КПРФ требует проверить «Единую Россию» на предмет финансирование из-за рубежа. Об этом «Свободной прессе» сообщил глава юридического отдела КПРФ, зампред думского комитета по конституционному законодательству Вадим Соловьев. Компартия направила запросы сразу в четыре ведомства — Генпрокуратуру, Министерство юстиции, Центризбирком и Федеральную налоговую службу после того, как в СМИ и блогах появилась информация, что в региональные фонды поддержки «Единой России» перечисляют средства иностранные юрлица.
О финансировании «Единой России» «Ярославской сбытовой компанией» (перечислила партии власти 55 млн руб.) в марте 2013 года написал «Рыбинск Online». А в июне «Свободная пресса» рассказала об иностранных владельцах другого спонсора «ЕдРа» — «Белгородского цемента». По данным, на которые ссылаются коммунисты, конечным владельцем первой компании выступает зарегистрированный на Кипре оффшор Sunflake Limited, а вторая — входит в структуру «Евроцемент груп», которая принадлежит швейцарской Eurocement Holding AG.
По сути, фонды-прокладки с упоминанием названия партии существуют для того, чтобы получать деньги, которые субъекты политической деятельности не могут получать по закону. Например, деньги российских юридических лиц с иностранным участием. Так, в законе существует прямой запрет на финансирование партий российскими юрлицами, у которых доля иностранцев в уставном капитале составляет более 30 процентов.
Особенно показателен случай с ОАО «Ярославская сбытовая компания», которая взимает с граждан платежи за электричество. По информации «Эха Москвы», председателем Совета директоров ОАО «ЯСК» является член Совета Федерации, видный ярославский единоросс Виктор Рогоцкий, а зампредом правления и членом Совета директоров Дмитрий Вахруков — сын бывшего губернатора, а ныне замминистра регионального развития Сергея Вахрукова. «Члены „Единой России“, занимая посты в коммерческих организациях, просто перекладывают деньги в карман партии», — утверждает издание.
Словом, схема финансирования «Единой России» аналогична той, которую инкриминировали Алексею Навальному. В начале августа замруководителя ЦИК «Единой России» Константин Мазуревский обвинил оппозиционера в том, что тот использует «двухступенчатую схему» пополнения избирательного счета, когда деньги «вначале поступают от непонятных третьих лиц понятным для кандидата жертвователям — физическим лицам, а те уже, в свою очередь, от своего имени вносят эти деньги на специальный избирательный счет кандидата как свои собственные, хотя таковыми они на самом деле не являются».
Делается так потому, что в законодательстве существует пробел. Там не указано, как именно поступать, если финансирование партии осуществляется через посреднические структуры вроде фондов поддержки. Этой лазейкой, как утверждают коммунисты, воспользовались единороссы. Правда, господин Мазуревский опроверг обвинения КПРФ — заявил, что партия не имеет замечаний от контролирующих органов и финансируется в соответствии с законом.
В случае подтверждения информации КПРФ Минюст может вынести предупреждение партии, а в случае неисполнения требований — направить обращение в Верховный суд РФ с требованием приостановить деятельность или вообще запретить партию. Чем аукнется история с иностранным финансированием «Единой России»?
— Фонды поддержки «Единой России» — по сути, посреднические организации, — утверждает Вадим Соловьев. — Деньги, которые в них закачиваются, в фондах обезличиваются, и уже от имени фондов перечисляются «Единой России». Между тем, статья 30 закона «О политических партиях» четко говорит, что жертвователи напрямую перечисляют деньги политической партии. И гражданин, и юрлицо перечисляют деньги через банк. Это сделано, чтобы финансирование партий было максимально прозрачным, чтобы не составляло большого труда проверить, не подпадает ли под перечень ограничений та или иная организация-донор.
Никаких посреднических организаций закон не предусматривает. В связи с этим мы и направили запросы в Генпрокуратуру, Минюст, Центризбирком и Федеральную налоговую службу. Мы требуем, чтобы они не только проверили конкретные факты на причастность к финансированию «Единой России» иностранного капитала, но и дали правовую оценку законности схемы, при которой пожертвования проводятся через посредническую организацию.
«СП»: — Можно ли говорить, что практика финансирования партии власти через фонды — массовая?
— До 50% денег поступают «Единой России» именно через региональные фонды поддержки. Это довольно приличная сумма — речь идет о миллиардах рублей. Вопрос в том, насколько законны эти деньги. С моей точки зрения, уже сам факт, что средства поступают через фонд, вызывает сомнения в их законности.
«СП»: — Почему единороссы прибегают к подобным схемам?
