Похоже, в Кремле прорабатывают сценарий со снятием Алексея Навального — кандидата в мэры Москвы от оппозиции — с предвыборной гонки. Иначе трудно объяснить, почему Генпрокуратура просит возбудить уголовное дело о зарубежном финансировании кампании Навального — соответствующие материалы уже направлены в следственные органы. Сообщение об этом появилось в понедельник на сайте ведомства.
«В ходе проверки подтверждаются сведения об иностранном финансировании избирательной кампании А. Навального. В частности установлено, что через электронную платежную систему Яндекс-деньги свыше 300 иностранных юридических и физических лиц, а также анонимных жертвователей из 46 стран мира (в том числе США, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Канады) с 347 IP-адресов направили в электронные кошельки А. Навального и членов его предвыборного штаба Н.Н. Ляскина, К.С. Янкаускаса и В.Л. Ашуркова деньги на избирательную кампанию», — говорится в сообщении.
При этом федеральный закон и закон Москвы запрещают вносить пожертвования в избирательные фонды иностранными государствами и иностранными организациями, гражданами, анонимными жертвователями, — напоминает Генпрокуратура.
Сам Алексей Навальный выразил резкое несогласие с позицией Генпрокуратуры. «Финансирование нашей кампании осуществляется строго по закону и юридически совершенно безупречно. Все платежи приходят на расчетный счет в Сбербанке. Все платежи проверяются Мосгоризбиркомом. Если они нам говорят: платеж незаконный, не указано отчество, или дата рождения, или, тем более, гражданство — мы возвращаем платеж», — написал оппозиционный политик в своем блоге.
Сыр-бор, напомним, разгорелся с подачи лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который потребовал от прокуроров проверить происхождение денег, поступающих Навальному через Яндекс-кошелек. Оперативность, с которой Генпрокуратура отреагировала на запрос Жириновского, говорит о том, что комбинация была согласована с кремлевскими кураторами кампании.
Возможно, Навальный стал слишком опасным претендентом на пост мэра Москвы, поэтому в Кремле решили не рисковать и нейтрализовать оппозиционера. Косвенно эту версию подтверждает исследование компании «Медиалогия», сделанное по заказу газеты «Ведомости». «Медиалогия» проанализировала, сколько раз за последние три месяца кандидат от оппозиции Навальный и кандидат от власти упоминаются в пуле федеральных СМИ (федеральные газеты, журналы, информагентства, радиостанции и телеканалы). Как оказалось, внимание им уделяется практически равное. Правда, о Навальном негативным было каждое пятое сообщение.
И вот, похоже, Кремль в экстренном порядке решает проблему, которую сам же создал. Как отмечает декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева, власть сама сделала многое для раскрутки Навального, причем некоторые граждане воспринимают его — по сути, кремлевский проект — как альтернативу Владимиру Путину.
Что на самом деле стоит за решением Генпрокуратуры?
— Это неприятная ситуация, но она не является опасной для Навального до 8 сентября, — уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — Навальный сейчас выполняет важнейшую для Кремля функцию — легитимизирует московские выборы. Если относится к нему как к вождю — это, конечно, непростительно. Если как к обычному человеку, а не супергерою, каким его пытаются изобразить либеральные СМИ — это вполне нормальная сделка. Суть ее проста: Навальный выполняет определенную неприятную работу в интересах власти, а взамен поддерживает собственную известность, плюс, вероятно, получает смягчение наказания.
Должен заметить, что наша бюрократия живет в значительной степени по родоплеменным законам. Так вот, «кровником» Навального является Следственный комитет. Если бы заявление о зарубежном финансировании сделал СК, все было бы понятно — враги пытаются помешать хорошему человеку. Но Генпрокуратура — принципиальный исторический оппонент Следственного комитета — напротив, поддерживает Навального. Ведь именно по заявлению прокурора Алексей Навальный получил свободу и возможность участвовать в этих выборах — случай беспрецедентный в истории РФ.
Словом, действия Генпрокуратуры не могут быть направлены против Навального. Просто потому — насколько я могу судить — что руководство Генпрокуратуры и Навальный относятся к одному и тому же либеральному клану. Я считаю это предположение вполне обоснованным.
В нынешней ситуации действия Генпрокуратуры направлены, с одной стороны, чтобы повысить известность Навального и придать его ореолу мученика дополнительный блеск. С другой — работа Навального заканчивается 8 сентября. Вполне возможно, Кремль опасается, что Навальный и его люди, скажем так, не посчитают нужным выполнить неформальные договоренности. И поэтому собирается после 8 сентября не смягчить участь оппозиционера, а усугубить ее.
— Возможно, за проверкой Генпрокуратуры стоят кремлевские кланы, играющие «за» Навального, — считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Если Навального снимут с выборов, это его очень сильно подкрутит. Другой вариант — его попытаются снять, но не снимут. Пока, по крайней мере, все события вокруг Навального в ходе этой кампании идут по принципу «наехали — отъехали».
«СП»: — Можно ли сказать, что Навальный — управляемый игрок Кремля?
— Есть группа кремлевских кланов, которые играют на Навального. И какие-то свои действия он с ними согласовывает.
«СП»: — Как будет развиваться ситуация с проверкой Генпрокуратуры?
— Думаю, до 8 сентября новое уголовное дело против Навального поступит в суд. Но если на снятие Навального подадут, а его не снимут — это лишь увеличит вероятность второго тура. В любом случае, «наезд» прокуратуры Навальному на руку — у него сейчас совершенно очевидное проседание по информационным поводам. Плюс, имеется проблема с дебатами: теперь Навальный становится донором рейтинга для остальных кандидатов. Ему, Навальному, нужно этого невыгодного развития ситуации каким-то образом избежать. Возможно, неслучайно история с Генпрокуратурой произошла именно накануне дебатов, когда могло начаться перераспределение рейтинга Навального другим кандидатам…
— Заявление Генпрокуратуры — это реакция силового блока, который с самого начала был настроен жестко против Навального, — убежден политолог Федор Крашенинников. — В начале кампании рейтинг оппозиционера, по ощущениям власти, был достаточно мал, и они рассчитывали на спокойные выборы. Но ситуация вышла из-под контроля. Поэтому сейчас силовой блок усиленно предлагает свой вариант решения проблемы: не ждать 8 сентября, а по какому-либо поводу снять с выборов Навального и закрыть тему. При этом силовики исходят не из собственного политического интереса — только из желания сохранить нынешний режим и стабильность.
Думаю, если силовой вариант Кремль устроит, это будет означать только одно: рейтинг Навального вырос так сильно, что власть испугалась не на шутку. Это обернется политической нестабильностью и превращением выборов мэра Москвы в бессмысленный бардак. В этом случае будут делегитимизированы и сами выборы, и их победитель. Если же Кремлю хватит терпения не снимать Навального, нынешний демарш прокуратуры выглядит ошибочным шагом. Давно замечено, что как только власть устраивает подобную выходку, это играет на руку оппозиции.
— Решение Генпрокуратуры вновь поставило на повестку дня главный вопрос: как у нас, в России, должен осуществляться политический процесс, — отмечает историк и публицист Андрей Паршев. — Если мы спокойно относимся к тому, что этот процесс зависит от денег — мы автоматически оказываемся в зависимости от зарубежных игроков в политике, поскольку на Западе денег все-таки больше. Если запрещаем зарубежное финансирование — политику будут определять наши олигархи. Если мы делаем политический процесс независимым от денег, но оставляем в силе административный ресурс — политику, как сегодня, определяет правящая группировка, сместить которую практически невозможно. Думаю, нам еще предстоит разработать собственную систему, которая бы позволяла соревноваться во власти действительно достойным людям, и при этом не зависеть ни от денег, ни от административного ресурса.
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян