Люди на Болотную начали подтягиваться с 18 часов. Многие уже знали, что при установке сцены погиб молодой рабочий 26 лет. В течение всей второй половины дня в социальных сетях люди обсуждали, состоится акция или нет. Даже был слух, что в связи с расследованием случившегося Следственный комитет запретил на Болотной любые массовые мероприятия.
Тревожность люди начинали чувствовать прямо у метро «Третьяковская». Автозаки, бойцы ОМОНа в полной амуниции, зависший в воздухе вертолет…
Тем не менее, на акцию пришли десятки тысяч человек. Самых разных возрастов и профессий, приверженцы конкретных идеологем и те, кто ранее мало интересовался политикой. Были совсем древние бабушки в платочках и группы модно одетых студентов.
По мере приближения к Болотной, людские потоки увеличивались, небольшие струйки возле метро превращались в широченные реки. 15 рамок металлоискателей явно не справлялись с людским потоком, очередь перед полицейским кордоном росла каждую минуту.
Молодая мама, держа на руках двухлетнего сына, говорила ему: «Посмотри, как много людей собралось, это очень хорошо, люди неравнодушны, смотри, какая прелесть».
«Раньше в Советском Союзе все были братьями, никто никого не делил по национальному признаку, таджики были такими же гражданами. Сейчас же не пойми чего творится. Поэтому всем надо выходить, никто не должен дома отсиживаться», — увещевал солидно одетый мужчина средних лет дворника в оранжевой робе напротив кинотеатра «Ударник».
К 19 часам Болотная площадь была полна народу. В связи с трагическим происшествием с рабочим в качестве трибуны было решено использовать наспех пригнанную «Газель», со звукоусилением выручила установка Форума левых сил, тоже наспех привезенная. Но всем было очевидно, что вся эта конструкция никак не может сыграть роль организующего и направляющего звена на длинной как кишка площади. Таким образом, начинавшийся в стане оппозиционеров спор о том, кто будет снимать сливки с народного протеста выступлениями на трибуне, отпал сам собой. Люди сами начали скандировать «Свободу политзаключенным!», не дожидаясь официального начала митинга. Потом, после начала подавляющее большинство не могли слышать ораторов. Эхом только, от одного сектора площади к другому, передавалось общее скандирование «Позор!», когда тот или иной выступающий клеймил проявивших год назад жестокость полицейских.
С одной стороны от трибуны были установлены большие портреты, проходящих по Болотному делу. С другой — портреты давно известных политическим активистам сотрудников центра «Э». Под каждым портретом была коричневая надпись «Остановим палачей». «Как же без провокаций, но их не надо бояться», — постоянный лейтмотив переговоров в толпе. Отличительной особенностью акции стало почти полное отсутствие каких-либо партийных флагов. Даже те, кто принес их, предпочли знамена не разворачивать. Белых лент тоже было немного.
Дмитрий, 21 год, студент:
— Я пришел сюда потому, что спокойно нельзя наблюдать за тем, что творится в нашей стране. Мои родители и деды строили ее для того, чтобы мы жили счастливо. А вместо этого мы видим рост репрессий к нормальным и трудолюбивым гражданам.
Евгений Васильевич, 53 года, научный сотрудник:
— Нас приучают к мысли, что люди это пыль под ногами олигархов. Можно любого схватить и посадить только за то, что имеешь свое мнение. Единственно, что мы можем в этой ситуации это ходить на площади. Пока и этой возможности не лишили. Если будем на диване сидеть, то это время наступит скоро.
Марина, 29 лет, рабочая:
— Жить стало невозможно. У меня зарплата на заводе 18 тысяч. У мужа зарплата чуть больше, 25 тысяч. У нас двое детей дошкольников, денег уходит много на детский сад, на врачей. А нам постоянно лгут, что жить с каждым днем все лучше. Надоело это, вот я и пришла…
Начал митинг Борис Немцов. Он объявил минуту молчания в память о погибшем монтажнике. Мгновенно над площадью воцарилась полная тишина.
Ведущими были депутат Госдумы Дмитрий Гудков и артистка Татьяна Лазарева. Выступали политики и общественные деятели. Выступал артист Александр Филиппенко, который призывал жить не по лжи и читал стихи Высоцкого. Журналист Олег Кашин спел песню Егора Летова «Всё идет по плану» На трибуне были Михаил Касьянов и Илья Яшин, Геннадий Гудков и Сергей Митрохин, Алексей Сахнин и Илья Будрайтскис…
Но главными героями были, безусловно, родственники сидящих по Болотному делу. Матери, отцы, жены, сестры, девушки молодых арестантов. Один из родственников сказал: «Они ведь за нас всех сидят! Давайте сейчас просто закроем глаза и скажем «Они с нами». «Они с нами! Он с нами! Они с нами!» — промолвила площадь.
Фото автора