— Я могу об этом только догадываться. Закон говорит, что если некоммерческой организации (фонду поддержки) поступили деньги от структур, которые не имеют права жертвовать партии деньги напрямую, фонд не может перечислять эти средства партии в течение года. Однако по истечению этого срока — пожалуйста. Это позволяет накапливать деньги госпредприятий с участием иностранного капитала для проведения избирательных кампаний. Допустим, если выборы должны стартовать через три года, можно загодя закачать в фонд поддержки деньги, и пустить их в дело в ходе избирательной кампании.
Схема финансирования через фонды дает определенные преимущества. Хотя бы потому, что при такой схеме нет четкой отчетности, как в случае прямого финансирования партии (его контролирует Центризбирком).
«СП»: — Вы отправили запросы — какая будет реакция на них?
— Первая реакция уже известна. Заместитель председателя ЦИК Леонид Ивлев, даже не прочитав запроса, заявил, что «за весь период существования партии „Единая Россия“ к ней ни разу не было претензий по этому вопросу». Если также поступят другие проверяющие инстанции — понятно, каким будет результат.
Я все же надеюсь, что наши правоохранительные органы проявят в данном случае минимум объективности: обратят внимание на финансирование не только оппозиции, но и партии власти. На мой взгляд, какие-то факты из указанных в запросах должны найти подтверждение. В этом случае незаконно перечисленные единороссам деньги должны быть возвращены спонсорам.
«СП»: — Если факты подтвердятся, чем это чревато для «Единой России»?
— Центризбирком в этом случае должен дать соответствующее предписание, а партия — в месячный срок вернуть деньги. Если она не выполнит это требование, ЦИК должен проинформировать Минюст, а Минюст — вынести официальное предупреждение партии. Если партия и после этого денег не вернет, Минюст может поставить вопрос о приостановлении деятельности региональных отделений «Единой России» на срок до трех месяцев. Если и это не поможет — поставить вопрос о ликвидации партии власти через суд.
— У «Единой России» сегодня наблюдаются серьезные проблемы с финансированием, — уверен политолог, член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров. — С одной стороны, «ЕдРо» отчасти потеряло реноме главной партии власти, которой все должны помогать. С другой — антикоррупционная — условно — кампания единороссов по выдворению представителей бизнеса из Госдумы и Совета Федерации естественным образом снизила мотивацию потенциальных спонсоров партии. Зачем, спрашивается, бизнесмену давать «Единой России» деньги, если за них он не может купить мандат? А если купит — с этим мандатом, возможно, придется расстаться?! Все это вызвало серьезный сбой в схеме «двухступенчатого» финансирования, которая раньше широко использовалась в «Единой России».
Кроме того, значительная часть российских компаний, как мы знаем, зарегистрирована в оффшорах. Если так, обвинения в иностранном финансировании выглядят вполне логичными.
Думаю, впрочем, обвинения КПРФ к оргвыводам в «Единой России» не приведут, поскольку у этого дела вряд ли будет продолжение. Но сам факт, что такие обвинения входят в широкую практику — неприятный сигнал для единороссов.
— Широкие массы избирателей об этой истории ничего не узнают, — считает политолог Федор Крашенинников. — Сомневаюсь, что тему об иностранном финансировании «Единой России» будут освещать по ТВ. Зачем единороссы применяют такую схему — в целом понятно. Никто им добровольно по 100 рублей с пенсии не шлет. На добровольные пожертвования «Единая Россия» свой колоссальный аппарат — чиновников, которые на больших зарплатах сидят в многочисленных офисах партии — содержать не сможет.
Поэтому деньги «ЕдРо» получает самым простым и естественным способом — путем давления на предпринимателей. Им прямо говорят: хочешь заниматься бизнесом — помогай партии власти. Я знаю, что это делается через региональные администрации. И этот способ приносит хорошие результаты. Тот же Навальный любит рассказывать, как «Мосэнерго» выделило 200 миллионов рублей в качестве спонсорской помощи «Единой России». Это же прекрасно — куда еще энергетикам деньги девать, правда?!
Я не сомневаюсь, что среди жертвователей сплошь и рядом попадаются юрлица с участием иностранного капитала. Большая часть бизнесменов в России ведет дела через оффшоры. Им сложно ворочать миллионами, не давая денег фондам-прокладкам. Думаю, среди жертвователей попадаются и фирмы-однодневки — схемы финансирования в различных регионах могут быть самые невероятные.
Думаю, проблема в том, что за годы доминирования у «Единой России» сформировалось чувство безнаказанности. Что бы они ни делали — им все сходило с рук. Мне кажется, единороссы над чистотой финансирования никогда всерьез не думали, они просто с удовольствием брали деньги у всех, кто им приносил. Сегодня это стало для всех очевидным…