Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика
10 апреля 2013 15:27

Россия для грустных

На самом деле русских всего несколько сотен тысяч

1602

«Свободная пресса» продолжает дискуссию «Русские в России», в которой представители разных политических сил высказывают свою точку зрения на современное положение русского народа и ищут пути преодоления межнациональных проблем в обществе. Сегодня наш собеседник — правозащитник, журналист, координатор Информационно-правозащитного центра «Русский вердикт» Алексей Барановский.

«СП»: — Россия для русских или Россия для россиян?

— Россия для грустных. Из политики и общественной жизни ушел драйв, все уныло и предсказуемо, в телевизоре грустный Путин, в тюрьмах грустные политзэки, унылые следователи печально шьют тома, а плюшевая оппозиция вновь и вновь выходит потусоваться на свои плюшевые митинги, чтобы было потом что выложить в Instagram. Все всё понимают, но никто не может ничего сделать, да и мало кто хочет что-то сделать по-настоящему, потому что сложившийся статус-кво на самом деле всех устраивает. За исключением, конечно, тех, кто грустит в Матросской Тишине и Лефортово. А Уго Чавес вообще умер. Грустно.

«СП»: — Возможно ли изменение нынешнего политического строя в России ненасильственным путём, как того требует Конституция или власть, используя разного рода технологии, будет бесконечно убеждать народ поддержать то, что она навязывает?

— К сожалению, народ — в широком смысле слова — мало где реально участвует в управлении государством. Я являюсь сторонником всех форм прямой демократии, таких как референдумы, выборы и отзыв шерифов, депутатов, мэров, народные сходы, народная законодательная инициатива и т. д. Швейцария в этом смысле наиболее удачный пример де-факто федеративного многоязыкового и многонационального государства, в котором очень эффективно отлажены механизмы прямой демократии и вообще прекрасно сбалансированы общественные интересы различных групп.

Но Россия не Швейцария, у нас тут своя особая атмосфера, тут все делается наособицу и поэтому сложно, опираясь на логику, предсказать, что здесь будет хотя бы через 5−10 лет. Одно можно сказать точно: ничего не проходит бесследно, и ни добро, ни зло не останутся без адекватной оценки. Мне очень нравится эта сура из Корана: «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его».

«СП»: — Какая идея могла бы сплотить сегодня русских? Способны ли мы вообще после краха СССР воодушевляться какими бы то ни было идеями?

— Увы, я вынужден согласиться с Сергеем Кара-Мурзой и Максимом Калашниковым: произошел демонтаж русско-советского народа, а русский постсоветский народ, глотнув капиталистической свободы, добил себя сам, саморазрушился и самораспустился как историческая данность. Генофонд русского народа сохранился, но русской нации, осознающей и отстаивающей свои интересы, нет. Есть отдельные романтически настроенные группки граждан, которые видят, что происходит, и пытаются с этим что-то сделать, но все их усилия сродни поливанию пустыни водой. Исторических процессов, происходящих на 1/6 части суши, их усилиями не изменить.

«СП»: — Что же делать?

— Этот вопрос нужно рассматривать в двух плоскостях. В личностном, и в организационно-структурном. Ты — человек, и ты должен оставаться им независимо от внешних окружающих тебя обстоятельств. И в тюрьме, и в вагоне метро в час-пик надо оставаться человеком и не превращаться в животное. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Главная война происходит не с ОМОНом на баррикадах из биотуалетов на Болотной площади, а в душе человека. Это война с самим собой. Война светлого и темного начал, духовного и материального, альтруизма и корысти, нестяжательства и иосифлянства, благородства и похоти.

Именно поэтому я стал правозащитником, поскольку заключенные — самая незащищенная и бесправная социальная группа в современной России. То, что происходит в параллельном нашему мире российских тюрем, поистине ужасно. Я не люблю ложный пафос, но другого слова я подобрать не могу. Это самый темный «медвежий» угол российской действительности. Поэтому, помогая другим, тем, кто нуждается в этой помощи, я ощущаю себя человеком.

«СП»: — Если хочешь влиять на общество, то, наверное, просто быть человеком недостаточно…

— В организационно-структурном смысле все зависит от лоббистских возможностей тех или иных общественных сил. Понимаете, ни нефтяные бароны, ни водочные короли не проводят дурацких митингов, но их интересы реализуются и защищаются и на Старой площади, и на Охотном ряду. А, допустим, игорные короли и табачные магнаты плохо защищают свои корпоративные интересы, и поэтому их сейчас поджимают. У русских же вообще нет никаких лоббистов и защитников их интересов на серьезном уровне. Те немногие русские олигархи и крупные чиновники, что есть в РФ, вообще самоустранились от сверхзадач, от всего того, что не связано напрямую с их бизнес-интересами.

Поэтому, отвечая на ваш ранее заданный вопрос, возможны ли изменения в России ненасильственным путем, отвечу, что возможны. И более того, именно они единственно и необходимы. Поскольку революционные риски слишком велики: ведь совсем не факт что очередная междоусобица (что само по себе плохо и недопустимо) приведут к образованию более справедливого государства, нежели оно есть сегодня. Лоббистские структуры в этом смысле -менее рискованная и более цивилизованная, эффективная форма отстаивания своих интересов.

Но, как вы понимаете, необходимость такой деятельности должны осознать представители русской по происхождению бизнес-элиты и крупной чиновничьей номенклатуры. Правда, надежд на такое прозрение в их кругах у меня все меньше. Это вам не Эстония, где министр обороны тамплиер, а премьер-министр — криптомасон. В Москве своя особая атмосфера и свои приземленные интересы — госпожа Васильева не даст соврать. Гнилая, я бы сказал, атмосфера.

«СП»: — Ущемлены ли русские в своей стране, и если да, то почему они мирятся с этим?

— В современной России ущемлены не только русские, а многие категории людей. Имеются явно выраженные двойные стандарты в правоприменительной практике. Но проявляются они не только по национальному признаку (мы помним как «Черные ястребы» в большинстве своем до приговора гуляли на свободе, а убийц Егора Свиридова отпустили после задержания), но и по социальному (зачастую, сидят те, кто не смог откупиться, и те, кто слишком нагл и жаден), а главное по признаку лояльности/нелояльности к действующей власти (мы так же помним отсрочку приговора водителю-убийце Анне Шавенковой и знаем о странном, мягко говоря, приговоре Таисии Осиповой). Поэтому я бы не стал акцентировать, что русские ущемлены как то по-особенному. Есть системная проблема — закон не один для всех, свирепствует «телефонное право» и «политическая целесообразность» и до тех пор, пока правоприменительная практика не вернется в русло законности говорить о чем-либо другом вообще бессмысленно.

«СП»: — В чем в целом причина бедственного положения русских в России?

— Первопричина — капиталистический строй. В рамках установленных правил игры — никто никому ничего не должен, рынок все отрегулировал, как и завещал Егор Гайдар. Советский Союз в этом смысле, конечно, лучше заботился о своих гражданах, обеспечивая их всем необходимым — бесплатным образованием, здравоохранением, распределением на работу после учебы и т. д. Сейчас все по-другому. Дело все в том, что в современной безыдейной деидеологизированной России победил культ Золотого тельца. Если якобинцы навязывали мятежной Франции культ Верховного существа и культ Разума, которые после падения якобинской диктатуры быстро сошли на нет, то за Золотым тельцом русские пошли совершенно добровольно, а, прикоснувшись к нему, и сами стали тельцами, или, точнее сказать, кастрированными волами.

Наличие денег и предметов роскоши теперь является показателем успешности в жизни. Морально-нравственные качества, духовность и интеллект не являются ценностями в сравнении с айфоном и весельем московской пятницы. Личностный героизм и бессеребренничество и вовсе воспринимаются как аномалия и житейская глупость: «А, молодой еще. Подрастет — поймет как надо жить». Естественно, что такое жвачное мещанское общество не способно к самоорганизации и отстаиванию своих прав и интересов ни на основе национальной сплоченности, ни на основе профессиональной или даже говоря шире — классовой солидарности. Первый путь к изменению ситуации — осознание того, что деньги тлен. Они лишь средство, но не цель. Для многих сограждан, сама эта мысль революционна.

«СП»: — Одна из болевых точек современной России — неконтролируемая миграция. Власть обвиняют в том, что она хочет заместить свой народ приезжими. Однако, если мы обратимся к истории, то, скажем, Василий II Темный активно привлекал на Русь татар (чем также вызывал неприятие коренного населения). Однако уже в следующем поколении татары обрусевали и, в конце концов, их потомки становились вполне себе русскими. Может быть, и сегодня мы наблюдаем начало схожего процесса?

— И Василий II и современные российские власти действуют исходя из соображений среднесрочной политической конъюнктуры. Мудрые государственные деятели смотрят на десятилетия и столетия вперед. На самом деле, проблема миграции действительно стоит остро, но проблема отсутствия главенства закона в России и присутствие двойных стандартов правоприменительной практики стоит куда острее. Если решить эту основополагающую системную проблему — то проблемы коррупции, нелегальной миграции, наркотрафика и всего остального что так волнует общество, решатся сами собой. Государственная машина современной РФ достаточно эффективна и вполне дееспособна, но она неправильно настроена и потому действует не в интересах народа, населяющего эту многострадальную землю, а в интересах высшей бюрократии и примкнувшей к ней олигархии.

«СП»: — В своё время после «Манежки» многие заговорили о пробуждении национального самосознания русских. Однако за прошедшие два года масштабных явлений, свидетельствующих о том, что русские готовы объединиться для борьбы за свои права, не было. Почему?

— Да потому что нет русских как единой нации. Есть отдельные разрозненные пассионарные группы русских людей, которые в целом не делают погоды, о чем я уже говорил. Собственно эти активные русские, те, кому не всё равно и кто готов что-то делать ради общественного, а не своего личного блага, и есть русский народ сегодня — их в лучшем случае несколько десятков тысяч человек, может быть сотен тысяч, на всю страну. Остальные — конформистская спящая человеческая масса, наш стратегический резерв и генофонд, но не более того. Данные переписи населения 2010 года, что русских 111 миллионов не должны никого вводить в заблуждение. Назваться русским недостаточно, чтобы быть им.

Принадлежность к русским определяется не по крови и почве, и даже не по языку и культуре. Быть русским — это значит иметь русскую душу. Душа заложена Богом внутри каждого человека, но не каждый пробуждает ее внутри себя. У большинства людей душа спит всю его жизнь, и человеку от этого вполне комфортно, он живет инстинктами и поклоняется Золотому тельцу. От человека же, обладающего душой, пробудившего ее в себе, мы ждем особых качеств, благородства, духовности, служения высшим идеалам, которое не приносит никакой прибыли, а наоборот, требует героизма и жертвенности, готовности «положить душу свою за други своя», как и сказано в Евангелии. Душу! Не тело! И не жизнь! Наличие души, жизнь ради духовных сакральных смыслов, неравнодушие и сила воли отличает русского от россиянина, который может быть даже человеком этнически русского происхождения. Но происхождение не делает его русским.

«СП»: — Что, как Вы считаете, будет с русскими в дальнейшем?

— Поскольку «старые русские» фактически уже сошли с исторической арены как глобальный фактор, как субъект Истории, то им на смену рано или поздно придут «новые русские» — в хорошем смысле слова. Сегодняшние же русские, которых как мы выяснили относительно небольшое количество — это авангард новой русской нации завтрашнего дня, впереди идущий полк, и наличие этого авангарда вселяет робкую надежду, что Русь еще возродится.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Ян Бурляй

Дипломат, заслуженный профессор Московского государственного лингвистического университета

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня