За последние два года Ставропольский край прочно закрепил за собой статус одного из наиболее проблемных регионов России. В первую очередь вследствие роста межэтнической напряжённости. Некоторые эксперты даже начали прочить краю участь Косово. «Свободная пресса» не раз писала об этом.
Опубликованная на днях статья «Ведомостей», в которой предрекается скорая отставка губернатора Ставропольского края Валерия Зеренкова (назначенного на этот пост всего-то чуть больше года назад) очередное подтверждение того, что ситуация в регионе, мягко говоря, не улучшается. Эксперты говорят о том, что пожилой и не очень активный губернатор не адекватен стоящим перед краем проблемам. Однако можно вспомнить, что и относительно молодой и активный постпред президента в СКФО Александр Хлопонин отнюдь не успешно решает те проблемы, ради решения которых его и назначили на этот пост. Таким образом закрадываются сомнения в том, что нынешняя политическая элита способна выдвинуть в кандидаты на пост губернатора человека, который обеспечил бы хотя бы относительное спокойствие в этом регионе.
— Смена губернатора Ставрополья не просто вероятна, она практически неизбежна, — считает профессор, лидер партии «Новая Сила» Валерий Соловей. — Ситуации в крае вышла из под контроля. Поскольку на федеральных телеканалах целенаправленно была выпущена серия передач на эту тему, то можно не сомневаться, что Зеренкова «уйдут».
Что касается того, удастся ли кому-то вернуть ситуацию под контроль, то мы пока не знаем, кто победит на грядущих губернаторских выборах в этом субъекте федерации, и насколько серьёзно власть готова взяться за наведение порядка.
Одно можно сказать точно: изменить ситуацию на Ставрополье можно только кардинально изменив в целом политику в отношении Северного Кавказа. Ситуация в крае вышла из под контроля не сама по себе, а вследствие экспансии северокавказских криминализованных группировок на территорию края. А местная власть сделать с этим ничего не может, да и не хочет. Жители Ставропольского края уже рассматривают себя, как заложников, а сам край, как «кормовой ресурс» для развития республик Северного Кавказа. Это вызывает у них, мягко говоря, недовольство.
Повторяю, чтобы ситуацию изменить, надо кардинально менять политику федерального центра в отношении Северного Кавказа. Судя по некоторым симптомам, к этому изменению сейчас готовятся.
«СП»: — За последние три года в крае уже сменились два губернатора. И вот третий претендент «на вылет». О чём говорит такая кадровая чехарда?
— О системном сбое. То, что делал Кремль последние 6−7 лет на Кавказе, могло привести только к таким результатам. И это лишь цветочки… Ситуация в регионе становится сейчас одним из главных факторов нестабильности в стране. Надо называть вещи своими именами — в Дагестане, к примеру, идёт практически гражданская война. Куда уж дальше?!
«СП»: — Возможно ли ещё нормализовать ситуацию на Кавказе или процесс хаотизации принял необратимый характер?
— Всё зависит от того, насколько далеко готов пойти Кремль, чтобы навести здесь порядок.
Ставропольский журналист и политолог Антон Чаблин считает, что одна из основных проблем нынешней краевой администрации в том, что она очень мало уделяет внимания информационной политике и взаимодействию с обществом.
— К обострению межэтнических проблем в крае приводит косная информационная политика, проводимая руководством края. Думаю, и говорить не нужно, насколько в современном обществе важно грамотно работать со СМИ, умело пропагандировать через них государственную политику. Правительство должно быть открыто. У нас этого нет. На мой взгляд, это в немалой степени вина Зеренкова. Он человек старой формации. Ему трудно понять, что необходимо не только пиариться в подконтрольных газетах и на ТВ, но и работать с блогерами, электронными СМИ, чтобы выстраивать обратную связь с обществом.
Я подозреваю, что для него это всё очень далеко. А от первого лица очень многое зависит. Не удивительно, что у нас на государственных сайтах очень трудно найти какую-то адекватную информацию. Например, недавно мы в местной блогосфере обсуждали сайт краевого Министерства туризма. Там за исключением подборки фотографий почти нет информации о достопримечательностях Ставрополья. И как же при таком отношении министерство собирается привлекать инвестиции, пропагандировать край?!
Были какие-то попытки наладить работу открытого правительства Ставрополья, но всё это заглохло на начальной стадии.
Власть очень неуклюже реагирует на те межнациональные конфликты, которые происходят в крае. В результате интернет отдаётся на откуп разносчикам слухов, домыслов и откровенных провокаторов. Например, была у нас история со строительством мечети в Ставрополе. Правительство не давало почти никакой информации по этой теме. Ограничилось куцым сообщением о том, что мечети не будет, ситуация под контролем. В результате — интернет взорвался. Половинчатая информация, к тому же выданная с опозданием, приводит только к дополнительным домыслам. Так же было в Невиномысске, когда кресло под губернатором, насколько я знаю, шаталось. Практически месяц после убийства приезжим чеченцем местного жителя со стороны городских и краевых властей было глухое молчание. Только после того, как люди начали выходить на митинги, последовала какая-то реакция.
Много говорилось губернатором в первые месяцы после вступления в должность, что необходимо развивать контакт власти с общественными организациями. Я вот тоже вошёл в общественный совет по проблемам ЖКХ. Ну и что? За прошедший год нас дважды собирали на заседания. Но никаких реальных дел не последовало.
Нашим регионом, в силу непростой ситуации в нём, должен руководить человек, который умеет работать на опережение. Он должен быть грамотным, очень тонким политиком, окружившим себя командой профессионалов.
«СП»: — Есть ли среди региональных политиков в Ставропольском крае люди, которые могли бы вести себя более адекватно в сложившейся ситуации?
— Толковые политики есть. Но как они поведут себя, если получат губернаторское кресло, — сказать сложно. Например, в своё время связывались надежды с Юрием Тыртышовым, теперь уже бывшим вице-губернатором края. Молодой, энергичный грамотный управленец. Однако вскоре выяснилось, что человек пришёл на эту должность просто для того, чтобы лоббировать какие-то свои проекты.
Учитывая, что новый губернатор должен быть уже избран, а не назначен, могу сказать, что людей, обладающих большим кредитом доверия со стороны населения у нас нет. Среди ставропольцев велика велика усталость от политики.
«СП»: — То есть в случае смены губернатора наиболее вероятен сценарий «варяга», которого федеральная власть всячески будет «раскурчивать», назначив «и.о.»?
— Да. Видимо, так. Есть политики, которые лично мне вполне симпатичны. Но они мало известны людям. В то же время, у Зеренкова есть задел народной любви, особенно на селе. Он себя позиционирует как патриот края, он близок к народу. В условиях прямых выборов он наберёт определённый процент голосов. Но в городах он проиграет.
Вероятность, что Зеренков уйдёт с поста губернатора до конца года я оцениваю примерно в 70 процентов. От его зачастую безграмотных действий устала и оппозиция, и значительная часть населения.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв призывает не торопится с выводами о скорой отставке Зеренкова.
— Президент всегда любил довольно неожиданные кадровые ходы. Поэтому прогнозировать отставку главы Ставрополья не берусь. Думаю, что если замена и произойдёт, то главным претендентом на губернаторское кресло будет кто-то из местных. Потому что Ставропольский край принадлежит к числу регионов, где «варягов» воспринимают не слишком хорошо.
Кстати, я не переоценивал бы проблемность края. Да, есть негатив, связанный с близостью некоторых северокавказских республик. Я бы сказал, что межнациональные проблемы в край «приезжают» вместе со студентами из этих субъектов федерации. Во многом межэтническая напряжённость в крае вызвана обычным бескультурьем тех, кто сюда приезжает. Как мне сказал один горец, раньше в русские города переселялась русская деревня, а теперь — кавказская. В аулах во многих семьях по 8−9 детей, а безработица в республиках огромная. И в том, что выходцы с Кавказа пытаются найти какую-то работу на том же Ставрополье, вины губернатора нет.
А в целом Ставрополье довольно динамично развивающийся регион. И, как считают некоторые жители соседних областей, экономическая ситуация в крае получше, чем у них.
«СП»: — О чём говорит ситуация с Хлопониным, которого «ставили» на Кавказ, вроде бы, для того, чтобы в северокавказских республиках уменьшилась безработица, однако мы имеем то, что имеем? Может быть, у нынешней власти просто нет адекватных людей, которые бы могли решить задачу такого масштаба, как нормализация ситуации на Северном Кавказе?
— Политическая элита, как заметил ещё Черчилль, совершенно не приспособлена для решения проблем. Она приспособлена к тому, чтобы выигрывать выборы. Беда в том, что у нас ещё с советского, кстати, времени специалисты очень редко поднимаются до высоких государственных должностей. Тот, кто что-то понимает в специфике межнациональных отношений первым лицом в ведомстве, отвечающем за эти отношения, никогда не станет. А губернаторами, как правило, становятся «конкретные пацаны», которые торговали много лет водкой, и в результате могут оплатить региональную выборную кампанию. Такие люди кроме того, что делать деньги, ничего другого не умеют. Федеральная власть в свою очередь старается за редкими исключениями, не засылать в регионы «варягов», чтобы не вступать в конфликт с местными элитами.
В результате, губернатор, может быть, неплохо умеет прокладывать дороги, но о межнациональных проблемах он слышал разве что из СМИ, и как их решать не знает. И от смены губернатора ничего не меняется.
Фото: Глеб Котов/ РИА Новости