В Ярославле — громкий политический скандал. Мэра города Евгения Урлашова задержали минувшей ночью по обвинению в коррупции. Задержание напоминало крутой боевик. Около часа ночи машине Урлашова неожиданно перекрыл дорогу автомобиль полиции. После чего сотрудники отдела по экономической безопасности, одетые в бронежилеты, буквально выволокли градоначальника из салона.
Маховик следствия раскрутился в считанные часы. Уже в 5.45 утра мэра привезли на полицейской «Газели» домой, чтобы в его присутствии провести обыск. А еще через час Следственный комитет по Ярославской области разместил на своем сайте отчет о задержании. «По данным следствия, мэр города Ярославля и его подчиненные в период с декабря 2012 года по 2 июля 2013-го вымогали у директора коммерческого общества взятку в размере 14 миллионов рублей из суммы, перечисленной обществу в счет выполненных работ», — говорится в сообщении СКР.
Анонимный источник в МВД пояснил РИА «Новости» подробности дела. По оперативным данным, в апреле 2012 года местный предприниматель выиграл конкурс на проведение работ по уборке города на 250 миллионов рублей. Чиновники из окружения Урлашова сразу начали намекать на «откат». Спустя полгода тот же бизнесмен выиграл аналогичный конкурс на 503 миллиона рублей. После этого в мэрии потребовали «откат» сразу по двум конкурсам — 6 процентов от суммы тендеров, то есть 45 миллионов рублей. По данным МВД, первый транш в 14 миллионов бизнесмен передал назначенному посреднику — человеку, близкому к советнику мэра. Якобы половина суммы должна была достаться градоначальнику, а остальные деньги — его подчиненным.
Вслед за этим пришло сообщение, что при обыске у Евгения Урлашова полиция изъяла у его соседа якобы принадлежавшие мэру 500 тысяч долларов. Эти деньги попыталась вынести ночью из квартиры дочь мэра, но, поскольку подъезд был блокирован полицией, она спрятала деньги у соседей. Доллары были изъяты и приобщены к делу.
Сам Евгений Урлашов опроверг сведения об изъятых деньгах. В телефонном интервью телеканалу «Дождь» он заявил: его предупреждали, что «будут убирать любым способом». По его словам, некий единоросс, у которого он не принимал уборку города и ремонт дорог, написал заявление, что мэр вымогает у него взятки. «Это политическая игра, которая связана с выборами 8-го сентября», — сказал Урлашов.
По странному совпадению, «наезд» на ярославского мэра произошел после его выступления на митинге в Ярославле 19 июня. На нем господин Урлашов заявил, что намерен в сентябре баллотироваться в губернаторы.
«Я принимаю перчатку, брошенную нам, и заявляю о том, что готов избираться в губернаторы Ярославской области. Я начинаю ходить по дворам, в выходные ездить по другим городам, — сказал глава города. — Выдержим все, но в честном бою встретимся с товарищем губернатором. Если он не дает работать, значит, мы его поменяем!»
А за несколько дней до задержания Урлашов дал интервью порталу Slon.ru. В нем он пояснил, что выиграл с двукратным перевесом на выборах в апреле 2012 года у кандидата-единоросса Якова Якушева только потому, что «народ не хотел больше жить в рабстве». И рассказал, как партия власти пыталась заключить с ним сделку. «Меня несколько месяцев прижимали, чтобы я вошел в „Единую Россию“ и даже ее возглавил на областных выборах. Я, губернатор и еще один человек». Урлашов идти на такой шаг категорически отказался. И вот итог — снятие с политической доски популярного и опасного соперника партии власти.
Лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров уже назвал задержание Урлашова ударом по правам каждого россиянина. «В чем бы власть ни подозревала Урлашова, он не террорист и не находится в федеральном розыске. Совершенно очевидно, что ночные маски-шоу с выволакиванием человека из машины устроены с единственной целью — запугать лично Евгения, а также всех самостоятельных политиков и просто активных граждан», — заявил господин Прохоров.
Сейчас обыски идут в мэрии Ярославля, улицы города наводнены полицейскими патрулями. Как скажется арест Урлашова на политической обстановке в России?
— По аналогичной схеме, с помощью уголовных дел, действующая власть сняла уже порядка 100 неугодных мэров, — утверждает депутат Госдумы третьего, четвертого и пятого созывов, лидер «Партии труда» Олег Шеин. — Но дело Урлашова занимает в этом списке особое место. По сути, это истеричная реакция Кремля на выступление ярославского мэра против местной «Единой России» и на его согласие баллотироваться в губернаторы от «Гражданской платформы».
Хочу отметить: партийную войну в Ярославле развязал вовсе не Урлашов. Сразу после избрания мэром он, напротив, сделал шаг навстречу «Единой России» — на выборах в гордуму помог отдельным кандидатам единороссов с избранием. После этого, буквально на следующее утро, «Единая Россия» в городской думе стала плести против Урлашова заговор и вскоре объявила ему о недоверии. По сути, это были те самые люди, которые, находясь у власти, развалили городское хозяйство Ярославля. Естественно, они получили обратную реакцию — Урлашов был вынужден уйти в оппозицию и примкнуть к «Гражданской платформе».
«СП»: — Москва была в курсе событий в Ярославле?
— Безусловно, действия против Урлашова согласованы с Москвой. Не думаю, что с первыми лицами государства, но точно с господином Володиным, который сегодня отвечает за внутреннюю политику. В действиях против ярославского мэра угадывается его почерк — человека, который, на мой взгляд, лишь порождает конфликты. Благодаря его неуклюжим действиям жители Ярославля теперь будут видеть корень зла не в местной непопулярной властной группировке, а в тех, кто стоит за этой группировкой на федеральном уровне.
«СП»: — Как будет развиваться ситуация?
— Урлашова, скорее всего, будут держать в СИЗО вплоть до выборов 8-го сентября. Его команда за это время будет разгромлена. Из нее, в первую очередь, удалят людей с харизмой, способных повести за собой вместо Урлашова. Это, безусловно, породит протестное голосование в пользу «Гражданской платформы» на губернаторских выборах. И как из этого положения будет выкручиваться «Единая Россия» в сентябре — сказать сложно. Вероятнее всего, они постараются поставить под контроль участковые избирательные комиссии. Но Ярославль — это не Астрахань, там это сделать очень непросто.
«СП»: — Как отреагирует на арест ярославского мэра российская оппозиция?
— Арест Урлашова является ясным сигналом всей оппозиции в России. Он показывает, что существующий режим ни перед чем не остановится в войне против политического конкурента. Исключение — да и то с большими оговорками — делается лишь для парламентских партий. Это очень опасная тактика. Кремлевская группа во главе с Володиным формирует вокруг Кремля кольцо отторжения, и это резко повышает градус противостояния в обществе.
Никто в мэрии Ярославля не сотрудничал с Америкой, не собирается ниспровергать устои страны. Устраивать вендетту в таких условиях — значит показывать, что «Единая Россия» намерена оставаться у власти любой ценой. Это значит одно: партия власти сегодня представляет угрозу общественным интересам…
— «Единая Россия» крайне болезненно воспринимает поражение на любых выборах и использует любую возможность для мести, — убежден политолог Федор Крашенинников. — Вместо того, чтобы делать выводы, менять что-то внутри самой партии власти, единороссы наказывают тех, кто победил. Это видно и на федеральном уровне. Можно вспомнить, что в какой-то момент проблемой для «Единой России» стала «Справедливая Россия». И что с ней сделали? Фактически, публично заставили подписаться под непопулярными законами, заставили совершить политическое самоубийство. А на местах поступают еще проще. Если на выборах мэра кто-то победит «Единую Россию», хорошим для оппозиционера такая победа не кончается. Мэр в России — крайне уязвимая фигура. Он сильно зависим от региональных властей, а те всегда находятся под контролем Кремля. В случаях, когда на мэрских выборах побеждал неугодный, ему банально перекрывали финансовые потоки, у населения начинались проблемы, и на следующих выборах его побеждал единоросс.
Но с Урлашовым власти пошли еще дальше. Они наглядно показали, что политическая система в России превращается в полицейскую диктатуру. Очевидно, что в Ярославле нет других ярких оппозиционных лидеров. Через какое-то время там объявят новые выборы мэра, и на них «Единая Россия» без затруднений возьмет реванш. Это напоминает анекдот времен раннего Сталина. Карл Радек как-то сказал вождю: «Товарищ Сталин, с вами трудно спорить: я вам цитату — вы мне ссылку, я вам вступление — вы мне заключение». «Единая Россия» действует в том же духе.
«СП»: — Вы думаете, Урлашова подставили?
— Специфика работы мэра в современной России такова, что любого из них можно обвинить в нарушении закона и посадить. Абсолютно любого. Урлашов просто попал в ловушку, которая была давно и предусмотрительно расставлена…
— Обвинения против Урлашова выглядят тенденциозно. Показательно, что такого рода обвинения возникают в регионах, где на выборах победили представители оппозиции, — отмечает депутат Госдумы, заместитель председателя ЦК КПРФ Валерий Рашкин. — Сегодняшняя система управления государством зиждется на «откатах» и взятках. Дело Сердюкова показывает, что этот подход покрывается на самом верху. Прогнила вся система, и сегодня можно ткнуть пальцем в любого мэра или главу региона — и наткнешься на дела об «откатах». Я изучал статистику уголовных дел по коррупции за три года. 90% фигурантов в них — это члены «Единой России», но их, как правило, выгораживают, в худшем случае дают условные сроки.
На мой взгляд, в последнее время мэров городов от оппозиции провоцируют либо подставляют. Эта тактика стала актуальной после принятия решения о выборности губернаторов. Таким способом «Единая Россия» зачищает ярких потенциальных соперников. По сути, любой оппозиционер, который не встроен в ПЖиВ, оказывается под ударом. Точнее — под следствием. Механизмы воздействия на политических оппонентов разнообразны — включают и взятки, и подкидывание денег или наркотиков. Так было в Иркутске и Новосибирске с кандидатами в мэры от КПРФ.
Оппозиционеры, все-таки вошедшие во власть, подвергаются каждодневному преследованию. А если они претендуют еще и на следующий срок во власти, провокации против них гарантированы.
Сегодня в руках у «партии власти» есть все необходимое — следствие, прокуратура, суды. По сути, они могут задействовать весь государственный механизм для устранения политических соперников. Они так и поступают. И ситуация с Урлашовым — наглядное тому подтверждение…