Дело Дмитрия Устинова продемонстрировало масштаб деградации российского ВПК. Об этом пишет The Los Angeles Times. Издание уверяет, что Устинов подозревается в импорте «сотен тысяч запрещенных видов оружия» из США в Россию. В мае он был задержан в международном аэропорту Вильнюса.
«Проблемы, с которыми столкнулась российская военная промышленность, являются настолько „катастрофическими“, что страна оказалась не в состоянии производить сложные виды вооружений и устройств, которые необходимы национальной обороне», — цитирует американское издание «Газета.ru».
"СП" уже писала о деле Устинова. Американцы обвиняют его в том, что он с группой сообщников экспортировал и «покушался» на экспорт числящихся на вооружении в США видеокамер дальнего наблюдения с инфракрасным излучением и тепловыми датчиками, приборов ночного видения. Ранее СМИ сообщали об утечке из правоохранительных органов — о том, будто с июля 2010 по октябрь 2012 года было нелегально приобретено и экспортировано, как минимум, 13 «запрещенных» приборов. В этот список входят тепловой монокулярный прибор для видения L3, тепловые видеоскопы, ночная оптика D-740, приборы ночного оптического видения D-760 и прибор ночного видения PVS-14 «третьего поколения».
Известно, что за десятилетия разрушительных реформ наш ВПК сильно «просел» по многим показателям. Можно ли говорить, что наш оборонный комплекс прошёл точку невозврата и мы уже не можем обходиться без закупок и менее благородных способов приобретения иностранного вооружения?
— С таким же успехом можно обвинить и США в том, что они закупают некоторые виды комплектующих для современного вооружения. В том числе и у нас, — считает вице-президент Академии Геополитических проблем Константин Сивков. — А также, занимаются промышленным шпионажем в России. К примеру, похищают данные о производстве новейших ракет «Шквал».
Да, Россия сегодня имеет довольно серьёзные проблемы с комплектующими для современного вооружения. Во многом это вызвано стараниями тех же США в 90-е годы, которые всячески способствовали «реформам», приведшим к развалу оборонно-промышленного комплекса. Тогда, напомню, была осуществлена приватизация целого ряда стратегически важных объектов ВПК, осуществлявших производство микросхем и уникальных материалов. Так называемые инвесторы, а, по сути, американская пятая колонна, покупали предприятия с целью их банкротства. Нечто подобное происходило и в гражданской сфере, в частности, в автопроме.
Ущерб был нанесён огромный. Однако то, что мы сегодня почти догнали те же США по уровню продажи оружия, говорит о том, что наш ВПК на плаву, и пытается восполнить понесённые потери. Да, в том числе и путём нелегального импорта вооружений с целью их копирования. У нас есть дружественный Китай, который производит и поставляет нам некоторые материалы, необходимые для наших новейших вооружений. Хочется надеяться, что руководство страны исправит прежние ошибки и национализирует предприятия ВПК, захваченные преступным путём в 90-е годы, восстановит их работоспособность. Только таким образом мы сможем вернуться в то положение, которое занимали в конце 80-х годов.
Хочу напомнить, что к моменту разрушения кучкой негодяев Советского Союза наша военная наука и промышленность на многих направлениях опережали американцев. Мы могли производить практически все виды вооружений самостоятельно. Наши военные компьютеры на тот момент превосходили американские аналоги.
«СП»: — Что-то сегодня указывает на то, что в руководстве страны собираются национализировать предприятия ВПК?
— Обнадёживает только одно — планы новой волны приватизации государственных предприятий пока отложены. Судя по последним масштабным учениям будут предприниматься попытки восстановить военный потенциал вооружённых сил России. У руководства страны просто нет другого выхода. Иначе некоторых его представителей может постичь печальная судьба Каддафи и Мубарака. А без масштабной национализации того, что было разгромлено в предшествующие годы, задачи модернизации ВПК не решить. Думаю, что в ближайшие годы это будет осознано властью. При этом я считаю, что национализация не должна проводиться так, как это предлагает Анатолий Чубайс. Он хочет, чтобы разгромленные собственниками предприятия теперь выкупались государством за вполне приличные деньги. В то время, как покупались они зачастую за смехотворные суммы.
Я полагаю, что это должно делаться иначе — предприятия должны быть конфискованы у нынешних собственников без всякой компенсации. Мало того, с их счетов, в том числе иностранных, необходимо снять капиталы, которые пойдут на восстановление предприятий.
«СП»: — А в принципе, современная Россия ещё способна вернуться к ситуации, когда мы могли бы производить современные виды вооружений, не приобретая разного рода разработки и комплектующие за рубежом?
— Безусловно. Хотя научные кадры у нас сейчас в значительной степени деморализованы, но они ещё не уничтожены окончательно. В этом плане у нас ситуация лучше, чем в первые годы советской власти, когда были разгромлены и без того слабые научные кадры царской России. Кстати, в начале 20-го века в русской армии большая часть военной техники была импортного производства. О танках мало кто слышал, даже из офицеров. И тем не менее, за неполные два десятилетия были созданы образцы современного на тот момент советского вооружения.
Нам сегодня, учитывая тяжесть понесённых потерь, понадобится лет 10, чтобы выйти из нынешнего кризиса. Для этого необходимо, чтобы прекратилось банальное воровство. Но не только. Нужен духовный порыв народа. А он невозможен без объединяющей большинство граждан страны прорывной идеи. В 20 веке для нашей страны это была советская идея, нацеленная на достижение всеобщего социального равенства. И сегодня нация должна убедиться, что предложенная ей идея работает не на кучку «приватизаторов» и чиновников, а на весь народ. Надо, наконец, понять, что капитализм и процветание России — понятия несовместимые. Мы должны вернуться на социалистические рельсы с некоторыми коррективами и сохранением частной собственности в ограниченных объёмах. Примером в этом смысле может послужить Китай. Тамошние миллиардеры жёстко контролируются государством. Их попытки управлять своими капиталами в ущерб собственному государству пресекаются тюрьмами и расстрелами. Также там поступают с проворовавшимися чиновниками. Поступая таким образом, мы сможем модернизировать и ВПК и промышленность в целом.
— Конечно, со стороны американского издания имеет место некоторое сгущение красок, — считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Это политический «наезд», в свете отношений между нашими странами в последнее время. Он мало имеет отношение к проблемам производства современных вооружений.
В каких-то отраслях мы действительно отстаём. И чем дальше, тем больше увеличивается разрыв.
Где-то мы по-прежнему на уровне. Наши сильные отрасли — двигателестроение, самолётостроение, ударные системы вооружений.
А вот с электроникой, беспилотными летательными аппаратами, системами управления войсками у нас проблемы.
«СП»: — Россия всё больше будет зависеть от импорта вооружений?
— Сложно сказать. Сегодня существует программа модернизации ВПК, на которую выделено три триллиона рублей. В зависимости от того, в какой степени она будет выполнена, к 2020 году станет ясно, будем ли мы деградировать и дальше, или всё-таки сможем удерживать лидерство по многим направлениям военно-технического производства. В принципе, деньги для решения этой задачи выделены достаточные.