По инициативе научных работников Российской академии наук (РАН), общероссийского движения «Образование для всех», Московской городской территориальной организации российского профсоюза культуры, профсоюза медиков «Содействие» и сообществ московских студентов в театре Содружество актеров Таганки состоялся Конгресс интеллигенции города Москвы (свободный просмотр прямой трансляции).
В работе Конгресса приняли участие нобелевский лауреат по физике Жорес Алферов, лидер фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов, первый заместитель председателя Государственной Думы, кандидат в мэры Москвы от фракции КПРФ Иван Мельников, экс-заместитель председателя Счетной палаты России Юрий Болдырев, заместитель председателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин и экс-министр культуры СССР Николай Губенко.
Накануне этой встречи «СП» взяла интервью у кандидата в столичные мэры Ивана Мельникова.
«СП»: — О чем вы хотите говорить с представителями московской интеллигенции?
— В течение последних двух лет в социальной и образовательной сферах города под видом «оптимизации» и «модернизации» активно проводится слияние госучреждений, а зачастую и их ликвидация, а также сокращение штатов их работников. На деле это делается ради коммерциализации учреждений социальной сферы в ущерб их главному предназначению.
Москвичи лишаются хороших больниц, поликлиник. Научные учреждения закрываются, исторические здания сносятся и перестраиваются. Репертуарные театры перепрофилируются в сомнительные культурные центры. Театральные труппы сотрясают постоянные конфликты от непрофессионализма «эффективных менеджеров», которых руководство города назначает руководить артистами.
Но у всех этих негативных тенденций, у всех неприятных историй есть одна общая для них причина — москвичи по факту совершенно лишены права решать судьбу местной больницы или сквера. И причина в том, что органы местного самоуправления в столице полностью задавлены исполнительной властью.
«СП»: — Как работает этот механизм подавления?
— Прямое волеизъявление граждан в форме референдума не проводится в Москве с 1993 года. Избирательная система на муниципальном уровне не работает. Муниципальные избирательные комиссии самостоятельно не провели ни одних выборов в муниципальных округах. Они не финансируются из местных бюджетов, контролируются и управляются из управ и префектур. Таково фактическое положение дел.
Между тем, российской Конституцией (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ. Статья 12 гарантирует местное самоуправление на всей территории страны.
Далее, статья 131 Конституции однозначно говорит, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. А на деле из муниципальных округов местные полномочия изъяты и находятся у исполнительной власти города (53 отраслевых департамента, управления, комитета, 11 префектур, 125 управ районов). Аппарат органов исполнительной власти в городе в 300 раз (!) больше представительной и муниципальной властей районов и города вместе взятых.
Такое несправедливое, непропорциональное деление властных полномочий находит свое полное отражение и в материальной сфере. Муниципальная собственность в муниципальных округах находится в распоряжении исполнительной власти города с 1993 года, распродаётся ею.
Исполнительная власть лишила муниципальные округа земли, недвижимого имущества, жителей многоквартирных домов — придомовой территории, чердаков, подвалов. Местные налоги и сборы, минуя бюджеты муниципальных округов, зачисляются в городской бюджет. При этом бюджеты муниципальных округов составляют всего лишь 0,03% (!) от бюджета города Москвы.
«СП»: — Такой расклад сил в имущественной сфере, в количестве сотрудников структур, наверно, попросту позволяет правительству Москвы полностью диктовать жителям, число которых перевалило за 12,5 миллионов человек, свои законы?
— Да, вы правы. 97% законов, принимаемых в столице, принимаются по инициативе правительства города. Так что, получается, что чиновники сами пишут правила для своей работы, делая их обязательными для всех горожан. Этот механизм также нуждается в серьезной трансформации. Дело исполнительной власти — исполнять.
Первичные органы территориального общественного самоуправления (ТОСы домов, кварталов, микрорайонов) «вытоптаны» исполнительной властью. Взамен ТОСов насаждаются жилищные объединения из собственников жилья в виде ТСЖ, советов домов, которые не могут осуществлять в интересах всех жителей управление домами, а тем более территориями в микрорайонах.
В муниципальных округах, где имеются органы местного самоуправления и их администрации, исполнительная власть создала еще и районные управы, что привело к двоевластию: управа района и совет депутатов. В каждом из районов города Москвы имеется три «главы»: муниципального округа, администрации и района. При этом территориальное деление на административные округа и районы совершенно не соответствует историческому делению Москвы.
На уровне административных округов представительная власть вообще отсутствует, вся власть узурпирована префектурами.
При этом вопиющее несовершенство модели местного самоуправления в Москве нам объясняют необходимостью сохранения единства городского хозяйства и единства бюджетной системы города. Однако советский и мировой опыт свидетельствуют о надуманности этой аргументации. Лондон, Нью-Йорк, Париж, Берлин и другие мегаполисы имеют четкое разделение городского и муниципального управления с соответствующими бюджетами.
«СП»: — Описанная вами ситуация создают мощную платформу для различных злоупотреблений в городе? А издержки приходится нести бюджету и москвичам…
— Сращивание бизнеса и власти — с районного до городского уровня — уже никем не отрицается. Количество «коррупционных кормушек» увеличивается, «черный нал» и «откаты» процветают, средние размеры взяток увеличиваются, должности продаются, инвестиционные проекты лоббируются, конкурсы и аукционы по строительным контрактам, подрядам и закупкам различных материалов, лекарств и др. в большинстве случаев носят фиктивный характер (объем госзакупок составляет около 600 миллиардов в год). Поставить заслон всем этим в корне недопустимым явлениям может только возрождение в Москве местного самоуправления.
Бюджет столицы несет ежегодно издержки в размере 7,27 млрд. рублей только на содержание чиновников территориальных органов исполнительной власти. Разумеется, перераздутый аппарат надо решительно сокращать.
Что говорить об издержках для населения, то они на виду, всем известны. В результате злоупотребления исполнительной властью своим правом в последнее время москвичи столкнулись с угрозами: выселения за МКАД, постоянного проживания на обочинах транспортных хорд, рокад и магистралей, стояния в «пробках», застраивания парков и ежегодной вырубки 100 тысяч деревьев, уничтожения объектов культурного наследия, сноса гаражей, засилья коррупции и платности в медицине, образовании и властных коридорах, обнищания по причине роста налогов и штрафов, тарифов на услуги, цен на товары и тому подобного.
Сегодня перед москвичами есть простой выбор: перестать быть манипулируемым «электоратом» или на долгие годы вперед смириться с беспределом тех, кто уже перешел все границы в борьбе за власть.
«СП»: — Что предлагает КПРФ в преддверии выборов мэра Москвы?
— Привести территориальное деление Москвы в соответствие с историческими границами. В 1991 году в Москве насчитывалось 33 района. С этого времени площадь «старой» Москвы практически не увеличилась, но количество районов в 1993 году было увеличено в 3,7 раза, что значительно повысило затраты на содержание органов власти. Прокуратура, суды, военкоматы в Москве перешли на новое территориальное деление. Представляется целесообразным вернуться в основном к исторически сложившемуся делению «старой» Москвы, уточнив размеры районов с учетом возросшей численности населения и присоединенных территорий Новой Москвы. Административные округа должны быть упразднены.
Перераспределить полномочия между городом и муниципальными округами, выровнять бюджеты на воссозданных муниципальных округах. Бюджеты префектур административных округов, составляющие порядка 125 млрд. руб. в год, должны быть перераспределены бюджетам муниципальных округов. Расходы на содержание 125-ти управ также перераспределяются в пользу бюджетов муниципальных образований. Полномочия муниципальных образований в границах «старой» Москвы должны соответствовать статусу «городских округов» на территории «новой» Москвы. Изменение границ муниципальных образований потребует согласия жителей, выраженного на референдуме. Таким образом, в Москве становится возможной двухуровневая структура с публичной властью, максимально приближенная к населению.
Все это создаст предпосылки для совершенствования избирательного процесса в городе, введения прозрачности и контроля горожан за расходованием средств органами власти, реформированию правоохранительной системы — от выборности мировых судей, до формирования муниципальной милиции.
Фото: ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков