лучшее свидетельство наших военных успехов».
Повод для веселья был — закончилась битва под Харьковом, где. немцы окружили и уничтожили 270-тысячную группировку Красной армия. После неудачного наступление под командованием маршала Тимошенко были разбиты три советских армии, 20 пехотных и семь кавалерийских дивизий, а также 14 танковых бригад.
В на полтавских улицах фюрера охраняло специальное подразделение «Лейбштандар Адольф Гитлер», укомплектованное специально подобранными эссэсовцами. Ездил Гитлер в мощном" мерседесе" или вездеходе «Штеер» — броня, пуленепробиваемые стекла, прожекторные фары, ослеплявши всех, кто ехал навстречу. Это делало невозможной прицельную стрельбу по машинам.
Кортеж доставил Адольфа Гитлера, генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля и других высоких чинов в штаб фон Бока в центре Полтавы. Штаб группы армий «Юг» был расположен прямо напротив нынешней облгосадминистрации.
Сохранился и балкончик на втором этаже, откуда Гитлер выступал перед немецкими солдатами. Теперь это достопримечательность, которую показывают туристам наравне с памятниками Полтавской битвы.
Украинский писатель-националист Улас Самчук вспоминает, что в тогдашней Полтаве местные девушки охотно ходили по улицам под руку с немецкими солдатами и офицерами: «Тут это делалось так же просто, как и лузгание семечек».
Экскурсоводы рассказывают, что когда автомобиль с фюрером ехал по центральной улице, тот якобы остановил машину и угощал конфетами женщин и детей.
По возвращении в винницкий «Вервольф» все тот же стенографист Генри Пикер записал: «За обедом шеф рассказал, что полет в Полтаву заставил его несколько пересмотреть свои расовые взгляды. В Полтаве он видел столько голубоглазых и белокурых женщин, что даже подумал, — вспомнив фото норвежек или даже голландок, которые передавали ему вместе с просьбами о браке, — не стоит ли вместо того, чтобы говорить о распространении северного типа, затронуть вопрос о необходимости распространять этот южный тип в наших северо-европейских странах».
В общем, Гитлер был в восторге от Полтавы. Однако история полна парадоксов. Фактически этот черноземный украинский город положил конец нацистскому триумфу.
На полтавском совещании фюрер принял окончательное решение летом 1942 года провести широкое наступление на южном участке фронта. Цель — взять Сталинград и одновременно получить доступ к нефти, сырью, продовольственным ресурсам Северного Кавказа:
— Если мы не приберем к рукам Майкоп и Грозный, я вынужден буду покончить с войной.
Генерал-фельдмаршал фон Бок вступил в спор с Гитлером. Профессиональный военный, он резко критиковал распыление сил группы армий «Юг» на Сталинградское и Кавказское направления. Немцы уже потеряли возможность наступать одновременно на двух стратегических направлениях.
В результате фон Бока отстранили от командования южным участком Восточного фронта и отправили в «резерв фюрера». А еще через полгода после визита в Полтаву русские устроили фашистам Сталинградский котел.