К концу рабочего дня в среду правительство внесло в Госдуму законопроект, разрешающий россиянам регистрироваться по месту проживания в собственных дачных домиках. Соответствующий документ был подготовлен министерством регионального развития на основании решения Конституционного суда, признавшего незаконным запрет «прописываться» россиянам на дачах. В частности, в законодательстве о регистрации граждан термин «жилое строение» будет заменен на «индивидуальный жилой дом». Однако формально правильное снятие ненужного ограничения гражданских свобод на перемещение и выбор места жительства, а также прав собственников на деле содержит большое количество подводных камней.
Столичная прописка
Например, быстро распространился слух о том, что цены на подмосковные дачи могут подскочить в среднем процентов на 20, особенно это касается наиболее дешевых дач. Ведь огромные массы осадивших столицу и Подмосковье трудовых мигрантов получат возможность один раз и навсегда — и за умеренную плату — решить вопрос с легальностью своего пребывания в регионе.
— Я думаю, до этого не дойдет, — говорит главный редактор сайта «Индикаторы рынка недвижимости» Сергей Жарков. — Для мигрантов из стран ближнего зарубежья надо будет сначала решить вопрос с гражданством, и только потом прописаться. А для ФМС будет явно недостаточно при решении вопроса о гражданстве того факта, что гражданин, скажем, Узбекистана купил часть дальней подмосковной дачи.
Хотя, наверно, появятся различные схемы торговли пропиской, но они существуют и сегодня. Бороться с этими схемами надо другими методами, не стоит из-за них запрещать регистрацию на дачах. А, чтобы не прописывалось 30 человек на 6 квадратных метрах, надо ввести ограничения по метражу на одного человека. Я уверен, что в ходе рассмотрения законопроекта в Думе такое ограничение появится.
— Что касается иногородних граждан России, приехавших в столицу на заработки, то, в первую очередь, они решают вопрос с фактическим местом проживания, а уже потом, и далеко не всегда, заморачиваются с временной регистрацией по месту пребывания. Просто они имеют право находиться в другом городе до 90 дней, не вставая там на учет. Остановила его милиция, а он говорит: «Я приехал из Оренбурга 87 дней назад» — и все: никакой столичной регистрации он иметь не должен, — комментирует ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. — В целом институт регистрации существует сегодня только в России и небольшом числе некоторых не самых развитых стран. Этот институт себя изжил, и сегодня от него гораздо больше вреда, чем пользы.
— Говоря о прописке, обычно имеют в виду, что несправедливо, когда появляются люди, которые не платят денег в местные бюджеты, но пользуются за его счет различными благами — отмечает вице-президент Российской гильдии риэлторов Константин Апрелев. — В вашем примере получается, что гастарбайтеры не платят налогов, а по факту прописки могут получать доступ к образованию а также медицинским и другим услугам за счет местного бюджета. В развитых странах этот вопрос решается просто: где гражданин платит налоги, там он получает эти услуги. И совершенно не при чем его прописка, которую надо вообще отменить. И даже для иностранцев там предусмотрена возможность голосовать на местных выборах, если они имеют собственность и платят налоги на этой территории, потому что налогоплательщик должен иметь право контроля того, на что тратятся его налоги.
Дом — за долги
Следующее опасение касается возможности изъятия за долги городской квартиры. Ведь ранее действовала норма законодательства, запрещающая изымать за долги единственное жилье. Теперь получается, что, если, кроме квартиры, есть дача, то квартира — уже не единственное жилье. Смогут ли за просроченный потребительский кредит накладывать взыскание на нее?
— Дачный дом будет признаваться индивидуальным жилым строением только на основании заявления его собственника, он как жилец должен выступить с инициативой прописаться там. Если он опасается, что тем самым городская квартира будет признана не единственным жильем, а к нему есть материальные претензии, то он сам должен подумать, как ему лучше поступить, — говорит Константин Апрелев.
— Безусловно, после регистрации гражданина в дачном доме тот приобретет одинаковый статус жилого помещения, как и городская квартира. На данный момент действует статья 446 Гражданско-процессуального кодекса РФ, которая запрещает накладывать взыскание по долгам на единственное жилье должника. Исключение делается лишь для ипотеки. Но давайте не забывать, — отмечает Дмитрий Гордеев, — что в мае 2012 года Конституционный суд дал предписание подготовить законопроект о снятии этого ограничения при соблюдении имущественного иммунитета. Соответствующий законопроект был подготовлен и внесен депутатом Госдумы Галиной Петровной Хованской в Госдуму на рассмотрение еще в декабре прошлого года. Пока работа над ним ведется в нижней палате парламента. Под имущественным иммунитетом понимается возможность купить на вырученные от продажи единственного жилья должника деньги квартиру для него и членов его семьи в том же населенном пункте по нормам предоставления жилья по договорам социального найма, и только остаток этой суммы направить на погашение долгов.
При этом и признание дачного домика индивидуальным жилым строением имеет ограничения. Дом должен быть полностью пригоден для постоянного всесезонного проживания. Как минимум, это наличие системы отопления, в некоторых случаях хотя бы и печного. Наличие обогревателя, включаемого в розетку, для этого не достаточно. Так же и неутепленные для проживания зимой стены исключают прописку в таком доме.
Школы и больницы
В настоящее время внесенный в Госдуму законопроект содержит следующее ограничение: «регистрация по месту жительства в индивидуальном жилом доме не будет приводить к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, возлагать на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур» (РИА «Новости»).
Получается, что власти заранее самоустранились от бремени развивать инфраструктуру и благоустройство дачных поселков, по факту являющихся местом постоянного проживания многих людей.
— В лучшем случае, процентов 20 муниципалитетов у нас в стране являются самодостаточными в материальном отношении, остальные — дотационные, — отмечает Гордеев. — Поэтому повесить на них дополнительные расходы не получится, ведь им их все равно не потянуть. Хотя в теории кажется правильным, что если живет определенное число людей постоянно в отдельной группе домов, то это место должно иметь статус населенного пункта со всеми вытекающими последствиями. На практике, регистрируясь на даче, надо иметь в виду, что в больницу или школу придется ездить в ближайший крупный населенный пункт, где эти учреждения имеются.
Однако Константин Апрелев считает, что этот пассаж, если он останется в тексте законопроекта после его принятия, будет «прямым основанием для обращения в Конституционный суд, который наверняка его отменит». И даже до обращения в КС постоянно проживающие собственники смогут обращаться в местные суды с конкретными требованиями обязать местную администрацию провести дорогу или построить фельдшерский пункт на основании того факта, что платят налоги, которые должны идти на развитие этой территории, а сама территория является местом постоянного проживания многих граждан. Я думаю, суды будут принимать решения в основном в пользу жителей. Правда, требовать можно будет только то, что зависит от местной администрации. Например, отделение «Сбербанка» или «Почты России» они организовать не смогут.
Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс