В Украине отпраздновали 1025-летие со Дня Крещения Руси. Отпраздновали широко, с размахом. По приблизительным оценкам, государству это удовольствие обошлось в пять миллионов долларов. Не маленькие деньги, как для украинского бюджета, в котором, что в тех отцовских штанах, впору латать дыры.
Впрочем, расходы, на первый взгляд, себя окупили. Торжественные мероприятия прошли на высоком уровне. Хотя недовольные, конечно, остались. И немало.
Главные претензии — кто бы сомневался? — высказали окрашенные в радикально жовто-блакитные тона националисты с предсказуемыми лозунгами «Геть москалей!». Самые активные, — представители партии «Свободы» (жаль, конечно, что её лидер Олег Тягнибок среди протестующих так и не появился) — несмотря на запрет, собрались на Европейской площади возле гостиницы «Днепр». Всё как положено: плакаты, кричалки, лозунги — предсказуемо антироссийское, воинственное, с немного параноидальным душком: «Визит Путина и Гундяева связан лишь с одним — попытками пропагандировать в Украине „русский мир“. Они пытаются сказать, что никакой Украины не было и не существует».
Митингующих, правда, собралось немного — человек десять. Были ещё и другие скопления, в иных местах (на Майдане, у Мистецького Арсенала), но вот единого выступления не получилось.
Некоторых — для перестраховки — усадили в милицейские «бобики» и отвезли в райотделения, обязав выплатить 170 гривен штрафа.
Пообщалась милиция и с активистками — куда без них? — почившего движения «Femen». Действия его представительниц вовремя и до визита Путина больше напоминали судороги катящегося по наклонной, как в романе Генриха Бёлля, клоуна, который, осознавая всю степень собственного бессилия, уже и не знает, чем бы привлечь внимание зрителей. Сперва «Femen» сообщили об избиении своего идеолога (оказывается, есть такой), а после о нападении на их лидершу, госпожу Гуцул (до этого-то во время акций она, в основном, отсиживалась в стороне), у которой похитили шпица по кличке Фима. Ну а затем постарались разорвать бомбу, сделав заявление о трёх похищенных активистках. «Участницы движения и фотограф были жестоко избиты у подъезда, после чего их силой затащили в машину», — отмечалось в пресс-релизе движения.
Взрыва не получилось. А вот конфуз случился изрядный. Оказалось, что оголившихся и не реагирующих на замечания вяло позёвывающих милиционеров девиц забрали в Оболонское райуправление милиции.
И всё же, с чего, собственно, такая активизация, напоминающая ту, что описал Николай Васильевич Гоголь в нетленном произведении «Вий»?
Оказывается, Путин в Украину приехал. Отпраздновать и заодно цены на газ обсудить. Да ещё и не один, а с Патриархом Кириллом, который привёз крест Андрея Первозванного. Полный Роял Флэш, так сказать. Салом не корми — дай повозмущаться. Правда, не на улицах — до прошлогодних акций вроде встречи Патриарха активисткой «Femen» с криками «Изыди» нынешние протесты явно не дотягивали, — а в социальных сетях и СМИ.
Запестрели, вспыхнули заголовки — «Кирилл едет в Украину на бронепоезде». Кто-то ляпнул и понеслось. Андрей Кураев информацию опроверг, но кто его слушать-то будет? Удивительно, что не сообщили о специальной пушке, — дарю идею — стреляющей святой водой.
Националисты заявили, что никакого Владимира Путина в Украине не надо. А глава раскольнической церкви Филарет сообщил, что УПЦ Киевского патриархата отметит празднество обособленно. В общем, поднапряглись вечные оппозиционеры, будто тёща в гости собралась.
Впрочем, Украина особо и не расслаблялась. Ко встрече Путина и Кирилла готовились со всей ответственностью. На охрану общественного порядка выделили больше четырёх тысяч правоохранителей. Понатыкали заградительных щитов и металлоискателей, точно решили свести киевлян с ума нескончаемым пиканьем. Даже снайперов, говорят, на крышах поставили. И обратились к народу с просьбой «проявлять толерантность к различным вероисповеданиям».
Президент Виктор Янукович, который даже прервал отпуск, видимо, так волновался, что впопыхах назвал Киевскую Русь — Украинской.
Перестраховались и блюстители высокого искусства. Организаторы выставки «Великое и величественное» запретили, а позже зарисовали картину под названием «Колиивщина: Страшный суд», где были изображены изнасилованная во Врадиевке Ирина Крашкова и её насильники-милиционеры, горящие в котле чернобыльского реактора вместе с судьями и священниками. Автор назвал это актом цензуры накануне празднования 1025-летия со Дня Крещения Руси, а главный куратор Мистецького Арсенала, где выставлялась картина, Александр Соловьев в знак протеста написал заявление об уходе.
В общем, страсти перед визитом Путина и Патриарха кипели, как в том котле, что изображён на картине. Только дровишек подкидывай.
Владимир Путин прибыл в Киев утром и отправился по оцепленному, точно бандажом, Киеву на Владимирскую горку, где совершился праздничный молебен, собравший президентов Украины, России, Молдовы, Сербии, членов украинского правительства, городские власти Киева, а так же 9 из 15 глав православных поместных церквей. Зато не нашлось места простым верующим — проход перекрыли, что, в общем-то, неудивительно, учитывая площадь и количество желающих помолиться.
Вместо Владимирской горки их пригласили быть на воскресной литургии 28 июля в Киево-Печерской Лавре, где выставили крест Андрея Первозванного. Народу пришло столько, что заняли не только всю территорию Лавры, но и окрестные улицы, парки.
Днём же 27 июля Путин вручал иерархам Украинской Православной Церкви Московского патриархата государственные награды. В частности, митрополит Владимир удостоился Ордена Александра Невского, а ещё шесть митрополитов получили Ордена дружбы и почётные грамоты президента России.
А вечером на главной улице страны Крещатике состоялся праздничный концерт. На сцену вышли Кубанский Казачий хор, группы «Братья Карамазовы», «Алиса», «Ю-Питер». Их выступления перемежались с сюжетами, текст к которым написал киевский богослов протоиерей Андрей Ткачев.
Путин же тем временем улетел в Севастополь на празднование Дня ВМФ, но обещал вернуться. Чтобы вновь проверить готовность Украины и её столицы.
Ведь выглядит он со своими украинскими визитами — и не его в этом вина — точь-в-точь как московский барин, приезжающий в своё малоросское — может, поэтому роковое «Малороссия» вызывает у украинцев столь повышенное буйство гормонов агрессии? — имение с ревизией. Так, панове, а что вы тут без меня делали? Что построили? Что подлатали? Рассказывайте, рассказывайте…
И вокруг барина собачкой вьётся управляющий имения и суетится: «Вот, видите, как мы хорошо сделали, тут и тут». А рядом охрана зыркает, чтобы кто какой мерзопакости не сотворил. Хотя никто ничего совершать толком и не собирается. Барин ведь такой нужен. Иначе кого ненавидеть и презирать?
А так сидят хлопцы по углам тесных хатынок и всё ругают да клянут барина. Карикатурки и пасквили на него сочиняют, показывают друг другу и сами же умилительно хохочут. Мол, смотрите, какой он дурачок, какой он плохой, да чего вообще он сюда сунулся?
Визит Путина и Патриарха вскрыл извечное неудовлетворённое: особо самостийные украинцы, похоже, испытывают фобии наподобие тех, что вытравливаешь из себя всю жизнь, но никак не избавишься. Увидел, например, паука в детстве, испугался и всю жизнь их боишься.
Так и в душевных чащах украинских националистах несгибаемыми партизанами засели укоренившиеся страхи, передававшиеся из поколения в поколения — о москалях-эксплуататорах, о крипаках и крипачках — суровое наследие имперского прошлого. Ну как тут от него избавишься?
А избавляться, между тем, надо. Ведь чем больше звучит подобных разговоров, чем больше украинской желчи и ненависти изливается по отношению к России, тем явственнее, отчётливее проступает украинский комплекс неполноценности (как в детстве говорили: «У кого что болит, тот о том и говорит»), тем пышнее цветут и растут малоросские фобии, которые всё никак не дают побрататься Ивану Никифоровичу с Иваном Ивановичем.
От редакции:
В празднованиях 1025-летия Крещения Киевской Руси отказался принять участие президент Белоруссии. По некоторым данным, решение Александра Лукашенко стало ответом на чрезмерно сухой тон официального приглашения, отправленного украинскими властями. Возможно, что Лукашенко проигнорировал празднования по сугубо дипломатическим соображениям, не желая обсуждать наболевшие экономические проблемы с президентами Украины и России. Вместе с тем, ряд экспертов видят в демонстративном шаге Александра Лукашенко попытку заявить о Минске, как о самостоятельном центре православия, равном по значению Москве и Киеву. Отчасти, этот вывод подтверждает неожиданная инициатива президента Белоруссии, заявившего 26 июля о необходимости реформирования православной церкви.
Фото: ИТАР-ТАСС